Центральным фактором физического развития в указанном возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли.
Вместе с тем, как отмечают Н.В. Дубровская и др., у многих молодых людей оказывается несформированной познавательная потребность как потребность в приобретении и усвоении новых знаний [14, с.93]. Процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.
Кризисы молодежи связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают "чувство взрослости" и возникновение нового уровня самосознания. Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает, прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает склонность к образованию группировок, "братств", готовность безоглядно следовать за лидером [51, с.43].
Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми молодые люди начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.
Одним из важнейших моментов в личности молодежи является развитие самосознания, самооценки у молодых людей возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Как показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым условием нормального развития личности. Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего школьного к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между самооценкой и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямству.
Тенденции в развитии характерологических особенностей заключаются в том, что от 15 к 18 годам заметно увеличиваются показатели общительности, легкости в общении с людьми, доминантности, настойчивости, соревновательности, в то же время отмечается тенденция к снижению импульсивности, возбудимости. В этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения. Однако эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста не являются всеобщим свойством юности [26, с.240].
Таким образом, учащаяся молодежь в возрасте 15 - 18 лет, это особая социальная группа для которой характерен специфический комплекс проблем, порождаемый особенностями ее социального, экономического и правового статуса. В силу ограниченности ресурсов, несформированности жизненных установок, особенностей психического состояния именно молодые люди чаще оказываются в трудной жизненной ситуации, чем и объясняется необходимость социальной работы с данной группой. Следует отметить, что неразрешенные проблемы молодежи становятся основой для социального неблагополучия общества. Все это определяет значимость социальной работы с молодежью, в том числе и по формированию здорового образа жизни, как основы физического, социального и психологического благополучия общества.
Идея гармоничного и здорового развития подрастающего поколения существует с древних времен. В Древней Греции и Древнем Риме большое внимание уделялось закаливанию, гигиене тела и физическим упражнениям. Так, для благоприятного воздействия на духовные и физические силы человека Аристотель рекомендовал обращаться к различным видам искусства и считал, что это осуществляет синтез добра и красоты [7, с.34].
Большой знаток и любитель искусств Пифагор использовал музыку, танцы и поэзию для предупреждения душевных расстройств. Он утверждал, что под их влиянием "происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей" [7, с.34].
Проблемы здоровья четко вырисовываются в трудах Авиценны, медицинская идеология которого была выше современной. Он утверждал, что основной задачей медицины является сохранение здоровья, а лечение - лишь тогда, когда появится болезнь или травма.
В 25-30 гг. н.э. римский ученый и врач Корнелей Цельс обращал особое внимание на мероприятия, способствующие укреплению здоровья.
В своей книге "О медицине" он говорит, что "первым врачебным средством является занятие гимнастикой, игра в мяч, бег, прогулка…"
В Древнем Китае, как можно судить по "Трактату о внутреннем", профилактика болезней и укрепление здоровья носили государственный характер. "Мудрый, - говорилось в этом трактате, - лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?" [7, с.103].
Педагогическая мысль эпохи Возрождения выдвинула положение об особенностях психофизического развития ребенка, обосновавшее необходимость гуманного отношения к нему, что нашло наиболее яркое выражение у великих гуманистов средневековья и нового времени Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Эти ученые рассматривали вопрос здоровьесбережения обучающихся с точки зрения дидактики, которая подразумевала принципы природосообразности, т.е. построения процесса воспитания и обучения в соответствии с особенностями человеческой природы, законами ее развития [7, с.34].
Идеи деятелей эпохи Просвещения нашли свое развитие в трудах отечественных организаторов образования XVIII-XIX веков.
В работах М.В. Ломоносова содержатся общедидактические принципы образования детей и молодежи. В проекте "Регламента московских гимназий" он писал: "При обучении школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство".
Русские просветители XVIII века, отвечая требованию времени - быстрой подготовке квалифицированных специалистов, разрабатывали новые дидактические подходы успешного обучения. Так, например, в учебнике Л.Ф. Магницкого "Арифметика сиречь наука числительная" математика освещалась применительно к астрономии, навигации, т.е. к будущей специальности учащихся. Научные математические понятия автор раскрывал на примерах, взятых из жизни, что способствовало осмысленному усвоению материала.
В.Н. Татищев, историк, просветитель, организатор профессионального образования на Урале, разработал важнейший педагогический документ - инструкцию "О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах", в которой изложил основы не только профессиональной, но и общеобразовательной подготовки юношества, требования к учителю, его обязанности, вопросы чему и как учить, правила поведения в школе и дома.
В данной инструкции, по сути, впервые были изложены санитарно-гигиенические требования к школе, включавшие в себя обязанности поддержания чистоты и тепла в школе, организации места для хранения наглядных материалов, режима работы, а также возраста обучения.
В обогащение педагогической теории и практики значительный вклад внес К.Д. Ушинский. Он сумел создать первую в России стройную педагогическую теорию, выдвинуть концепции, разработка которых осуществлялась в науке и практике XX века [7, с.83].
В работе "Человек как предмет воспитания" К.Д. Ушинский отмечал, что педагогическая наука не может развиваться изолированно от других антропологических наук. Особенно большое значение он придавал психологии.
Изучение психических явлений, подчеркивал К.Д. Ушинский, "есть необходимые условия для того, чтобы воспитание наше, сколь возможно, перестало быть рутиною или игрушкою случайных обстоятельств и сделалось, сколь возможно же, делом рациональным и сознательным". [26, с.83]
В педагогической антропологии К.Д. Ушинский раскрыл физиологические и психологические процессы обучения. На этой основе он сформулировал целый ряд дидактических принципов: природосообразность, сознательность и активность ("ясность", "самостоятельность учащихся"); наглядность; последовательность и систематичность ("постепенность"); доступность ("отсутствие чрезмерной напряженности или чрезмерной легкости"); прочность ("твердость усвоения").