Философия Лавея сводится к следующему: в непрекращающейся схватке добра и зла последнее имеет явный перевес. И значит, на земле неминуемо торжество Люцифера, который является олицетворением зла. Поэтому люди должны поклоняться не Богу — символу добра, справедливости и света, а дьяволу — символу зла, ненависти и тьмы.
Как именно надо поклоняться этому символу зла «Сатанинская Библия» описывает обстоятельно. В ней подробно излагаются обряды и мифы, почерпнутые по существу из разных эпох у разных народов и племен древности. Так же «Сатанинская Библия» знакомит читателя с тем, как вызывать дьявола, как продать ему душу, как поддерживать с ним постоянный контакт, как заниматься сатанинским сексом и многим другим.
Под сатанинскими заповедями новичок обязан поставить свою подпись, а кроме этого он должен ещё пройти и специальную проверку его сатанинских «добродетелей», только после чего он допускается к главному ритуалу Церкви Сатаны. Им является так называемая «Черная Месса» представляющая собой пародию христианской «Белой Мессы» — центральным ритуальным действом католической церкви.
По словам вышеупомянутого американского исследователя оккультизма в сегодняшних США М.Труззи, «Церковь Сатаны» отнюдь не является новой формой мистицизма. Она не только отрицает существование сверхъестественных или спиритических сил, но и осуждает употребление наркотиков, средств вызывающих галлюцинации, в целом, вес, что может отделить человека от его материального окружения. Последователи «Церкви Сатаны» не ищут ухода от действительности, напротив, они хотят полностью подчинить её себе, используя для этого любые средства, в том числе иррациональные силы человеческой психики. Поэтому в своё время они выступали против культуры «хиппи» с её наркотиками и альтруизмом. По существу «Церковь Сатаны», как утверждает М.Труззи, не поиск новых духовных ценностей, а всего лишь разочарование в религиозной ортодоксии. [5] Исследование образа мышления и поведения современных сатанистов стало предметом деятельности американского антрополога Э.Мэди. Он в течение нескольких лет был членом одной из сатанинских групп, изучал поведение её членов. Свои наблюдения он обобщил в ряде работ. [3, 4] В секту дьяволопоклонников Сан-Франциско, занимавшихся чёрной магией, входили ведьмы и колдуны, представлявшие различные социальные слои и классы. Спектр их политических взглядов также был разнообразен: от коммунистических идей до национал социалистических. Поведение многих из них можно определить как патологическое, относя к гомосексуализму, садомазохизму, трансвестизму и т.д. В результате проведения специальных психологических тестов, экстенсивных наблюдений и интервью Э.Мэди обнаружил, что общим для всех членов группы является чувство отверженности и одиночества, острое ощущение беспокойства и страха, что обусловлено низкой социальной самооценкой и неумением адаптироваться в обществе. Этот синдром, очевидно, связан с интенсивными внутриличностными конфликтами, случившимися с ними в их нуклеарных семьях во время их социализации: 85% всех членов секты, включая высших жрецов и жриц, сообщили, что их детство было омрачено алкоголизмом родителей, разводами и т.д. Их взрослая жизнь, в свою очередь, несла печать постоянных неудач в любви, бизнесе, сексе, в других социальных действиях и институтах. До вступления в секту дьяволопоклонников каждый пресатанист пережил острое ощущение неудачи в вышеназванных сферах, страх перед результатами своих собственных поступков, становящихся все более непредсказуемыми, он не мог найти хоть какой-нибудь удовлетворительный смысл в своей собственной жизни, представлявшейся ему всё более и более таинственной и загадочной. В попытке хоть как-то контролировать её, придать своему окружению хоть какую-то структуру, чтобы сделать её более предсказуемой и таким образом понятной и менее опасной, пресатанисты ещё до вступления в секту дьяволопоклонников обращались к астрологии, к картам Таро, спиритизму и другим оккультным наукам. Когда же и это не помогло, жизненные неудачи продолжались, они принялись за освоение более активной, позволяющей манипулировать людьми роли «ведьмы» или «колдуна».[4]
Прямой контакт с магией, как с белой, так и с чёрной, потенциальный сторонник сатаны устанавливает с помощью всевозможных журналов, рекламных объявлений, обещающих «снабдить оккультной силой... прямо сейчас... всех тех, кто мечтает о реальном прогрессе в понимании и работе сил, управляющих нашим физическим космосом, ... самостоятельно изучить курс большой Магии». В этих рекламных проспектах и объявлениях обещают научить его: «как добиться успеха в городе, бизнесе, клубе и т. д.», как «найти единомышленника, совместные занятия магией с которым обеспечат нормальную жизнь», как «манипулировать людьми, властвовать над ними». И всевозможные эзотерические общества, издающие различные оккультные брошюры, предлагают научить, как «различные корни, травы, мази и ритуалы могут быть использованы Посредством «белой магии» для внушения любви, достижения богатства или достатка, обретения власти, могущества или мира в семье». Читателя эти публикации научат уверенности в себе и тому, как отгонять «нежелательные или вредоносные силы», ему предлагается вступить в такие оккультные организации, как «Братство Белого Замка», «Монастырь Семи Лучей» (специализирующийся на обрядах эротической магии), «Школу излучения сияния» и многие другие, аналогичные перечисленным группам. До вступления в секту дьяволопоклонников, пресатанист обычно выписывает по почте всевозможную оккультную литературу, в соответствии с рецептами и советами которой он начинает самостоятельные занятия магией. Эта индивидуальная магическая практика укрепляет его «магическое мироощущение» и в то же время дает возможность установить тесные контакты с другими последователями чёрной или белой магии.
