Смекни!
smekni.com

Эмиграционная ситуация в Ставропольском крае (стр. 10 из 20)

На примере Ставрополья, заметно, что большинство жителей эмигрируют в Германию и Израиль, а не в Англию, например. Так что, поток мигрантов все-таки связан с понятием «этнической родины». Еще одна интересная тенденция постепенного уменьшения оттока репатриантов - немцев, евреев, связано с тем, что большинство желающих уже переехало. А вот количество русских, выезжающих на работу или "сопутствующих" при переезде репатриантам (жены, мужья, дети), растет (доля русских среди эмигрантов уже в два раза больше, чем евреев) [27]. Объясняется это тем, что в миграцию в первую очередь вовлекаются русские, входящие в состав смешанных семей. Процент таких семей на Северном Кавказе равен 13% [42].

В условиях неразвитости статистики и пограничной системы потоки мигрантов вообще не фиксировались государственными органами. Да и сегодня определить точно объемы перемещений представляется довольно-таки сложным делом, а решение об изъятии в паспортах сведений о национальности способствовало сокращению и без того скудной информации об этнических аспектах эмиграции. Однако постараемся сделать выводы: этнический характер внешней миграции из края в последние годы сказывается только на направлении движения эмигрантов и их национальном составе, в то время как побудившие ее причины имеют совсем иные, не этнические, мотивы. Так, опросы показывают, что в основе миграционных процессов лежат экономические факторы (91%), профессиональная неудовлетворенность (39%) и социальные факторы (33%). Даже то незначительное движение в сторону рыночных отношений, которое уже произошло, позволило стабилизировать эмиграцию из Ставропольского края, так как баланс потерь и выгод у потенциальных эмигрантов часто стал складываться в пользу внутренних возможностей. И только 8,5% респондентов заявили об этнической эмиграции, которая, как известно, основывается на национальном чувстве и является защитной реакцией на ущемление в правах национальных меньшинств [64].

Размеры и масштабы эмиграции в Израиль определяются внутренним положением, как в России, так и в Израиле. Например, следствием финансового кризиса в России стало удвоение выезда, а на осложнение обстановки в Израиле из-за конфликта с палестинцами - трехкратным его сокращением. С конца 2003 г. эмиграция в Израиль стала меньше, чем в США, несмотря на то, что выезд в США также сократился из-за ужесточения иммиграционного законодательства [56]. Таким образом, официальная эмиграция становится все более германо-ориентированной.

Эмиграция из России всегда отличалась высоким трудовым потенциалом. Ставропольский край не исключение, в процесс эмиграции, в первую очередь, втягиваются более квалифицированные специалисты – врачи, инженеры. По уровню образования эмигранты существенно превосходят внутренних мигрантов, которые близки в этом отношении ко всем занятым. Каждый пятый эмигрант имеет высшее образование, что в полтора раза выше, чем у сравниваемых категорий населения [66]. Таким образом, очевидно, что популярность среди стран-выезда - Германии и Израиля, имеет не только этнический, но и экономический характер.

Немецкая эмиграция более молодая и потенциально более активная сравнительно с еврейской. Но в немецкой эмиграции резко преобладают рабочие (что может быть частично объяснено ее наполовину сельским составом), тогда как эмигранты в Израиль и особенно в США — преимущественно квалифицированные работники. Эмиграция в США и Израиль распадается на две половины: одна (несколько большая) — пенсионеры и домохозяйки, едущие к детям или с детьми, вторая — высококачественная рабочая сила. Бросается в глаза высокий процент научных работников и студентов среди выезжающих в США [23]. По данным имеющихся исследований, эмигранты, прибывшие в США, подтверждают свой высокий трудовой потенциал, быстро начинают работать, становятся финансово независимыми, в меньшей мере, чем другие группы, пользуются государственными пособиями [55]. В настоящее время трудовая эмиграция – наиболее динамичный и самый большой миграционный поток. С самого начала ее взрывного развития было ясно, что в трансформирующемся обществе трудовая эмиграция выполняет исключительно важную роль амортизатора социального недовольства, противостоящего сползанию общества в масштабный конфликт.

Внешняя трудовая эмиграция являет собой переезд экономически активного населения в другую страну для работы по найму на ограниченный срок, на основе трудового контракта с зарубежным работодателем. Обычно продолжительность контрактов для иностранцев устанавливается на 6 месяцев, 1 год или 2 года [3]. Тот факт, что трудовая эмиграция, начавшись как временная, затем в силу долгосрочного или повторяющегося спроса приобретает постоянный характер, не отменяет общего определения и может рассматриваться как одно из ее свойств при конкретных социально-экономических условиях. Выезд лиц с целью туризма или посещения родственников с последующим трудоустройством за рубежом также относится к трудовой эмиграции, точнее ее скрытой или нелегальной формам [63]. Наоборот, к трудовым эмигрантам не относятся лица, участвующие в челночной миграции с коммерческими целями, эмигранты, уезжающие из страны на постоянное место жительства, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта или договора с иностранными работодателями) [6].

