С этих позиций особый интерес представляет студенческая субкультура. Студенчество – самостоятельная, социокультурная общность, которая функционирует в системе высшего образования и «выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а личность» (Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников). Главной функцией этого производства является образовательная деятельность.
Таким образом, студенчество – это специфическая социокультурная группа, обладающая определенной спецификой поведения, ценностными ориентациями, моделями поведения, обусловленными получением высшего образования.
Система образования, охватывает в основном молодежь, оказывается питомником специфической субкультуры высшей школы, органичной частью и системообразующей ценностью которой стал непрерывный процесс обновления интеллекта. Можно говорить о наличии различных субкультур в среде самого студенчества. Наиболее значимыми являются субкультуры образовательной деятельности студентов.
Мартин Троу, например, выделяет четыре субкультуры:
«Коллегиалы» - любят устраивать вечеринки и заниматься спортом; книги; хорошие оценки имеют для них лишь второстепенное значение.
«Профессионалы» - стараются хорошо учиться, но их мало волнует «академическая» деятельность профессоров, ведь она не повлияет на карьеру студентов в будущем.
«Академики» - увлечены учебой от души, а не ради выгоды; в дальнейшем они часто учатся в аспирантуре и становятся преподавателями.
«Нонконформисты» - или представители так называемой богемы, не придают важного значения ни научным, ни профессиональным интересам; они предпочитают вести особый образ жизни и с презрением относятся к господствующим ценностям «обывательского» общества.
В отечественной литературе данная проблема рассматривалась через характеристики типов личности студентов
Ростовские социологи Рубин Б.Г. и Колесников Ю.С. выделяют три основных типа личности студентов по критерию стиля их деятельности и поведения в сфере обучения и познания.
По их мнению, для первого тип личности студентов характерным является деятельность, которая отличается широким подходом к целям и задачам обучения в вузе.
Интересы студентов сосредотачиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.
Второй тип личности студентов характеризуется ориентацией на узкую специализацию. Здесь познавательная деятельность студентов также выходит за рамки учебной, однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональных интересов».
Третий тип познавательной деятельности, определяющий соответствующий тип личности студентов, предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этот тип деятельности наименее творческий, наименее активный.
На наш взгляд, приведенные выше типологии не отражают многообразия моделей поведения современного российского студента, т.к. акцент делается на количественных характеристиках. Требуется анализ, прежде всего, содержательного аспекта студенческой субкультуры.
Проблема общественных движений на примере Твери
Добровольчество – это общественное движение, смыслом которого является вовлечение как можно большего числа людей в добровольную деятельность по изменению различных сторон общественной жизни к лучшему. Подобная деятельность призвана способствовать решению острых социальных проблем.
В современном социуме добровольцами (волонтерами) становятся люди разных возрастов и профессий, представители различных слоев общества, готовые бескорыстно отдать часть своих сил, времени, знаний на благо других людей и общества в целом. Благодаря добровольчеству укрепляются общечеловеческие ценности, появляется возможность реализации людьми своих прав, повышается ответственность членов общества за свои поступки. Одновременно участники добровольческого движения устанавливают новые межличностные связи, которые способствуют поддержанию социальной стабильности. В этих условиях у людей возникает желание объединяться для решения не только индивидуальных, но и глобальных проблем современности.
Развитие добровольчества на Западе и в России привлекло к данному общественному движению внимание исследователей. Например, в статье Л.А. Кудринской «Добровольческий труд: сущность, функции, специфика» анализируется сущность добровольчества и его специфика в России. Е.Л. Шекова в работе «Труд добровольцев в сфере культуры США и России» исследовала виды стимулирования труда волонтеров. Немало публикаций посвящены рассмотрению современного состояния проблемы добровольчества и благотворительности. Обычно выделяются следующие причины участия людей в работе добровольческих организаций: личная, коллективная, общественная, материальная, моральная. К основным принципам добровольческого движения относят добровольность, безвозмездность, ответственность, законность, уважение, солидарность, равенство, самосовершенствование, нравственность, социальную и личную значимость.
