Смекни!
smekni.com

Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов (стр. 2 из 16)

Из статьи доктора социологических наук Г.Г.Силласте:

Этой теме («Гендерная социология в познании общественно – экономической жизни») был посвящен «круглый стол»,состоявшийся 16 февраля в финансовой академии при Правительстве РФ.Его организаторами явились кафедра социологии,редколегия журнала «Социологические исследования»,

Исследовательский комитет по гендерной социологии Российского общества социологов,Международная ассоциация «Женщины и развитие».Были рассмотрены различные аспекты развития гендерных исследований ,раскрыт накопленный опыт освещения гендерной тематики.(12)

Гармонизация отношений двух равноценных и равнозначных половин человечества (гендерных отношений) с целью более полного раскрытия их потенциала во имя прогресса общества – найважнейшая задача современного мирового сообщства.Поэтому диалектическое единство мужчины и женщины таит в себе,с одной стороны ,проявление обьективных процессов выравнивание возможностей женщин и мужчин , а сдругой –проявление ноаой идеологии современной социальной жизни – гендерной идеологии.

Выдающаяся роль в этом историческом процессе выпала Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин 1995) которая прошла под эгидой ООН.Она вошла в историю конца 20 века как родоначальница гендерной идеи ,основывающейся на конструктивном взаимодействии мужчин и женщин во имя ликвидации дискриминации и высвобождение их духовно-интеллектуального потенциала.Другим выдающимся социологическим шагом конференции стало официальное представление мировому сообществу гендерного подхода к анализу ,прогнозированию,планированию и организации жизни общества как эффективного инструмента ликвидации гендерных принципов ООН назвала государство.(13)

С Пекинской декларации 1995 года: «Мы принимаем и как правительство обязуемся выполнять Платформу действий,следя за тем ,чтобы гендерные аспекты находили отображения во всех наших стратегиях и программах».(14)

По мнению ведущих современных социологов, мы живем в эпоху ошеломляющих социальных изменений,отмеченных трансформациями,которые радикально отличаются от трансформаций прежних периодов.

Мир людей,живущих в 21 веке ,значительно отличается от мира предшественников.Раздвинулись не только горизонты восприятия мира от локальной среды типа поселения до планетарного масштаба ,но и средства познания и общения между людьми.Лицо века,проявляющееся в достижениях технической цивилизации,ускорении и усилении разнообразия общественной жизни,неизменно связывают со способностями человека,разделением и специализацией общественного труда,культурой.Человек оказывается уязвим как никогда.(15)

Современная ситуация в стране характеризуется ломкой сложившихся форм и способов жизнедеятельности всех слоев общества,переходом на новые условия озяйствования,рыночным отношениям.У одних людей стоит на первом месте семья и их проблемы,для других характерна производственная направленность,третьи в своей жизни гармонично сочетают профессиональные интерессы,интересы семьи и общественные интересы.(16)

Задавшись однажды вопросом,кто же такие «женщины » и кто же такие «мужчины»,что означют эти слова в социокультурных интерпретациях, я обнаружила отсутствие таких дефиниций в философских и социологических,политологических и других толковых энциклопедических словарях и справочниках.Только в одном словаре (Словарь русского языка:В 4 т.) термин «женщина» определен как, «лицо»,противоположно по полу «мужчине».Очевидно,авторы следовали за В.И.Далем толковавшим слово «жена» как «женщина» или лицо женского пола,противоположное «мужчина».(18)

Определение двух половин человечества - мужчина и женщина – и особенностей их взаимодействий только по половому признаку показалось мне не достаточным.Особенно после того,как пришло осознание,что в социологии – науке ,изучающей социальнве изменения,происходящие главным образом по инициативе и во взаимодействии мужчин и женщин, до сих пор не существует таких базовых социологических категорий,как»женщина» и «мужчина».Они оказались своего рода «белым пятном» в современной социологии.

Знаменательно,что социум нашего макромира состоит из двух взаимодействующих половин.Составляя единое социальное полое,они имеют как общее,так и свое специфическое определение категориям «мужчина» и «женщина»,то можно получить следующее, а именно «женщина» и «мужчина» как два разных начала,две разные природы,имеющие различную психологию и неодинаковое социальное сознание,суть диалектическое социальное единство,высшее проявление которого –семь.При этом важно отметить,что те и другие могут различаться интересами,ценностями,динамиками стратификации,тягой к тому или иному виду деятельности и т.д.Апофеозом их единения как социальных групп является семья.Но и в ней интересы и ценности распределяются неодинаково.

