Смекни!
smekni.com

Лидерство (стр. 7 из 8)

мож­но­сти по­ли­ти­ков и групп, но и вы­пол­нить про­гно­сти­че­скую ра­бо­ту.

Та­ким об­ра­зом, скла­ды­ва­ет­ся па­ра­док­саль­ная кар­ти­на. С од­ной

сто­ро­ны, со­вре­мен­ные тео­рии ли­дер­ст­ва в со­ци­аль­ной и по­ли­ти­че­ской

пси­хо­ло­гии,,ес­ли рас­смат­ри­вать их во всей со­во­куп­но­сти, ос­тав­ляя за

скоб­ка­ми ес­те­ст­вен­ные ча­ст­ные из­держ­ки ка­ж­дой из них, ка­за­лось бы,

ох­ва­ты­ва­ют все сто­ро­ны объ­ек­тив­но­го яв­ле­ния ли­дер­ст­ва: лич­ность

ли­де­ра, со­ци­аль­ную и пер­со­наль­ную кар­ти­ну его ста­нов­ле­ния; ти­пы

ли­дер­ст­ва; взаи­мо­дей­ст­вие и взаи­мо­от­но­ше­ние ли­де­ра и его ве­до­мых;

мо­ти­вы, ус­та­нов­ки, по­ве­де­ние ве­до­мых; со­от­но­ше­ние ме­ж­ду ли­дер­ст­вом

фор­маль­ным (ру­ко­во­дством) и не­фор­маль­ным; ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки

групп ве­до­мых; си­туа­ции, в ко­то­рых осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ли­дер­ст­во. Вы­хо­дят

за рам­ки дан­ной ста­тьи, но объ­ек­тив­но при­мы­ка­ют к изу­че­нию про­бле­мы

ли­дер­ст­ва и та­кие тео­ре­ти­че­ские на­прав­ле­ния, как ис­сле­до­ва­ния

ор­га­ни­за­ций, по­ли­ти­че­ских дви­же­ний, осо­бен­но­стей фор­ми­ро­ва­ния и

функ­цио­ни­ро­ва­ния об­ще­ст­вен­но­го мне­ния. Важ­но и то, что все эти

ча­ст­ные кон­цеп­ции и тео­рии в це­лом до­пус­ка­ют их вза­им­ную ин­те­гра­цию.

Со­б­ран не­ма­лый эм­пи­ри­че­ский ма­те­ри­ал по про­бле­мам по­ли­ти­че­ско­го и

об­ще­го ли­дер­ст­ва. То есть тео­ре­ти­че­ски про­бле­ма пред­став­ле­на со всех

сто­рон, при­том весь­ма со­лид­но.

Од­на­ко су­ще­ст­вую­щие тео­рии ока­зы­ва­ют­ся по­ка бес­силь­ны­ми или поч­ти

бес­силь­ны­ми, как толь­ко де­ло до­хо­дит до прак­ти­ки. Они пло­хо

пред­ска­зы­ва­ют по­яв­ле­ние ли­де­ров до то­го, как они фак­ти­че­ски вы­хо­дят

на аван­сце­ну по­ли­ти­ки. Они не под­ска­зы­ва­ют, ка­кой ли­дер был бы

оп­ти­маль­ным в тех или иных ус­ло­ви­ях для той или иной стра­ны, пар­тии,

дви­же­ния на бу­ду­щие го­ды. Они не мо­гут пред­ска­зать из­бра­ния

оп­ре­де­лен­но­го кан­ди­да­та и да­же не в со­стоя­нии под­ска­зать, как бу­дет

они про­те­ка­ют. Но от­час­ти, по-ви­ди­мо­му, и в том, что са­ма тео­рия

боль­ше за­ни­ма­лась по­ка внеш­ни­ми ас­пек­та­ми фе­но­ме­на ли­дер­ст­ва, его

фор­ма­ми и про­яв­ле­ния­ми, не­же­ли глу­бин­ным его ана­ли­зом,

при­чин­но-след­ст­вен­ны­ми свя­зя­ми, что в свою оче­редь от­ра­жа­ет со­стоя­ние

мно­гих на­прав­ле­ний пси­хо­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний в це­лом.

