Смекни!
smekni.com

Место культурологии в системе социальных наук (стр. 3 из 5)

Школа «Анналов» (или «Новая историческая наука») – направление исследований в гуманитарных науках, прежде всего в истории и истории культуры, возникшее во Франции в XX веке. Его название связано с выпуском журнала «Анналы социальной и экономической истории» (под различными вариантами этого названия он выходит с 1929 г.), который основали М. Блок и Л. Февр. Помимо них крупнейшими представителями школы стали Ф, Бродель, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби, Э. Ларуа Ладюри, во многом близок к идеям «анналистов» был А. Арьес. Для «новой исторической науки» характерно стремление усовершенствовать методы исторического познания (приблизив их к методам точных наук), объединить достижения различных наук (истории, археологии, этнографии, географии и др.), изучит глубинные структуры цивилизаций, описать исторические типы сознания и психологии (ментальности). В рамках школы «Анналов» и под её влиянием были созданы выдающиеся труды, во многом изменившие представления учёных об истории культуре прошлого.

Исследования школы «Анналов» позволили взглянуть на проблему истории как на взаимоотношение разных культур. Должен быть диалог культур, когда одна культура задает вопросы и получает ответы от другой культуры через историка, стремящегося к предельной объективности, с вниманием относящегося и к текстам, и к словарю культуры, и к орудиям труда, и к картам, снятым с древних полей, и к фольклору. Все это было проделано в работах М. Блока. В классическом труде «Феодальное общество» он привлекает для исследования феодализма не только правовые, хозяйственные документы, но и литературные произведения, эпос, героические предания.

Таким образом, школа «Анналов» разрабатывала многофакторный подход к анализу исторических явлений. Представители этого направления считали, что социальные факты должны быть исследованы комплексным образом. Главную роль здесь играет соединение социального и культурного анализа. Идеи этой школы подхватили историки многих стран, и сегодня это направление считается наиболее продуктивным. Данные методологические принципы используют в своих исследованиях и российские ученые. Это работы по средневековой культуре Запада А.Я. Гуревича, по европейскому Возрождению Л.М. Баткина, античной и византийской культуре С.С. Аверинцева, исторической культурологии М.М. Бахтина.

Таким образом, в системе современных культурологических наук существует плодотворное сотрудничество между историей культуры, теоретической культурологией и другими культурологическими дисциплинами. Одной и его важнейших сфер является создание исторических типологий культуры.

5. Культурология и социология культуры

Социология (от латинского «societas» – «общество» и греческого «logia» – «наука») – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах.

Одно из направлений социологии – социология культуры. Это научная дисциплина, изучающая культуру с социологической точки зрения, используя все достижения современной науки об обществе. Культура здесь исследуется как часть социальной системы, социальных отношений, как определённый социальный институт.

Как и социология в целом, социология культуры носит многоуровневый характер. Различие между ее уровнями заключается в степени исторической общности анализируемых явлений. В рамках социологии культуры выделяют три уровня:

1. Общесоциологическая теория культуры, изучающая место и роль культуры в жизнедеятельности общества.

2. Частносоциологические теории культуры (социология религии, социология образования, социология искусства и др.). Они исследуют место и роль отдельных сфер и видов культуры в жизни общества, их социальные функции. Например, социология искусства изучает отношения искусства и зрителя, влияние социальных условий на процесс создания и функционирования произведений искусства, проблемы восприятия и художественного вкуса. Кроме того, проблемы культуры рассматриваются в виде определенных аспектов и в индустриальной социологии, социологии города, социологии села, социологии молодежи, социологии семьи и других частносоциологических теориях.

3. Конкретные социологические исследования культуры. Они занимаются сбором и анализом конкретных фактов культурной жизни.

В социологии культуры сама культура рассматривается, прежде всего, не с содержательной, а с функциональной стороны, то есть с точки зрения той роли (или тех ролей), которую культура играет в человеческом обществе. Сюда относятся, например, воспитательная роль культуры (её педагогическая функция), ориентация человека на какую-либо систему ценностей культуры (ценностно-ориентирующая, или аксиологическая, функция), роль культуры как необходимой предпосылки общения между людьми, обмена информацией (коммуникативная функция) и многое другое.

