Смекни!
smekni.com

Американский период творчества П.А. Сорокина (стр. 2 из 16)

Книга «Человек. Цивилизация. Общество» - одна из самых удачных попыток передать многогранное творчества социолога российскому читателю. Здесь собраны воедино отрывки многих главных работ американского периода: «Долгая дорога», «Социология революций», «Социальная и культурная мобильноть», «Кризис нашего времени», а также книга содержит несколько работ из рукописного наследия. В предисловии А.Ю. Согомонова «Судьбы и пророчества Сорокина» содкржится как биографическая информация, так и описание основной его идеи – интегрального синтеза.

Книга «Главные тенденции нашего времени» представляет собой одну из популярных адаптаций для читателей его четырехтомника «Социальная и культурная динамика», но содержит также дополнительную теоретическую информацию. Прежде всего следует выделить такие главы как «Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР в смешанный социокультурный тип (перекликается по содержанию с его статьей в «СОЦИС» «Общие черты и различия между Россией и США»), а также пятую главу «Таинственная энергия любви» о его концепции творческого альтруизма, которая целиком воспроизводится в «СОЦИС» №8,9 за 1991 год с комментариями Сапова. Это издание – второе, переработанное и дополненное тремя приложениями – именным указателем, словарем иноязычных слов,и списком трудов П.А. Сорокина , опубликованных на русском языке. Также здесь есть обзорная критическая статья Т.С. Васильевой, ценностью которой является проведение параллелей и различий циклических теорий Сорокина, Данилевского, Шпенглера, Тойнби – это очень ценная информация сравнительного характера.

Последняя книга, изданная в 2000 году – «Заметки социолога: социологическая публицистика» содержит в себе практически все его статьи, очерки, заметки, в газетах «Воля народа» и других, а также несколько рецензий. Ценности в отношении данной курсовой работы она не представляет, но здесь содержится превосходно составоленная библиография его трудов, которая легла в основу представленной в данной работе; исключение составила часть со списком литературы на иностранных языках, занимающей много страниц и бесполезной для нас при поиске первоисточников.

В учебниках по истории социологии удслось почерпнуть не очень большое количество информации.

С.С. Новикова в своем учебном пособии «История развития социологии в России» , представляет основные его этапы, отметив П.А. Сорокина во втором этапе (1890- нач. 20 века) в школе неокантианства. Однако, подробно останавливаясь на перечне его трудов , биографии и анализе главных трудов русского периода, американский период ею совершенно не освещен. Она останавливается в своем описании на депортации 1922 года.

Следующий учебник «История русской социологии 19 –20 веков» посвящает П.А. Сорокину 9 главу (автор ее мною не уточнялся), отмечая его как представителя бихевиористической социологии. Содержит довольно подробное для учебника жизнеописание, скурпулезный анализ «Системы социологии» , кратко освещает идеи работ американского периода. Источник информации весьма полезный.

В «Истории русской социологии» А.Н. Медушевского Сорокину посвящена 9 глава. Содержание информативно, изложение теоретично, лаконично и последовательно, однако воспринимается тяжело.

Статьи Сорокина в журнале «СОЦИС», публикуемые, если проанализировать по годам, с завидным для других социологов постоянством, в основном приводятся без комментариев. Как правило, присутствует только информация о годе написания, месте первого опубликования и об основной идее статьи.

К сожалению, многие статьи, напечатанные в журнале, дублируют опубликованные в книгах, хотелось бы побольше статей редких, неизвестных российскому читателю. Из таких статей следует отметить следующие: «Историческая необходимость», «Колонизационные вожделения», «Условия и перспективы мира без войны», «Социализм и социальное равенство».

Среди других статей, комментировать моторые я не буду, следует особо отметить следующие: «Моя философия – интегрализм», «Социология вчера, сегодня, завтра», «Забытый фактор войны», очень полезные для более полного понимания сущности теоретических идей Сорокина.

Литература критического характера, если не считать упомянутые уже комментарии и критические статьи в учебниках и книгах, представлена статьями в журнале «СОЦИС» различных авторов. Считаю необходимым рассмотреть отдельно русских и американских авторов.

Из русских авторов особо следует выделить В.В. Сапова – он очень активно печатается в журнале, и не только по сорокиновской тематике, но все же большинство его статей посвящены Сорокину. Из его статей необходимо выделить следующую – «Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки» - кратко, информативно, логично.

