Смекни!
smekni.com

Социология и ее функции (стр. 2 из 11)

Наблюд. считается достоверным, если при повторении его в тех же усл. и с тем же объектом дает те же рез-ты.

6. Анархическое направление в русской социологии конца 19-начала 20 века.

Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма мы видим в трудах русских мыслителей и революционеров М. Бакунина и П. Кропоткина. Как считал Бакунин суть анархии выражена в словах: «предоставьте вещи их естественному течению. Отсюда одна из центральных идей А. – идея свободы личности как ее естественного состояния. Исходя из этого Б. в то же время указывал на «всецело социальный хар-р свободы, ибо она может быть осуществлена «только через общество» и «при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми». Человек, по словам мыслителя, вступает в противоречие с общественными институтами, огр. Его свободу, а также с государством. Государство по нему – это всегда власть меньшинства, противопост. народу сила. Оно остается «законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы». Социалист-анархист, по его заявлению, живя для самого себя, в тоже вермя служит обществу. Он естествен, умеренно патриотичен, всегда очень человечен. Идеи анархизма получили свое дальн. Развитие в работах Петра Кропоткина. Он утверж, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Анархизм кроме того представляет собой «философию как природы, так и общества». Теоретик считал возможным установление «безгосударственного коммунизма» на основе «союза сельскохоз общин, произв артелей и ассоциаций людей по интересам». Кропоткин предлагал «анархический коммунизм», как общество равных между собой людей, целиком основанное на самоуправлении.

Вывод. Познакомившись с учениями русских мыслителей анархизма, можно прийти к нескольким выводам. С одной стороны одна из главных идей – уничтожения всякого государства наивна и умозрительна, зато с др. идея справедливости, равенства и свободы личности остаются актуальными и в наши дни, и сейчас есть много сторонников и последователей.

7.О.Конт – родоначальник социологии. социологии как самостоят. и целост. науки об об-ве стал фран. уч. и фил-ф — по­зитивист Огюст Конт. Он выступал п/в того, чтобы считать об-во простой совокупностью индивидов, которые рассмат­ривались многими мыслителями как своего рода «соц. атомы», существующие чуть ли не автономно по отнош. друг к другу.Согласно этому, чем более развиты отдел. индивиды с т.з. их способностей к производств., дух. и др. деят-ти, нравств., политич. и др. качеств, тем совершеннее будет и об-во. Все эти ка­чества в людях надо развивать.Сами по себе эти качества ни в ком раз­виваться не м/т. Необходимо: воспитание и образование, благодаря ко­торым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений; включение людей в разнообразные виды общения, чтобы они могли осущ-ть на соврем. уровне производств., полит. и дух. деят-сть — писателя, художника, композитора, ученого и т.д. К. ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об об-ве, которое он нередко называл еще философией. К. пользовался также по­нятиями соц. статика для истолкования структуры об­-ва и соц. динамика, с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития об-ва. К. называл свою фил-ию и соц-ию позитивными, поясняя при этом, что они полностью базируются на данных науки — не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю науки и философии как основоположник позитивизма — одного из наиболее влиятельных и поныне на­правлений в области философии и социологии.Центр. звеном философско-социолог. взглядов К. явл-ся открытый им «великий осн. закон интеллектуал. эволюциичелов-ва». Согласно закону, познават. деят-ть людей и в целом их обществ. сознание прошли ч/з 3 стадиисвоего развития.На теологич. стадииразвития общест­в. сознания доминирует религиоз. мифология. Чел-к стремится к абсолют. познанию поражающих его вообра­жение явлений и в конечном счете объясняет их действием аб­солют. сверхъестеств. сил. В конце осущ-ся переход к единобожию (монотеизму). К тому же место религиоз. воображения начинает занимать опыт. знание о связях и зависимостях явл. внеш. мира и жизни людей. На метафиз. стадии чел. сознание больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реал. процессы внеш. мира. Однако из-за слабого развития науки эти по­нятия довольно-таки абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых яв-ся предметы внеш., в т.ч. соц. мира. В качестве «общ. сущности» на­з-сь природа, космос, материя, дух как источники всех те­лесных и дух. явлений. Данный метод не позволял окончательно избавиться от мифов.На позитивной стадиичел. сознание в своих суждениях и выводах исходит из науч. наблюдений. Пред-ют интерес взгляды К. на закономерный и прогрессивный хар-р развития об-ва. Последнее подчиняется в своем развитии биолог-им, а также «астроном-им» законам. Он писал о влиянии на развитие об-ва климата и расового состава нас. Но глав. влияние на развитие об-ва оказывает интеллек­туальная эволюция челов-ва как эволюция его сознания. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции.