Так, вряд ли мож­но до кон­ца по­нять фе­но­мен по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ст­ва,

не ра­зо­брав­шись во всех ме­ха­низ­мах во­ли: как про­ис­хо­дит, на­при­мер,

пе­ре­да­ча во­ле­во­го им­пуль­са дру­го­му ли­цу или ли­цам, по­че­му од­ни лю­ди

на­де­ле­ны этим ка­че­ст­вом в боль­шей, дру­гие в мень­шей сте­пе­ни или же не

на­де­ле­ны во­все. Что по­бу­ж­да­ет их в од­них слу­ча­ях по­ви­но­вать­ся чу­жой

во­ле, да­же ра­до­ст­но при­вет­ст­во­вать ее, а в дру­гих - со­про­тив­лять­ся

ей, ино­гда да­же в ущерб се­бе. Близ­кая к этой про­бле­ме, но все же

са­мо­стоя­тель­ная те­ма - ме­ха­низ­мы вну­ше­ния, так­же ос­таю­щая­ся по­ка

"тер­ра ин­ког­ни­та". По­че­му од­ни идеи вос­при­ни­ма­ют­ся людь­ми с

го­тов­но­стью и чуть ли не сча­сть­ем, а дру­гие на­тал­ки­ва­ют­ся на сте­ну

не­при­ятия и не­при­яз­ни, или же на не­про­би­вае­мое рав­но­ду­шие?

При­ме­ни­тель­но к по­ли­ти­че­ской жиз­ни край­не важ­на так­же пси­хо­ло­ги­че­ская

сто­ро­на про­бле­мы ле­ги­тим­но­сти - ка­кие соб­ст­вен­но пси­хо­ло­ги­че­ские

ме­ха­низ­мы и свя­зи влия­ют на то, что че­ло­век скло­нен вос­при­ни­мать как

за­кон­ное или не­за­кон­ное и не толь­ко в по­ли­ти­ко-пра­во­вом, а ско­рее

да­же в мо­раль­ноп­си­хо­ло­ги­че­ском смыс­ле..

Сей­час уже яс­но, что без об­ра­ще­ния к этим глу­бин­ным сло­ям

пси­хо­ло­ги­че­ской тео­рии лич­но­сти кон­цеп­ция по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ст­ва не

ожи­вет, не за­ра­бо­та­ет в прак­ти­че­ском от­но­ше­нии в пол­ную си­лу.

Оче­вид­но, раз­ви­тие ин­те­гра­тив­ной кон­цеп­ции ли­дер­ст­ва долж­но пой­ти в

бли­жай­шие го­ды имен­но в этом на­прав­ле­нии.

9. По­ли­ти­че­ское ли­дер­ст­во.

Сре­ди раз­лич­ных ас­пек­тов ли­дер­ст­ва по­ли­ти­че­ское ли­дер­ст­во за­ни­ма­ет

осо­бое по­ло­же­ние. Его от­ли­чи­тель­ная чер­та - не­раз­рыв­ны связь с

фе­но­ме­ном вла­сти. По­ли­ти­че­ское ли­дер­ст­во, без­ус­лов­но, ши­ре, чем лю­бая

дру­гая фор­ма ли­дер­ст­ва, и по этой при­чи­не оно пред­став­ля­ет со­бой

осо­бый род вла­сти. Это од­на из са­мых вы­со­ких и са­мых "ох­ва­ты­ваю­щих"

форм вла­сти. Власть - глав­ный ин­гре­ди­ент ли­дер­ст­ва, по­сколь­ку оно

со­сто­ит в спо­соб­но­сти од­но­го или не­сколь­ких лиц, на­хо­дя­щих­ся на

вер­ши­не, за­став­лять дру­гих де­лать то по­зи­тив­ное или не­га­тив­ное, что

они, ве­ро­ят­но, не де­ла­ли бы во­об­ще.

