Смекни!
smekni.com

Фрактальные свойства социальных процессов (стр. 2 из 8)

К. Маркс писал Ф. Энгельсу , что "культура , - если она развивается

стихийно , а не направляется сознательно оставляет после себя пустыню

... " (8) .

--------

7)там же стр.373-374

8)Ясюков М.И."Весы Немизиды" стр.139 ,К.Маркс Ф.Энгельс собр соч.

том 32 , стр.45

Управление социальными процессами должно опираться на осознание

социокультурных закономерностей . Научные открытия в синергетике могут

помочь нам достичь гармоничного состояния общества при максимально

возможном благе для всех его членов .

Мысль , высказанная К. Марксом о развитии общества как естествен-

но-историческом процессе не была разрабатываема в нашей стране . Боль-

ше повезло " историческому " аспекту , обеспеченному довольно значи-

тельным числом работ . Что же касается " естественного " аспекта этого

процесса , то его изучение долгое время игнорировалось либо тормози-

лось , а в итоге он поныне остается без внимания . Между тем именно

здесь , на данном пути могут быть обнаружены объективные законы , ко-

торым подчиняется и природа, и, что особенно важно , общество как его

составная часть . Здесь могут быть весьма эффективны так же современ-

ные методы общенаучного познания как принципы симметрии, фрактальный

анализ и др.

Эти законы естественноисторического процесса не могут не быть вскры-

ты не только потому , что " сама история является действительной

частью истории природы , становления природы человеком " (9) но и бла-

годаря включению в процесс познания семантических инвариантов , в силу

общетеоретического их статуса одинаково правомерных и приемлемых в кон-

цептуальных моделях развития природы и общества . Семантическими инва-

риантами в данном смысле являются структурная устойчивость и функцио-

нальная надежность самоорганизующихся систем ( независимо от того ,

--------

9)Сороко Эд. Макс. "Критерии гармонии самоорганизующихся социоп-

риродных систем" , стр.39 ,К.Маркс Ф.Энгельс , соч. т.42 стр.124

какова природа последних - естественная среда, общество или техносфе-

ра ), критерии различения нормы и патологии этих систем, объективные

механизмы гармонизации во всей совокупности своих процессуальных форм.

Таковы же и критерии масштабной и иной параметрической оптимальности

систем в смысле предназначения, места в более широком целом - общие

законы их эволюции и инволюции, структурогенеза и деструктивных изме-

нений , деградации, адаптации и т. п. .

Руководствуясь законами диалектического взаимодействия противопо-

ложностей , где мера является как бы средоточием их центростремитель-

ной ориентации , К. Маркс научно спрогнозировал такую стадию естест-

венноисторического процесса - движения системы " общество-природа " к

фазе своей эволюционной зрелости , на которой дифференциация наук , а

соответственно подразделение объектов на природные и общественные ,

естественные и искусственные в значительной мере утрачивает смысл .

В итоге наука о человеке ( обществоведение ) и наука о природе (

естествознание ) согласно выводам К. Маркса становятся одной наукой

(10) . Происходит их синтез, с обретением нового качества .

Именно такую "мировую линию" в развивающемся организме культуры

земной цивилизации увидел В. И. Вернадский ." Процесс изучения в пла-

нетарном масштабе всего целостного природного тела , понимаемый как

восхождение естествознания по расширяющемся ступеням сложности , - та-

кова главная задача , в решении которой Вернадский видел свою жизнен-

ную миссию ." (11)

--------

10) там же , стр.40

11)там же.

Разрабатываемая в современной науке теория самоорганизации хотя

она и не одна-единственная имеет уже теперь столь широкий диапазон ох-

вата предметных областей , что способна претендовать на синтез унасле-

дованного от классической науки традиционного подразделения объектов на

искусственные , природные и общественные , в равной степени выражать

проблематику и природы , и человека . Существование такой теории или ,

по крайней мере , не без ее непосредственного привлечения, становится

возможным дальнейшее развитие интегративного ноосферного мышления ,

формирование единой научной ноокультуры познания , единого мировоззре-

ния в выработке стратегии освоения природы .

К сожалению , несмотря на то что многие ученые неоднократно заяв-

ляли о крайне перспективном применении синергетических принципов в

изучении общественных процессов серьезных исследований в данной области

нет , либо они не известны широкой общественности . Я считаю что исс-

ледования в этой области позволят решить стоящие перед социологией за-

дачи как общетеоретического уровня так прикладные задачи ( например

создание совершенных математических ( фрактальных ) моделей социальных

структур и процессов ) .

