При переходе от аграрного общества к индустриальному произошли демографическая революция, результатом которой явилось возникновение нового типа семьи - нуклиарной, или малодетной, получившей особой распространение в урбанизированных районах.
Каковы основные причины столь существенной трансформаци семьи. Основные из них могут быть сведены к следующим:
1) свойственная индустриальной экономике организаций производственного процесса требует отдаления места работы от места жительства, что приводит к росту мобильности населения, ослабившей частоту, и интенсивность контактов между членами расширенной семьи;
2)рост социальной мобильности и свойственная индустриальному обществу ориентация на «достигаемый статус» приводит к тому, что члены семьи начинают занимать различные социальные позиции, что также приводит к ослаблению родственных связей;
3)рост дифференциации и специализации общественного труда в индустриальном обществе приводит к широкому распространению; культурно-образовательных учреждений и развитию сферы услуг, эти учреждения берут на себя многие традиционные функции семьи образовательную, хозяйственную, досуговую и др.
Важную роль в семейно-брачных отношениях играют тенденции семьи. Тенденции – это более или менее устойчивые, повторяющиеся явления, факты, события, которые уменьшаются или увеличиваются по отношению к какому-либо начальному периоду. Назовем некоторые из них на сегодняшний день относительно 1991 г.:
1) брак по любви, равноправный, добровольный без материальных расчетов;
2) рост общественной ценности семьи в становлении и развитии личности;
3) укрепление чувств супругов в индивидуальной половой любви;
4) опережение смертности над рождаемостью. Россия ежегодно вымирает почти на 1 миллион человек. К средине столетия россиян будет всего 100 млн.
5) сокращение рождаемости;
6) рост числа разводов;
7) стремление девушек к замужеству с богатым (без любви, но терпимым).
8) Рост преступности, в том числе подростковой и д.р.
Свойственная современному обществу тенденция превращена семьи в «дружественный интимный союз» позволяет в отдельных случая адаптироваться к требованиям социально-профессиональной структуры общества. В некоторых социальных слоях общества начинает создаваться новый тип семьи, успешно сочетающий в себе ценностные ориентации супругов на создание собственной семьи и их профессиональные интересы, связанные с ориентацией на «достигаемый статус», т.е. карьеру в выбранной профессии. Этот тип получил название «бикарьерной семьи». На западе - эта форма получила распространение в верхних слоях среднего класса, у нас - в некоторых слоях интеллигенции.
9.3 Условия стабильности и качества брака
Многочисленные зарубежные исследования влияния различных аспектов добрачного поведения на качество брака позволили установить, что на качество брака влияют следующие факторы:
1)гомогенность, т.е. близость социально-экономических статусов жениха и невесты, одинаковость вероисповеданий, примерно равное образование и отсутствие резких возрастных перепадов;
2)наличие ресурсов, необходимые для успешного выполнения будущих супружеских ролей: уровень образования, более старшие возрастные категории, уровень социального статуса, степень знакомства, уровень культуры, уровень самооценки и физическое здоровье;
3)воспитание и образцы поведения в родительской семье;
4)поддержка со стороны друзей и родственников; Статистика свидетельствует, что средний возраст девушек,
5) вступающих в брак - 21-22 года, юношей - 22-24. Многие из молодоженов еще учатся или работают на низкооплачиваемых должностях, что является одной из весьма существенных причин разводов.
Однако надо иметь в виду, что разводы могут играть и позитивную роль, ибо избавляют супругов от психологической или сексуальной несовместимости, от чувства враждебности друг к другу, неприязни и т.п.
Исследователи выделяют несколько основных типов разводов:
1)«развод-кара», господствовавший в Европе, да и в России в XIX веке, когда один из супругов совершал какое-либо прегрешение;
2)«развод-исцеление», когда суд не ищет виновных, а доказывает факт прекращения брака (этот тип развода преобладает в современном мире);
3)«развод-подтверждение», который осуществляется автоматически при взаимном согласии супругов.