На­ря­ду с фор­маль­ным су­ще­ст­ву­ет и не­фор­маль­ное по­ли­ти­че­ское

ли­дер­ст­во. Ли­дер мо­жет не за­ни­мать вы­со­ких го­су­дар­ст­вен­ных или

пар­тий­ных по­стов, но при этом ока­зы­вать зна­чи­тель­ное влия­ние на

по­ли­ти­че­ские со­бы­тия.

Итак яс­но, что по­ли­ти­че­ские ли­де­ры иг­ра­ют су­ще­ст­вен­ную роль в

лю­бом об­ще­ст­ве. Имен­но по­это­му дан­ный фе­но­мен за­слу­жи­ва­ет тща­тель­но­го

ис­сле­до­ва­ния. Ж. Блон­дель пи­сал, что "не­об­хо­ди­мо за­нять­ся ана­ли­зом

боль­шой груп­пы ли­де­ров, поль­зую­щих­ся зна­чи­тель­ным влия­ни­ем, с уче­том

их стар­то­вой по­зи­ции и внеш­них ус­ло­вий. В этой свя­зи важ­но боль­ше

знать пре­ж­де все­го о пси­хо­ло­ги­че­ских ка­че­ст­вах ли­де­ров при­ме­ни­тель­но

к дан­ной си­туа­ции. Так­же важ­но вы­явить ин­сти­ту­цио­наль­ные ме­ха­низ­мы,

ко­то­рые "ор­ке­ст­ру­ют" по­тен­ци­аль­ное влия­ние ли­де­ров, по­мо­гая

пре­об­ра­зо­вы­вать це­ли в по­ли­ти­че­ские ша­ги, улуч­шая связь ли­де­ра с

на­се­ле­ни­ем и об­рат­но. Вот по­че­му де­таль­ное изу­че­ние влия­ния

по­ли­ти­че­ских ли­де­ров, их ка­честв есть не­что боль­шее, чем

удов­ле­тво­ре­ние про­сто­го лю­бо­пыт­ст­ва от­но­си­тель­но по­ве­де­ния лю­дей,

ру­ко­во­дя­щих ми­ром. Эта за­да­ча пря­мо и не­раз­рыв­но свя­за­на с по­пыт­кой

обес­пе­чить ус­ло­вия, в ко­то­рых по­ли­ти­че­ское ли­дер­ст­во бу­дет

со­вер­шен­ст­во­вать­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние".

10. При­род­ные свой­ст­ва и се­лек­ция ли­де­ров.

Мно­гие ты­ся­чи, да­же де­сят­ки ты­сяч лю­дей ак­тив­но за­ни­ма­ют­ся

по­ли­ти­че­ской дея­тель­но­стью в ка­ж­дой стра­не. Они вы­дви­га­ют­ся из всех

сло­ев об­ще­ст­ва.

По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во их соз­на­ет свою ог­ром­ную от­вет­ст­вен­ность.

Но вряд ли бе­рут ее на се­бя толь­ко ра­ди воз­мож­ных вла­сти, сла­вы и

бо­гат­ст­ва, т.к. на­де­лен за­по­лу­чить их да­ле­ко не все­гда оп­рав­ды­ва­ют­ся.

Но ес­ли не­ко­то­рые лю­ди ре­ша­ют­ся, зна­чит они чем-то от­ли­ча­ют­ся от всех

ос­таль­ных. В чем их от­ли­чие от дру­гих и что их род­нит?