В биографическом плане интерес представляют статьи «Автографы Питирима Сорокина», «П.А. Сорокин и М.М. Ковалевский», «Зырянский след в биографии Питирима Сорокина», «Фрагменты из воспоминаний», «Эпистолярное наследие П. Сорокина» (авторы разные).

С точки зрения анализа сорокиновских идей ценны статьи Голосенко И.А. «П, Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка»и Ю.В. Яковца «Великие прозрения Питирима Сорокина». Последняя из указанных статей содержит попытку «примерить» прогнозы Сорокина на реалии сегодняшнего дня.

Из иностранных авторов наиболее системно и необычно представляет материал Б.В. Джонстон. Его статья «Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени» во многом перекликается с одноименной статьей Бондаренко В.М. и статьей Ю.В. Яковца.

В.Джеффрис рассматривает «четыре фундаментальных принципа интегрализма, производные от идей Сорокина». Описание его несколько туманно и запутанно; прочитав его статью, кратко, тезисно охарактеризовать эти четыре принципа я не смогла, но понятно одно – то, как он их называет в подразделах, не соответствует содержанию разделов. Он опирается на принцип «Золотого Правила», которое не совсем, на мой взгляд, верно трактует относительно сорокиновской теории. Он пишет: «Интегральная социальная наука сосредоточена на причинах и следствиях Золотого Правила, выраженного в добродетелях и пороках» и особо подчеркивает «концепты добродетели и порока». Но если следовать его логике, то интегральное общество должно в итоге представлять собой совокупность одних добродетелй, что есть утопия в чистом виде, даже сам Сорокин неоднократно подчеркивал невозможность существования подобного общества, невозможность полного избавления от пороков, стремясь в своей концепции интегративного общества освободится от самых тяжелых и болезненных для социального порядка их форм.

В целом нужно отметить, что иностранные авторы более вольно манипулируют понятиями, концепциями и идеями Сорокина, весьма интересно и по-своему их интерпритируя, в то время как российским авторам более свойственно не «отрываться» слишком сильно от сорокиновского текста и традиционных представлений о нем.

Объект работы: научное наследие и творчество П.А. Сорокина.

Предмет работы: американский период деятельности Сорокина (1923 – 1968).

Цель работы: представить сжатую поэтапную характеристику основных теоретических направлений научной деятельности Сорокина.

Задачи работы:

Кратко изложить основные биографические данные о социологе, сконцентрировав внимание на малоизвестных, интересных фактах его жизни.

Доказать преемственность научного творчества американского и русского периодов в основных работах Сорокина.

Обосновать необходимость выделения, охарактеризовать и раскрыть сущность каждого из представленных в работе теоретических направлений в творчестве Сорокина.

П.А. Сорокин: жизнь и судьба.

Начиная повествование о «долгом путешествии» Питирима Александровича, нужно прежде всего ответить на вопрос: где родился этот человек? На сей счет существует несколько версий, равно как несколько версий существует также относительно точной даты его рождения. (в одних документах указано 20 января, в других 23, асам Сорокин настойчиво указывал 21 января). Не имеет смысла останавливаться здесь на рассмотрении этих версий, детально и обстоятельно изученных А.В. Липским и П.П. Кротовым в их очерке, следует указать, к какому выводу в итоге они пришли: «… доподлинно узнать время появления на свет Питирима Сорокина – 20,21 или 23 января – уже не представляется возможным. Однако место рождения – село Турья, Яренского уезда – более не подлежит сомнению» [12].

Итак, родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года в селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии. (в указании даты рождения отдадим дань уважения мнению самого Сорокина).

Отец Александр Прокопьевич Сорокин был странствующим ремесленником и занимался церковно-реставрационными работами. Сам он был устюжанином, где, собственно, и выучился чеканному ремеслу у знаменитых мастеров Великого Устюга, в одной из гильдий. Отход Сорокина – старшего за 300 верст от родных мест в отдаленный уезд Вологодской губернии на заработки, по мнению Липского и Кротова, объясняется не только конкурентными мотивами ( Александр Прокопьевич мог не опасаться конкуренции в Яренске, так как приходы многочисленных церквей были многолюдны и богаты, а ремесленников насчитывалось всего 22), но также активной и регулярной миграцией в Коми край выходцев из Вологодской губернии.