Статистическая база данных о потоках внешней трудовой эмиграции из края, да и из России, только начинает складываться. Государственная статистика ведет учет трудовых эмигрантов по данным Федеральной миграционной службы России только с 1994 г. [62]. К тому же надо иметь в виду, что имеющаяся к настоящему времени официальная статистика не отражает реальную картину внешней трудовой эмиграции, поскольку отслеживает лишь два канала, выезда на работу в другие страны - в рамках межправительственных соглашений и через сеть имеющих лицензию ФМС посреднических фирм, работающих в области зарубежного трудоустройства. В тени остается большая часть эмигрантов, которые самостоятельно решают вопросы своей занятости за границей либо пользуются услугами фирм, незаконно работающих в сфере организации выезда за рубеж [43]. Однако, некоторые основные тенденции трудовой эмиграции можно отследить. Прежде всего, обращают на себя внимание этнические характеристики состава покидающих край для временной работы за рубежом. В числе трудовых мигрантов доля русских составляет около 80% [66]. Вторая важная особенность, которая определяет специфику внешней трудовой эмиграции, это ее индивидуальный характер.

Преобладающее большинство выезжающих из Ставропольского края за границу для временной работы (93%) составили индивидуальные эмигранты, перемещающиеся без семьи, в то время как эмиграция, главной целью, которой не является трудоустройство, носит преимущественно семейный характер [27]. Отметим, что в любом случае значительна вероятность цепной эмиграции. Когда сначала выезжает один член семьи, а затем к нему переезжают другие родственники. Причем в случае трудовой эмиграции женщин вероятность цепной эмиграции несколько выше. Другая важная особенность трудовой эмиграции - выезд за границу преимущественно городского населения. Если среди выезжающих на постоянное место жительства доля сельских жителей составляет примерно треть, то в совокупности выезжающих на работу из села почти отсутствует [66]. География стран, принимающих на временную работу ставропольских эмигрантов, намного обширнее по сравнению с потоками выезжающих на постоянное место жительства. Наибольшее число трудовых эмигрантов со Ставрополья принимают США, Германия, Израиль, Финляндия, Чехия и другие страны. В меньшей мере затрагивают потоки трудовой эмиграции из края государства Юго-Восточной Азии [65].

Обращают на себя внимание в другие структурные особенности трудовой эмиграции. Так, среди выезжающих за границу на постоянное место жительства доля женщин составляет около 53%. В общем же потоке выезжающих на временную работу мужчин больше, чем женщин (54%). В своем большинстве трудовые эмигранты - мужчины в активных трудоспособных возрастах. Наибольшее число эмигрантов-мужчин сосредоточено в возрастном интервале 26-40 лет (71%). Женщины преобладают в молодых возрастах. На долю женщин в возрасте до 30 лет приходится 63% их общего числа. Они имеют заметный перевес в возрастных группах до 25 лет. Здесь соотношение мужчин и женщин составляет почти 1 : 3 [66]. Изменяется под влиянием эмиграции и возрастной состав населения края. Более быстрый рост численности лиц старших возрастов обуславливает изменение среднего возраста населения Ставрополья: в 1995 г. он составлял 35,2 года, а к 2005 г. – 36 лет (при среднероссийском показателе – 36,2 года) [47].

Как и в случае эмиграции на постоянное место жительства, среди трудовых эмигрантов преобладают лица с высшим и средним специальным образованием. Практически одинаковый уровень образования имеют эмигранты-мужчины и эмигранты-женщины, за исключением значительного перевеса в сторону гуманитарного образования у последних [66]. Однако, и процент ставропольцев без определенной профессии, готовящихся работать за рубежом разнорабочими, имеет место. И все же, современная ставропольская трудовая эмиграция отличается объективно крайне высокими качественными характеристиками. Причем в нее вовлекаются чаще всего люди, ориентированные на профессиональный успех и карьеру, уже добившиеся определенной профессиональной самореализации на родине [43]. Распределение трудовых эмигрантов по сферам приложения их труда лишь частично отражает сложившуюся структуру занятости в народном хозяйстве. В сравнении с отраслевой структурой занятости в экономике Ставропольского края в потоке трудовых эмигрантов, выезжающих за рубеж, весьма невелик удельный вес работающих в сельском и лесном хозяйстве (всего 0,7%). Вместе с тем явно выделяются занятые в торгово-финансовой сфере, науке, образовании, здравоохранении [66].