Издревле человек с рождения находится в плену объективных законов

Жизнь человека наполнена страданиями . Религии прямо говорили об

этом и предлагали пути выхода из этой ситуации ." Немецкий социолог

Фюрстенбер пишет , что религиозные верования компенсируют неудачи в

жизни отдельного человека , его личные трудности , болезни , слабости

и т. п. . Из этого вытекает , что любые индивидуальные несчастья го-

рести и страдания рождают религиозную веру. " (12)

Религии указывают людям свет призывают к новому . "Религия -

связная структура верований и обрядов , относящихся к

священным , т. е. отделенным запретным вещам ; верований и обрядов ,

объединяющих в одну моральную общину , называемую церковью , всех ,

кто является их сторонниками " (13) .

Религия т. о. делит мир на две сферы : священное и светское ,

указывая путь , соответственно к священному , говоря о другом полюсе

как о хаосе , дьяволе , источнике страданий и мрака .

Культуру можно охарактеризовать как следствие религии , остаток

отжитых вероучений . Культура - свод фиксированных идей общества , по-

явившихся в результате утраты каким-либо верованием передовых позиций

,в сравнении с другими религиозными идеями . Другими словами , религия

совершив определенные изменения в обществе , в культуре , отмирает ,

становится чем-то само-собой разумеющимся , подготовившим почву для

новой религии , это остаток отжитых вероучений .

--------

12)Угринович стр.101

13)Дюргейм Э. стр.335

Религия , что видно из схемы оказывает сильное , почти не встре-

чающее сопротивления влияние на общество .

Религии естественным образом сменяют друг друга . Из истории мож-

но выявить последовательность этой смены , если с начала человек пок-

лонялся природным феноменам ,то потом он перешел на многочисленных бо-

гов, что в целом подготовило платформу для почитания бого-людей , бо-

жественных воплощений , таких как Гаутама Будда и Иисус Христос . То в

настоящее время усилилась тенденция к ориентации религии все больше на

личность человека , проповедуя идеалы любви , сострадания , альтруиз-

ма.

Предыдущие религии составляют фундамент , на котором основываются

последующие , они остаются так сказать в подсознании общества .

Мы являемся наследниками тысячелетий истории нашей цивилизации ,

от того как мы будем использовать это наследство во многом зависит на-

ше будущее .

Нас в повседневной жизни окружает множество вещей , обычаев ,

слов, выражений , норм поведения , само-собой разумеющихся человечес-

ких поступков о происхождении и корнях которых мы не задумываемся . Мы

не осознаем себя , как наследников сотен тысяч поколений людей , по

крупицам собиравших тот мир который мы знаем . Ведь почти все достиже-

ния культуры окружают нас с рождения . В обществе принято деление на

религиозные и светские занятия , предметы , поступки , но мало кто за-

думывается что все элементы культуры имеют религиозное происхождение и

если разложить на составные части привычные составляющие нашего окру-

жения , то обнаружатся формы и методы , используемые в ранних формах

религии , некоторые из которых сохранились до сих пор в укромных угол-

ках Земли .

20 век - век сильнейших и глубочайших изменений в жизни людей ,

равных которым не было за всю известную историю .

Для дальнейшего гармоничного развития сообщества людей необходимо

выявить и учитывать взаимосвязь между НТР и культурными изменениями .

В идеале , конечно же развитие культуры и сознания человека долж-

но идти далеко впереди технического прогресса .

Считается , что секуляризация достигла в 20 веке небывалого масш-

таба , но если принять за основу определение религии как чего-то путе-

водного , направляющего к новому , привлекающего внимание людей к то-

му, к чему его надо привлекать , то 20 век - век расцвета религии .

ДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОБРАЗОВАНИИ

ПОДОБИЯ, ИГРЫ, МОДЕЛИ.

НАВЫКИ ПРИОБРЕТЕННЫЕ В СОЗДАННЫХ ИСКУСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ДАЛЕЕ ПЕРЕНОСЯТСЯ НА РАЗНОБРАЗНУЮ ОБЫЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

20 век дал новые способы производства , хранения , распростране-

ния информации , благодаря чему намного облегчается задача стоящая пе-

ред религией - навязывание человеку информации определенного содержа-

ния с целью изменения его действий . Постоянное совершенствование тех-

нических методов работы с информацией открывает все новые и новые пе-

респективы развития религии .

Основное место в таком воздействии занимают конечно СМИ ; тиражи-

руемые огромным объемом определенные блоки , куски , образцы поведения

в определенных ситуациях диктуют поведение простому человеку , который

к сожалению , становится послушной марионеткой в руках людей , контро-

лирующих СМИ .

Средства массовой информации обладают силой придавать любой