В ходе недавно проведенного социологического опроса респондентам был задан вопрос, «Является ли отсутствие любви к мужу (жене) уважительной причиной для развода, если во всем остальном семейная жизнь протекает благополучно?» Опрос показал, что и для мужчин и для женщин значим фактор утраты любви, но для женщин еще важнее изначальное отсутствие любви к мужу. Однако социальная норма, требующая от вступающих в брак взаимной любви, отнюдь не абсолютна. Как считают некоторые современные исследователи (А.Б.Синельников), нормы обязательного брака вполне реальны и выполнимы для большинства людей (эта социальная норма господствовала в прежние эпохи), а вот норма брака по взаимной любви (современная социальная норма) заведома нереально для очень многих.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1.Почему институт семьи считается базовым в любом обществе?
2.Каковы основные формы организации семьи Вы можете назвать?
3. Что представляет собой такое явление, как брак?
4. Каковы основные функции семьи?
5.Что можно сказать об эволюции типов семьи и о ее положении в современных условиях?
6.Назовите и охарактеризуйте те факторы, которые положительно влияют на качество брака.
10. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Существование религии в различных общественных системах на протяжении человеческой истории - общепризнанный факт. Всеобщий, универсальный характер религиозных представлений дает основание предполагать, что рассмотрение ее в качестве ошибки человечества, являющейся следствием неразвитости общественной практики и научного познания, является односторонним и предвзятым подходом к изучению религии.
Присущий французскому Просвещению и затем подхваченный марксизмом взгляд на религию как на «ложное, иллюзорное сознание», «опиум для народа» не дает возможности глубоко проникнуть в специфику религиозного опыта, понять его своеобразие и социокультурное значение.
10.1 Социологическая интерпретация религии
Исходным пунктом объективного социологического анализа религии должно быть понимание ее как социокультурного института со своей сферой значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческой бытия, который функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими социальными институтами.
Отсюда вытекает важная методологическая особенность социологического анализа религии, заключающаяся в том, что при анализе религии как социального института надо особо выделить те ее функции, которые относятся к социокультурной системе общества, т.е. связаны с ценностно-нормативными аспектами.
Другая методологическая особенность проявляется в том, чтобы учитывать позицию личности, т.е. самого действующего субъекта (верующего), без чего трудно уяснить в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих.
Отправной точкой социологического изучения религии должно быть правильное понимание и толкование самого термина «религия», определение его смыслового значения.
Имеющийся на сегодня эмпирический материал дает основания предположить в качестве наиболее существенной черты религии связь религиозного опыта и практики с предельными, конечными условиями человеческого существования, к числу которых принято относить такие фундаментальные события, как рождение и смерть человека, смысл его пребывания на земле, многочисленные страдания и переживания, добро и зло и т.п.
Возникновение и существование религии во всех без исключения обществах как раз и объясняет стремление человека не только найти ответы на фундаментальные проблемы собственного бытия, но и обрести уверенность и моральную опору, утешение в религиозной деятельности.
Опыт смерти, зла и страданий, отмечает Р. Белла, приводит к постановки глубоких вопросов о смысле всего того, на что не дают ответа
повседневные категории причины и следствия. Религиозные символы предлагают осмысленный контекст, в котором этот опыт может быть объяснен благодаря помещению его в грандиозную мировоззренческую структуру и предоставлению эмоционального утешения, пусть даже это будет утешением самососредоточенности. Однако религия, по мнению P.Белла, не является только средством преодоления тоски и отчаяния. Она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как познавательный, так и эмоциональный. Религия включает в себя не конкретный чувственный опыт отдельного человека, а обобщенные, символические характеристики бытия. Поэтому, как и любая другая система ценностей, религия обладает обобщенным рефлексирующим содержанием. Эта особенность религиозных идей и символов придает им особый авторитет и власть над людьми, способствуя интеграции и консолидации общества.
Популярное в западной социологии толкование религии определяет ее как институционализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия. Сходное определение религии дает и Р. Белла в своей известной работе «За пределами веры», отождествляя ее с набором символических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиями его существования.