16.Соотношение социологии с другими общ науками.
Социология, как и многие др. науки, вычлен. из философии, в недрах к-ой долгое время и накапливалось социолог-ое знание. И даже после провозглаш. социологией в лице Конта и Дюркгейма своей независ. в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социолог-их изысканиях. Социологию «отцов-основателей» (см.выше) оч. трудно отделить от соц-ой философии (дальше СФ). Более того, в ряде исслед. ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с СФ.
СФ - это раздел философии, посвящ. осмысл. качественного своеобразия общ-ва в его отличии от природы Она анализирует проблемы смысла и цели существ. общ-ва, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития.
У СФ и социологии оч. широкая область совпадения объекта изучения. Их различие отчетливо проявл. в предмете исслед. Еще в большей мере различие м/у СФ и социологией в методе исслед. СФ решает обществ. проблемы умозрительно, руководствуясь опред. установками, развив-ся на основе цепи логич-их размышлений.
У социолог. и психолог. область совпад. не менее велика. Их также стоит различ., т.к. психология направл. на изучение индивид. «Я», социологии — на проблемы межличностного взаимодействия – «Мы». //политология//
17. Социология «легального марксизма» (П. Струве, М. Туган-Барановский).
Это теоретическое и идеологическое течение конца XIX - начала ХХ явилось выражением либеральной буржуазной мысли. Легальные марксисты обосновали характер развития в России капиталистического способа производства и связанной с ним технической, экономической и духовной культуры, все это они рассматривали как прогрессивный процесс, а для доказательства прибегали к марксистской теории.
В трудах «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» П. Струве и «Русская фабрика в прошлом и настоящем» М. Туган-Барановского обосновывались положения о характере действия объективных экономических законов. Речь шла о развитии в России капиталистического рынка, конкуренции, технической реорганизации производства, роли в обществе новых социальных групп, прежде всего буржуазии и рабочего класса. Оба этих социолога и экономиста выступали на стороне «объективной науки» против субъективного метода в социологии.
В дальнейшем в работах они уже не настаивают положении марксизма о неизбежном переходе от капитализма к социализму, они все более критически оценивают учение Маркса, его материалистическое понимание истории и экономическую теорию.
Их философско-социологические взгляды все более обосновываются с помощью идеалистических концепций. В духе современного им неокантианства, объявляющего основополагающими и руководящим началом в жизни людей некие "надысторические", духовные ценности, прежде всего, моральные, они утверждают, что прогресс общества всецело определяется развитием культурных ценностей человечества.
Отвергнув «экономический материализм» Маркса, прежде всего его учение о решающей роли способа производства в развитии общества и о законе соответствия производственных отношений людей характеру и уровню развития их производительных сил, легальные марксисты отбросили и его учение о классовой борьбе и социальной революции.
М. Туган-Барановский подверг критике многие положения марксизма. Прежде всего он выразил свое несогласие с положением о решающей роли материального производства в жизни общества. Первоначально хозяйство действительно «господствовало над жизнью общества», но затем оно «подпадает под зависимость от других факторов, прежде всего науки». Отсюда он делает вывод, что «с ходом истории социальное преобладание хозяйственного момента должно падать». На первый план, писал он, все более выступают наука и духовная культура, «все формы общежития и даже формы хозяйства становятся продуктом свободного сознания людей, заключающего в себе самом свои непреложные законы»
Туган-Барановский отверг расширительное толкование классовой борьбы, согласно которому она определяет содержание всех или почти всех потребностей и интересов людей. Класс в его понимании - это понятие, применимое лишь в сфере экономики. Оно обозначает группы людей, объединенных общностью экономических интересов. Это понятие что-то разъясняет в области экономических отношений, но непригодно для объяснения процессов в других сферах жизни общества, особенно в науке, культуре, духовной жизни.
Будучи крупным экономистом, Туган-Барановский неоднократно высказывал свое несогласие с выводами Маркса о тенденции обнищания рабочего класса. Ссылаясь на реальные факты, он доказывал, что уровень жизни рабочего класса в передовых капиталистических странах неуклонно повышается, что успехи капиталистической промышленности идут на пользу рабочим. Рост производительности труда, писал он, ведет и к росту благосостояния рабочих.
Туган-Барановский предпочитал социализму цивилизованный капиталистический строй. Интересно, что черты последнего он готов был развивать и в социалистическом обществе, если таковое станет реальностью. По его мнению, социалистическое хозяйство, если когда-либо и утвердится, то «не вполне лишится стихийных регулирующих сил рынка».
18. МОБИЛЬНОСТЬ. Типы и виды социальной мобильности (горизонтальная, вертикальная, групповая и индивидуальная).
Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.
Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное.
Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто — вниз.
Существуют два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа ,— вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.
Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой
Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности — пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование — пример нисходящей.
Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (из родительской семьи в свою). Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.
Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают:
1) индивидуальную мобильность- перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у человека независимо от других;
2) групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно (напр., во время революций).
Индивидуальной мобильности больше соответствует достигаемый, а групповой — приписываемый статус.
Индивидуальная мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.
19. Социальный статус и его виды.
Основой социального неравенства в психологическом плане являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп, слоев.
Социальный статус: 1)врожденный и приписанный 2)выработанный 3)заработанный
П.Сорокин выделяет, что статус должен быть заслужен и всегда доказываться оценкой окружающих, что очень важно для самооценки человека. Оценка окружающих тем или иным способом подтверждает статус человека, или наоборот, разрушает.
Социологи выделяют:
1)предписанный – навязанный обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он зависит от места рождения, этноса.
2) приобретенный(достигнутый) – определяется усилиями самого человека.
Выделяют: -естественный статус личности – предполагает устойчивые черты личности;-профессионально должностной – в нем фиксируются социально экономические и производственные положения человека( бухгалтер, преподаватель).
Человек может иметь сразу несколько статусов – интегральный статус. Социальный статус выражается сложными связями между субъектами общественных отношений.