Начиная свои странствия в поисках заработка, он появился в селе Жешарт, примерно в км. От Яренска. Здесь Александр Прокопьевич познакомился с Пелагеей Васильевной – зырянкой крестьянского рода – которая в 1883 году стала его женой. Очень скоро после свадьбы Сорокин заканчивает реставрационные работы в Жешарте, и молодые перебираются в село Гам. В 1885 году у них родился первенец Василий. Продолжая свое путешествие по селам Яренского уезда, они в течение трех лет проходят: Коквицы, Айкино, Усть-Вымь, Ляли, Княжпогост, Вотчу, Оттлы, Онежье, и, наконец, Турью. В Турье они остаются зимовать вдоме Ивана Алексеевича Панова, земляка Сорокина, преподавателя Турьинского земского училища. Здесь же в 1889 году и родился второй сын Питирим. Окрестили его в честь епископа Питирима (одного из местных усть-вымьских святых, чей праздник по церковному календарю 1889 года приходится на 24 января 1889 года, о чем имеется запись в метрической книге воскресенской церкви села Турья. Крестным отцом Питирима стал И.А. Панов. Весной, по окончании работ в Турье, семья Сорокиных двинулась дальше вверх по реке – к селам Кони и Весляна. Дальше обжитых человеком мест не было, и семья Питирима повернула обратно. Сплавляясь теперь уже вниз по реке, делая остановки там, где имелась работа, к осени 1892 года они добрались до Коквиц. В этом селе в 1893 году Пелагея Васильевна родила третьего сына Прокопия и там же, в 1894 году, скончалась от рака в возрасте 34 лет, по воспоминаниям современников П.А. Сорокина, она была женщиной редкой красоты и чистоты души. С этого трагического события, ставшего первым сознательным воспоминанием Питирима Александровича и начинается его автобиографическая книга «Дальняя дорога». После смерти матери отец Сорокина продолжал заниматься ремеслом, обучая основам мастерства сыновей Василия и Питирима, младший Прокопий жил в Римье у сестры матери Анисьи (1860 – 1949), у которой не было своих детей. Отец не женился снова и пытался справиться с тоской по жене исконно русским способом: заливая ее водкой. По свидетельству Питирима Александровича, отец его очень много пил, а приступы запоя часто заканчивались белой горячкой. В 1899 году, после очередного такого приступа, 14-летний Василий и 10-летний Питирим ушли от отца и начали самостоятельную жизнь бродячих ремесленников, отступив от обычного маршрута своего отца и отправившись вверх к истокам реки Вычегды. Через два года, в 1901 году, их отец погиб. Несмотря на то, что братьям едва исполнилось 15 и 11 лет, им заказывали работу в нескольких селах, в том числе и в Палевицах; а в Римье они были наняты даже для реставрации Яренского Спасского собора (!). Объем работ был настолько масштабен, что Сорокины даже брали помощников. По окончании этого подряда в 1902 году Василий и Питирим приходят на работу в село Гам, где происходит событие, ставшее поворотным пунктом в судьбе юного Сорокина. Необходимо отметить, что к этому времени Питирим имел уже начальное образование, завершение которого пришлось на весну 1901 года, когда он, работая в Полевицах, окончил там местную церковно-приходскую школу. До этого он посещал школы грамоты в селах, где работал с отцом и братом, много читал, а чтению, письму и счету обучала его вместе с другими крестьянскими детьми одна из жительниц деревни Римьи, у которой проживала его тетка Анисья, забравшая к себе братьев после смерти их матери. Так вот, в 1902 году в селе Гам открылся набор в Гамскую второклассную школу, которая была создана специально для подготовки учителей в школы грамоты в селах Яренского уезда, этим она отличалась от обычных церковно-учительских школ, воспитывавших преподавательские кадры для церковно-приходских школ. В толпе зевак и родителей, присутствующих на публичном экзамене, устроенном кандидатам в первый набор учащихся, оказался и Питирим Сорокин. Решив попробовать свои силы, он блестяще справился с испытанием и в числе немногих был принят в школу. Положенная ему стипендия составляла всего 5 рублей в год, и эти два года полуголодной жизни в школе Сорокин выдержал только благодаря помощи и поддержке Анисьи, снабжавшей его сухарями.