Кстати,через категорию «семья» особенно проявляется социальная нагрузка с представителями и с представительницами разных полов:если в социологии понятие «семья» как социологическая категория присутствует и пользуется признанием,то ее базовые составляющие – мужчины и женщины отсутствуют,фигурируют как некие бесполые обьекты,не институциализированные половины человечества не могут рассматриваться с позиции социологии.Следовательно,женщины равно как и мужчины-как различные социальные группы со своими интересми,мотивами,ценностями,- нуждаются в институализации в сциологии.Общество,таким образом,суть диалектическое единство этих различных социальных качеств.Возникает вопрос: почему отсутствует социологическое толкование понятия «мужчины и женщины»?Может ли оно быть и если да,то какое?

Нам представляется,что социологическое толкование понятия «Мужчина и

Женщина» .Возможно, однако в большей мере как социобиологическое, то есть , с учетом признака пола.

Биологически, обьективно, мужчины женщины неодинаковы-отличается не только особенностями фигуры,лица и тембром голоса, но и анотомическим устройством,в частности,имеют разное количество рганов их устройство и функции.Но самым главым и , возможно предопределяющим многое другое,является рвзличие в строении их мозга(3).Завершенное целое мужчина и женщина являются лишь вместе и это проявляется в деторождении и семье.Однако период с 16 до 55 лет у женщин более сложен и менее привлекателен с точки зрения формирования положения в ,чем у мужчин.У мужчин профессиональное формирование идет непрерывно с нарастающим темпом. У женщин деторождение и воспитание детей нарушает непрерывность и не только тормозит,но и разрушает их профессиональное формирование . Практика показывает,что разрыв в проф. деятельности свыше 3х лет практически невосполним и женщинам как членам общества непреодолим .Она отстает от мужчины необратимо.

Таким образом, женщина образует социальную группу, имеющую характерные признаки – репродуктивную способность и прерыание профессиональной деятерьности. Для этой группы характерна и своя структура ценностей.Главное место в ней занимают дети;социальная роль матери, хранительницы очага, семьи, рода.(19)

Георг В.Ф.Гегель «Основы фiлософii права»:

«Шлюб,як безпосереднi моральнi вiдносини, мiстить,по-перше момент природноi життевостi, а саме як суттевi вiдносини життевiсть в ii цiлiсностi, власне, як дiйснiсть роду iйого процес.Однак, по-друге, в самосвiдомостi вiдбуваеться перетворення в духовну, самосвiдому любов тiльки внутрiшньоi або в собi cущоi i саме цим у своему iснуваннi тiльки зовнiшньоi едностi природних статей.»(20)

По мнению Нэнси Чодороу ( социолога по образованию, одну из самых авторитарных представительниц феминистской перспективы психоанализа ее книга 1978 стала новаторской в области интерпретации психоаналитической теории половых различий):социальное материнство женщин создает у мужчин психологический и идеологический комплекс связанный с низкой оценкой женщин и неравенством полов,т.к. женщины отвечают за уход за ребенком в раннем детстве и, по большей части, за последующую социализацию,т.к деятельность мужчин в целом происходит за пределами дома, тогда как женщины активничают в его пределах,мальчикам трудно достичь стабильной идентификации с мужской половой ролью.Мальчики предаются фантазиям и идиализируют мужскую роль и своих отцов, и общество определяет это как желательное.

С учетом того что мужчины управляют не только основными общественными институтами, но и самим определением и конструированием общества и культуры, они имеют власть и идеологические средства, чтобы навязать эти восприятия как общие нормы и считать себя ответственными друг перед другом за их претворения в жизь.(это не вопос исключиткльно силы, т.к эти нормы определяют доминирование мужчин, они выигрывают,поддерживая их.)Структкра родительства создает идеологические и психологические механизмы,которые воспроизводят у отдельных мужчин ориентацию на мужское доминирование и его структуры,а также внедряют идею мужского превосходства,само опредеоение мужественности.

Сторонники идей Парсонса и теоретики Франкфуртского института социальных исследований показали,использовав психоанализ, как отосительные роли отцов и матерей в современной семье помогают создавать основы для психологического примирения мужчин с капиталистическим государством.Они исследуют то, как семья готовит людей к подчинению власти и участию в мире отчужденного труда,к обобщенной ориентации на достижения.Эти дополняющие друг друга и частично совпадающие исследования указывают черты личности,которые требуются во всех слоях общества;упор делается на отсутствие внутренней автономии и пригодность для манипулирования.Есть и отличия, наблюдаемые в различных слоях общества.Стороники идей Парсонса больше заняты тем,что как семьи среднего класса готовят мальчиков у тому, чтобы они стали государственными чиновниками(«белыми воротничками»), работниками интеллектуального труда,специалистами в области технтки и менеджерами; теоретики из Франкфурта больше обсуждают генезис черт характера представителей рабочего класса.Старонники идей Парсонса исходят из растущего значения матери и ее обусловленной половой принадлежностью связи с мальчиком младенцем.Теоретики Франкфуртской школы делают упор на историчскую сторону, на уменьшение роли отца и его растущую удаленность, недоступность и потерю авторитета в семье.