Нельзя сказать, что социология культуры полностью отвлекается от содержания и истории культурных явлений. И всё же они интересуют её в основном как способы упорядочивания, регуляции социальных отношений. Скажем, нормы морали, права, религиозные заповеди (такие как «не убий», «не укради» и т.д.) позволяют смягчать противоречия между интересами разных общественных групп, избежать постоянных конфликтов между ними, которые иначе могли бы разрешаться только насильственными методами. Правда, культуре далеко не всегда удаётся исполнять свои регулирующие функции, особенно в эпохи войн, революций, междоусобий. В такие времена культура переживает кризис и меняет свои формы.

Социология культуры исходит из фундаментального факта социальной неоднородности человеческого общества, в котором выделяются различные группы, сословия, общественные классы. При этом социальная неоднородность неизбежно порождает социальное неравенство, при котором одни люди стоят на ступенях «общественной лестницы» выше или ниже других людей. Общественные группы отличаются друг от друга не только своими экономическими, политическими интересами, социальным статусом, но и целым рядом психологических и культурных особенностей. Сюда относятся самосознание и самооценка, идеология данной группы, обычаи, традиции, нормы поведения, способы проведения досуга, использование характерных слов и выражений языка, манера одеваться, предпочтения в музыке, литературе живописи, театральном искусстве и т.п. Из всего этого складываются социальные субкультуры (от латинского «sub» – «под»), т.е. обусловленные социальными различиями частные формы культуры (или «подкультуры»). Иногда субкультуры порождаются не только общественными, сколько возрастными (молодёжная субкультура) или какими-то иными отличиями (субкультуры сексуальных меньшинств и т.п.).

Социология культуры изучает элитарные субкультуры – культуру «верхов» общества, субкультуры «среднего класса», субкультуры социальных «низов». Следует отметить, что эти субкультуры могут подвергаться и дальнейшему разделению. В рамках элиты общества можно выделить подгруппы элит: бюрократическую, политическую, экономическую, военную, научную , техническую, художественную, артистическую элиты и т.д.

Особый интерес для социологии представляют так называемые маргинальные субкультуры (marginalis от латинского margo – «край, граница, обочина»). Они формируются из людей, занимающих «пограничное», «промежуточное» общественное положение, которые не могут или не хотят найти свое место в существующих социальных структурах. Поэтому их психология и культура построены на резком противопоставлении себя обществу, более или менее агрессивном неприятии общественных ценностей и норм. Традиционно к маргиналам относят преступников, наркоманов, революционеров, анархистов, в настоящий момент к ним можно причислить антиглобалистов, членов радикальных экологических организаций, «бритоголовых» (скинхедов), представителей отдельных направлений панк-культуры и т.п. Весьма любопытным с социологической и культурологической точек зрения является процесс превращения маргинальной субкультуры в субкультуру вполне респектабельных, а иногда и элитарных слоёв общества. Так произошло со многими течениями авангардистского искусства XX века, которые возникали как революционные, бунтарские, антибуржуазные течения, но постепенно превращались в часть официальной культуры. То же можно сказать и о рок-культуре. Одним из важнейших факторов этого процесса является превращение маргинальной субкультуры в доходный бизнес, её коммерческая «раскрутка».

Не вдаваясь в подробности, можно отметить, что культурологические аспекты имеются у всех направлений современной социологии. К ним можно отнести изучение социальной динамики, то есть всевозможных общественных и общественно-культурных изменений; исследование социальной мобильности – изменений индивидом или общественной группой своей социальной позиции в обществе; работы по социальной психологии, которая формируется при непосредственном участии той или иной культуры. Также к направлениям социологии относятся исследование проблем социальных статусов и социальной стратификации (общественного расслоения); описание социальной среды, социального поведения, социального опыта, социальных характеров. Социологи изучают взаимосвязи между культурой и другими уровнями и формами общественной организации экономикой, политикой, наукой, образованием и другими, как в общем плане, так и в частных случаях.

Особо следует выделить исследования процесса социализации – вхождения, включения человека в общественную и культурную систему. Как известно, человек не обладает от рождения способностью жить в этой системе, он должен усвоить её нормы, правила функционирования, традиции, идеи, получая воспитание и образование. Проблемы социализации (которая обозначается также терминами «культурализация», «инкультурация») тесно связаны с проблемами воспроизведения и передачи (трансляции) опыта общественной и культурной жизни от одного поколения людей к другому.