Функции добровольческого труда разделяют на две категории: 1.общие: социально-формирующая и развивающая функция; антиэнтропийная; интегрирующая; социализирующая; 2.специфические функции: формирование и развитие гражданского общества, трансляция гражданских социетальных ценностей, традиций; уменьшение социальной энтропии в обществе; гражданская социализация отдельного индивида; интеграция общества через ассоциации граждан, создание социального капитала; кооперация усилий для защиты прав и интересов индивидов; самоуправление и коллективное решение самых разных проблем сообщества на основе социальных инноваций; поддержка незащищенных групп, их социальная адаптация; свободное самовыражение и социальное творчество людей (Кудринская, 2006).
Добровольческая деятельность чаще всего охватывает такие сферы жизнедеятельности человека, как здравоохранение, экология, социальная адаптация слабо защищенных слоев населения, развитие общественной активности, культурное просвещение (Шекова,2002). В западных странах добровольческая деятельность давно уже стала массовым явлением. В России пока еще происходит формирование культуры добровольчества, только развертывается активная деятельность волонтерских организаций, при этом большое значение имеет освоение зарубежного опыта.
Для России наиболее актуальны следующие проблемы добровольчества: развитие законодательной базы для деятельности третьего сектора; доступ НКО к средствам массовой информации; демократизация СМИ и усвоение ими гражданских ценностей; создание механизмов ресурсной поддержки организаций гражданского общества со стороны государства, рыночного сектора и граждан; развитие государственной системы образования, способной осуществлять гражданскую социализацию новых поколений россиян; консолидация усилий всех социальных акторов для развития гражданского общества (Кудринская, 2006).
Стремительное развитие добровольческого движения в России придает особую актуальность социологическим исследованиям данного феномена. В мае 2007 года в Твери было проведено прикладное социологическое исследование «Развитие добровольчества в Твери» с использованием метода анкетного опроса. В ходе пилотажного исследования было опрошено 100 горожан, представляющих основные половозрастные группы населения. В ходе исследования было выявлено, что степень информированности жителей г. Твери о деятельности добровольческих организаций в регионе и городе очень высокая – 90%, что позволяет говорить о значительном интересе населения к добровольческому движению. Большинство респондентов дали положительную оценку деятельности добровольческих организаций, указали на ее социальную значимость.
Горожане назвали следующие функции добровольчества: социальная адаптация слабо защищенных слоев населения (31%), организация культурных массовых мероприятий (19%), морально-психологическая поддержка нуждающихся людей (19%). Однако, несмотря на то, что практически все респонденты отметили высокую значимость и актуальность деятельности добровольческих организаций, практически никто из опрошенных (91%) сам лично не принимал участие в добровольческих акциях, что свидетельствует о слабой вовлеченности жителей Твери в общественную деятельность. По мнению горожан, доброволец – это отзывчивый, бескорыстный человек, желающий реализовать свои творческие способности. Участие людей в добровольческих движениях, по мнению опрошенных, мотивированно рядом факторов: самовыражение, самореализация личности (39%); сочувствие, обусловленное моральными принципами (36%); потребность в общении (22%).
Лишь 2% респондентов в качестве мотивации участия людей в добровольческих движениях отметили перспективу получения материального вознаграждения, что подчеркивает бескорыстность деятельности волонтеров. Среди широкого многообразия проблем в современном обществе с точки зрения приложения добровольческого труда жители Твери выделили следующие: оказание помощи нуждающимся людям (38%); организацию массовых общественных мероприятий (36%); психологическую поддержку (29%); культурное просвещение (19%). Респонденты выделили также группы населения, испытывающие наибольшую потребность в помощи со стороны волонтеров, среди них: пенсионеры (36%); инвалиды (37%); люди с тяжелыми заболеваниями (26%).