8. Программа и план в социологическом исследовании.

Подготовка соц. Исследования непосредственно начинается с разработки программы, сост их 2 отделов – методологического и методического. В методолог раздел входят: а)формулировка и обоснование соц проблемы; б) определение объекта и предмета соц исследования; в) определение задач исследователя и формулировка гипотез. Методический раздел предполагает определение изучаемой совокупности, хар-ку методов сбора первичной соц информации, послед применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных на ЭВМ. Тщательная подготовка программы соц исследования позволяет избежать ошибок во время самого исследования и анализа его рез-в. Сущест частью программы любого исследования явл прежде всего глубокое и всестороннее обоснование методолог подходов и методических приемов изучения соц проблемы.

Как ни важны программа и выборка без рабочего плана не обойтись. План создается на базе определенных правил, суть которых закл в том, что все науно-исслед и орг-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела. Первый раздел предусматривает порядок подготовки, осуждения, утверждения программы и инструментария соц исследования. Второй раздел вкл в себя все организационные и методические виды работ, т е отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки. Третий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в поле информации. Четвертый раздел – это виды работ, связанные с анализом результатов обработки.

9. Э. Дюрктейм и его теория эволюционного развития общества.

Эмиль Дюркгейм про­должил разработку теории об-ва как ед. соц. организма, такой сист., элементы которой д/ы гармо­нировать м/у собой ради сохранения целого. В своей теории соц-го реализма он исходил из того, что природу соц. явлений следует объяснять соц. факторами, что исход. моментом анализа поведения людей, их разнообразной деят-ти явл-ся об-во как сист. взаимодействий ин­дивидов, соц. групп и соответствующих соц. инсти­тутов. Д. был сторонником разработки науч. метода в социологии, заключающегося в рационалистиче­ском, т.е. строго логическом, объяснении явлений общест. жизни. Он приступил к разработке метода социологии - есть наука о соц. фактах, под которы­ми он понимал, полит, прав, морал, религиоз и др. идеи, нормы и ценности, выраба­тываемые коллективным сознанием людей и заставляющие от­дел. индивидов действовать в соответствии с этими идея­ми, нормами и ценностями. Конечн. причинами соц. явлений выступают идеи и дух. ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой соц. эволюции. Кажд. чел-к застает уже сложившими­ся опред. полит., прав., морал. и др. нормы, ценности и соц. установки. Он д/н их усво­ить и реализовать на практике. Д. указывает на 2 осн. признака соц. фактов: их объективное существование по отнош. к отдел. ин­дивидам и их принудительное воздействие на людей. Д. исходил из понимания чел-ка как соц. су­щества, развитие и деят-ть которого проходят под опре­деляющим воздействием на него соц. норм и предписа­ний. У соц. фактов об­щая дух. природа и сущность. Все они — проявлениягрупп. или массового сознания.

10. Основные принципы материалистического учения об обществе

К. Маркса и Ф. Энгельса.

Своеобразный синтез классического и неклассического типа на­учности в области социологии представляет собой материалисти­ческое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объясне­нием фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и инсти­тутов. Каковы же наиболее важные принципы материалистичес­кого учения об обществе?

1) Одним из важнейших принципов исторического материа­лизма - признание закономерности общественного разви­тия. Признание закономерности означает признание действия в общест­ве общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и от­ношений между процессами и явлениями.

2) принцип детерминизма, то есть при­знанием существования причинно-следственных связей и зависи­мостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего много­образия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обус­ловленности, определяющей влияние на общественную жизнь спо­соба производства, является другим важнейшим положением марк­систского учения об обществе.