Смекни!
smekni.com

Личность (стр. 3 из 3)

Исследования западных социологов показали, что специфи­ка отношений в различных сферах общественной жизни сти­мулирует проявление определенных личностных качеств и ти­пов поведения. Так, рыночные отношения способствуют разви­тию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию (ее называют «тем не менее кооперация»), а сфера семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.

В то же время хорошо известен в социологии и обратный механизм - влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа. М. Вебер в свое время убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентации и отношения к труду дали толчок к возникновению капитализма. Следовательно, комплекс опреде­ленных личностных качеств может ускорять общественное раз­витие в том или ином направлении, а может, наоборот, препят­ствовать ему или делать его вообще невозможным.

Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчи­вых поведенческих стереотипов, личностных комплексов, сформированных социалистической системой. Это эффект «выученной беспомощности», «пролонгированный инфанти­лизм», двоемыслие и широкая практика двойных стандартов, «паразитическая новация».

Психологическое ощущение собственного бессилия и бес­помощности - закономерный результат такого устройства общественной системы, в которой отдельному человеку отведена роль пресловутого винтика. Социальные психологи установи­ли, что в условиях тоталитарных или близких к ним режимов, в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект выученной бес­помощности. Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в не подконтрольности ситуации, в невозможности изменить своими действиями размеренный ход событий, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более свободной в ситуации, когда решение не вырабатывается, не находится ею самою, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами, а она является лишь исполнителем и проводником их воли.

Опыт психотерапевтической работы у нас в стране показал, что часто ощущение бессилия характеризует на самом деле не столько личную и социальную ситуацию человека, сколько его восприятие этой ситуации. Большинство людей недооценива­ют те, пусть и небольшие, возможности изменения собствен­ной жизни или ситуации вокруг них, которые у них реально имеются. Человек уже сам стремится избежать жизненных пе­ремен, так как перемены связаны с неизвестностью, вынужда­ют брать ответственность на себя, требуют поиска.

Личность и общество в переходный период

С эффектом выученной беспомощности связан и так называемый пролонгированный инфантилизм (т. е. затянувшееся детство), который проявляется, прежде всего, в боязни ответственности и в бег­стве от нее, в стремлении переложить ее на другого, передать, как эстафетную палочку. Неизбежным следствием таких жиз­ненных установок являются громкие требования социальной защиты и надежды не на собственные силы, а на помощь со стороны государства.

Оборотной стороной двух этих комплексов: выученной беспо­мощности и пролонгированного инфантилизма - выступает па­разитическая новация. Паразитическая новация как тип поведения основана на стремлении «перехитрить государство и обдурить систему», т. е. достигать своих целей вопреки, а не благодаря сис­теме. Такое поведение является своеобразным способом восста­новления социальной справедливости путем «мести» властям, постоянно обманывающим население, и незаконной, но все-таки компенсацией за понесенные потери или за не осуществившиеся возможности - реальные или гипотетические.

Самая общая характеристика современного российского общества - это ценностная и практическая переориентация: в области экономики - от планового хозяйства с единой государ­ственной формой собственности к рыночным отношениям, в области политики - от авторитаризма к демократии, в духов­ной области - от приоритета классовых ценностей к ценностям общечеловеческим. Период, в котором мы сейчас находимся, принято называть переходным. Это особое и качественно само­стоятельное состояние социальной системы, которое отличает­ся нестабильностью, кризисными явлениями, слабой управ­ляемостью, снижением эффективности социального регулиро­вания, возникновением разного рода альтернативных структур.

Постоянное нарушение баланса интересов создает у инди­вида ощущение, что его социальная защищенность уменьшает­ся, и на первый план выходят три реакции человека на такое нарушение. Первая - усиление ориентации на индивиду­альную вертикальную мобильность, на индивидуальное выжи­вание («каждый сам за себя, один Бог за всех»). Вторая - усиление так называемого группового эгоизма, т. е. попыток защищать индивидуальные интересы через интересы группо­вые, причем любыми средствами: от неформальных до насиль­ственных, криминальных. Третья - усиление стихийного процесса социального сравнения, в результате чего возникают особенно агрессивные типы поведения. В их основе лежит не столько абсолютное ухудшение собственного положения, сколько оцениваемое как несправедливое, незаслуженное улуч­шение положения других.

Стремительно изменившаяся ситуация в нашей стране ста­вит перед человеком задачи, к решению которых его не гото­вили ни сложившаяся система воспитания, ни весь опыт прежней жизни. Он может успешно функционировать в ней, лишь обладая определенными личностными чертами и пове­денческими навыками, среди которых в первую очередь следу­ет выделить деловитость, энергичность, активность, способ­ность к построению альтернатив жизненного выбора и готов­ность к наибольшему числу вариантов развития событий, ког­нитивный плюрализм, ответственность, профессионализм и компетентность. Недостаточная выраженность этих черт обес­печивала стабильность прежней системы и породила те соци­альные деформации, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

2. Рукавишников В.О. Социология переходного периода// Социо­логические исследования. 1994. № 6, 8-9.

3. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.