Смекни!
smekni.com

Личность (стр. 2 из 3)

В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжела­тельное отношение властей и т. п., но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и распоряжается обще­ство. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В то же время чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал воз­награждающие воздействия со стороны других, тем менее цен­ным становится для него каждое аналогичное последующее действие. При переносе этого принципа на уровень межлично­стных отношений делается вывод, что добровольное взаимо­действие между партнерами существует лишь до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, т. е. что его «вклад» в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.

Деятельностный подход

В рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского сложилось понима­ние человека как деятельностного суще­ства, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и по­ступки невозможно объяснить только с точки зрения рацио­нальности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся 'в предметной деятельности, обще­нии, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает вы­яснение строения самой деятельности и определение составляю­щих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует вни­мание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.

Итак, изучение личности опосредуется изучением ее дея­тельности и, по сути, сводится к следующему.

· Определение системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т. д.).

· Выяснение принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчужденная или неотчуж­денная.

· Изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), сте­пени их иерархизированности.

· Исследование уровня осуществления каждого из видов деятельности.

Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматри­вает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важ­ных, основополагающих. Очевидно, что создание социологической объяснительной модели личности - дело будущего.

Сегодня в социологии понятие «личность» употребляется, как правило, в двух значениях: а) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; б) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

Социализация личности

Социологию интересует в первую очередь типическое — и в этом плане надындивидуальное - в личности, объяс­няемое как следствие неоднозначного взаимовлияния общества и человека. Поэтому одной из основополагающих проблем социологии личности является изучение процесса социализации, т. е. исследование широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общест­венным субъектом. Многочисленные сравнительные исследо­вания, проведенные социологами и этнографами в XX в., пока­зали, что не только социальные привычки, обычаи, традиции, но даже темперамент и специфика поведения полов являются продуктом социализации. Так, сами качества маскулинности (мужественности) и феменинности (женственности) не явля­ются, как это долго считалось, «естественными», т. е. природнобиологически обусловленными (твердый, сильный мужчи­на и мягкая, слабая, преданная женщина). Они формируются доминирующими в том или ином обществе взглядами на образ мужчины и женщины. Так, в одном из африканских племен существует «обратное» распределение половых ролей: женщи­ны несут в себе активное, деятельное, предметно-ориенти­рованное начало, занимаются примитивным производством и являются кормилицами семьи, а мужчины выполняют легкие вспомогательные работы: шьют одежду, делают украшения, убирают жилище и вообще занимают пассивное, подчиненное положение.

История возникновения термина «социализация» связана с недоразумением, вернее, с неточностью при переводе с немец­кого на английский. Тем не менее, новое слово прижилось и аккумулировало классическую социологическую проблематику. Понятие «социализация» шире традиционных понятий «обра­зование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как сис­тема целенаправленных, сознательно спланированных дейст­вий, цель которых - формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и сверх того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздей­ствий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.

Существуют два основных подхода в определении сущно­сти процесса социализации. Согласно первому подходу, социализация - это своеобразный вид дрессировки, это «улица с односторонним движением», когда активной стороной явля­ется общество, а сам человек - пассивный объект его разнообразных воздействий. Второй подход, с которым согласны в настоящее время подавляющее большинство социологов, ос­нован на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества (так называе­мых агентов социализации), но и активность, избирательность отдельного индивида. При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни че­ловека. Принято выделять первичную социализацию, охваты­вающую период детства, и вторичную социализацию, зани­мающую более длительный временной промежуток и вклю­чающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

Социальная типология личности

Каждое общество заинтересовано в опре­деленном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формиро­ванию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой ин­формации и т. д. Процесс формирования личности труден и мно­гократно опосредован. На основе одинакового объективного поло­жения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.

Социальное поведение можно оценивать количественно - по уровню социальной активности людей - и качественно - по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и сти­хийной и пр. И то, и другое зависит, во - первых, от со­циальной структуры общества, во - вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентации, включая норма­тивный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.

Социальный тип личности - продукт сложного переплете­ния историко-культурных и социально-экономических усло­вий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности, К. Маркс - формационную и классовую принадлежность. Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера - это форма связи индивида и социума, «ядро струк­туры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Значение социального характера, считает Э. Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требова­ниям общества и обрести чувство безопасности и защищенно­сти. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.

В современной социологии получило широкое распростра­нение выделение типов личности в зависимости от их ценно­стных ориентации.

· Традиционалисты ориентированы в основном на ценно­сти долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремле­ние к самореализации, самостоятельность, у данного ти­па личности весьма низкая.

· У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

· Для фрустрированного типа личности характерны низ­кая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

· Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

· Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, пре­жде всего, форму удовлетворения потребительских жела­ний.

В социологии принято выделять также модальный, идеаль­ный и базисный типы личности. Модальный тип личности - тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеаль­ный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторон­не и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый Человек Э. Фромма. Базисный тип личности - тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности - это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них - на его реальное поведение.