Ви­ди­мо, об­щим у них яля­ет­ся пас­сио­нар­ность, так Л.Гу­ми­лев

вы­де­ля­ет лю­дей, об­ла­даю­щих из­быт­ком био­хи­ми­че­ской энер­гии. У них

стрем­ле­ние из­ме­нить ок­ру­жаю­щее пре­вы­ша­ет ин­стинкт са­мо­со­хра­не­ния.

Хо­тя пас­сио­на­рии со­став­ля­ют очень не­боль­шой про­цент сно­са, они

вы­дви­га­ют­ся во всех сфе­рах об­ще­ст­ва.

Од­на­ко на­прав­ле­ние энер­гии мно­гих пас­сио­на­ри­ев ока­зы­ва­ет­ся не к

мес­ту не ко вре­ме­ни и они по­ги­ба­ют как вы­со­ко­сорт­ные се­ме­на, по­пав­шие

на не­бла­го­при­ят­ную поч­ву. Так про­ис­хо­дит со мно­ги­ми и в по­ли­ти­ке. Но

те, чье на­прав­ле­ние энер­гии на­хо­дит от­клик в об­ще­ст­ве и со­от­вет­ст­ву­ет

его ак­ту­аль­ным по­треб­но­стям, ста­но­вят­ся по­ли­ти­че­ски­ми ли­де­ра­ми.

Ка­ж­дый ли­дер свое­об­ра­зен как фе­но­мен по­ли­ти­ки. Но при всем

раз­но­об­ра­зии по­ли­ти­че­ских ли­де­ров у них всех мож­но об­на­ру­жить важ­ные

об­щие свой­ст­ва.

Во-пер­вых, - ини­циа­ти­ву или при­ня­тие на се­бя от­вет­ст­вен­но­сти за

ини­циа­ти­ву по­ли­ти­че­ских дей­ст­вий, на­прав­ле­ния и мо­би­ли­за­ции

по­ли­ти­че­ской си­лы. При этом нель­зя ут­вер­ждать, что ли­де­рам

свой­ст­вен­но глу­бо­кое да еще диа­лек­ти­че­ски-ма­те­риа­ли­сти­че­ское

по­ни­ма­ние раз­ви­тия об­ще­ст­ва. Ис­то­рия до­ка­за­ла, что им не об­ла­дал да­же

В.Ле­нин. А мно­гие ли­де­ры бы­ли не са­мы­ми ум­ны­ми и не са­мы­ми

об­ра­зо­ван­ны­ми из сво­их со­вре­мен­ни­ков. Да­ле­ко не всем им бы­ло да­но

пред­ви­деть по­след­ст­вия сво­их дей­ст­вий и осоз­нать свою роль. Не­ко­то­рые

ока­за­лись аван­тю­ри­ста­ми.

Во-вто­рых, - го­тов­ность не­сти от­вет­ст­вен­ность за сво­их

по­сле­до­ва­те­лей, за свою ор­га­ни­за­цию, ее по­ли­ти­че­скую си­лу, за все

об­ще­ст­во. И здесь, как и в пер­вом свой­ст­ве, мно­гие мож­но объ­яс­нить

толь­ко пас­сио­нар­но­стью.

В-треть­их, - об­ла­да­ние оп­ре­де­лен­ной по­ли­ти­че­ской ин­туи­ци­ей. Она

по­зво­ля­ет схва­ты­вать то, что нель­зя уви­деть или вы­счи­тать.

Ин­туи­ция ока­зы­ва­ет­ся го­раз­до важ­нее на­уч­ных зна­ний, тео­ре­ти­че­ской

под­го­тов­ки. Вы­даю­щие­ся по­ли­ти­че­ские ли­де­ры не бы­ли уче­ны­ми,

по­ли­то­ло­га­ми, да­же ес­ли их име­но­ва­ли "ко­ри­фея­ми всех на­ук".

В-чет­вер­тых, - спо­соб­ность убе­ж­дать, ско­рее - ув­ле­кать лю­дей. Это,

на­вер­ное, то­же дар пас­сио­нар­но­сти.