По мере того, как исполняемые пресатанистом магические ритуалы усложняются, ему становятся необходимыми всевозможные магические аксессуары и ингредиенты, которые можно достать только в специализированных магазинах. Эти магазины не только обеспечивают занимающегося магией, — снадобьями, черепами, чёрными свечами, восковыми куклами, чёрными котами и т.д., но и служат местом встречи тех, кто интересуется проблемами оккультизма. Нередко робкое обращение пресатаниста к продавцу в таком магазине с просьбой дать ему совет, какой магический товар является более действенным, приводит к представлению его другим, уже постоянным клиентам магазина и более опытным колдунам и колдуньям. Тот же факт, что не только он один занимается магией, поддерживает начинающего мага в его недавно приобретенном стремлении познать тайны магического искусства властвовать над другими людьми. Факт наличия по соседству других колдунов и ведьм служит как дополнительное доказательство того, что все проблемы, затрудняющие и осложняющие жизнь потенциального члена культа сатаны, могут быть действительно решены посредством колдовства. В своих поисках средств власти над другими людьми и свободы от подавляющего их волю общества будущие сатанисты в конце концов обращаются к известному им, обычно широко рекламируемого местными средствами массовой информации «специалисту» в области магии всех направлений — главе сатанинской церкви, с тем, чтобы изгнать мучающих их «демонов», совершить необходимые для этого обряды, и тем самым вернуть или обрести свои силы, уважение к себе со стороны других людей и самого себя.
Обычно первоначальный контакт с сатанистами производит на неофитов благоприятное, успокаивающее впечатление. Среди помощников «Князя Тьмы», возглавляющего секту, или, как их называют в группе, «офицеров» церкви, новичок видит обходительных, уверенных в себе и хорошо одетых людей. Последователи Сатаны часто выглядят как преуспевающие представители среднего класса. Сам «Князь Тьмы» обладает мощным телосложением; впечатление новичка он поражает большой обритой наголо головой и огромной хорошо ухоженной чёрной бородой. Сидя в окружении магических аксессуаров и книг, хранящих «тайны веков», он рассказывает неофитам то, что они в общем-то знают. Путь к власти и успеху, этот путь может и должен быть ими освоен, и этот путь — чёрная магия.
Согласно последователям сатаны, магия может быть только «чёрной». Белой или альтруистической магии они не признают. По их мнению, любой маг всегда стремится извлечь из своих магических манипуляций собственную выгоду, даже в том случае, если он совершает их по заказу. Заявить, что ты отправляешь обряд исключительно для пользы и на благо другого — значит либо совершить акт лицемерия, либо проявить открытую наивность, что в обоих случаях является страшным, с точки зрения Церкви Сатаны, сатанинским «грехом». По определению самих последователей сатанинского культа, магия сама по себе вполне естественна и вытекает из обычного порядка вещей и явлений: она есть достижение изменений в соответствии со своей волей. Они считают, что человек постигает Сатану и чёрную магию в процессе обогащения и развития своего «Я», без чего, как они утверждают, невозможно достичь полноценной эмоциональной жизни. В «Церкви Сатаны» магия делится на две категории: ритуальную (церемониальную) и неритуальную (манипулятивную).
Ритуальная, или «Большая магия» выполняйся в специальном ритуальном пространстве и в особое время. Это эмоциональный, но не интеллектуальный акт. Хотя сатанисты и отводят значительное время интеллектуализации и рационализации магической силы, они подчеркивают, что «любая интеллектуальная активность должна иметь место лишь до магической церемонии, но не во время её». «Нижняя магия», или неритуальная (манипулятивная) магия, напротив, представляет собой тип трансактиональной манипуляции, основанной на понимании тех особенностей характера участников магической процедуры, которые управляют их поведением в жизни. В процессе своей магической практики сатанист учится анализировать и впоследствии использовать в своих целях то, что можно назвать «ахиллесовой пятой» непосредственных объектов колдовского воздействия. Если личность, которая находится в центре такого воздействия, проявляет, например, мазохистские наклонности, то сатанист учится правильно исполнять роль садиста, проявляя по отношению к данной личности доминанту силы и жестокости. Те сатанисты, что вступили в секту дьяволопоклонников, учатся использовать чёрную магию, как «верхнюю», «церемониальную», так и «нижнюю», «неритуальную», для достижения целей, представляющих собой опять-таки антитезу христианских добродетелей. Семь смертных грехов, как они определены в католическом христианском учении — алчность, гордость, зависть, гнев, обжорство, прелюбодеяние и лень, в сатанинской теологии, напротив, считаются главными добродетелями современного дьяволопоклонника. Так, алчность и зависть, согласно сатанинскому вероучению — это естественные человеческие чувства, порождающие честолюбие в человеке и тем самым мотивирующие его поведение. Обжорство необходимо для сохранения биологического рода, гнев — есть лишь средство, или сила самосохранения; прелюбодеяние не «сатанинский» грех, поскольку оно, как и обжорство, необходимо для воспроизводства жизни. Таким образом, следует не запрещать, а, напротив, прославлять и использовать все эти, «естественные инстинкты».