– Частные лица.[60]
При выборе объекта субъекты (организаторы) социального служения осуществляют поиск и обнаружение объектов социальной работы и совершают действия, направленные на выявление объектов социальной работы и их первичную оценку: диагностика, прогноз, анализ, опрос общественного мнения, наблюдение.[61]
Объекты социального служения в социальной работе
Объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, а является той ее частью, которая взаимодействует с субъектом.[62]
Социальное служение не имеет каких-либо ограничений для участия в жизни общества, кроме профессиональных требований и уровня компетентности.[63]
Объекты социального служения определяются актуальными потребностями местного сообщества, целями и задачами социальной политики, возможностями и способностями добровольцев.[64] Они возникают и формируются под влиянием политических, социально-экономических и духовно-нравственных условий жизни людей.
Под объектами социального служения, как и социальной работы, подразумеваются различные группы людей, испытывающие трудности и нуждающиеся в социальной помощи, поддержке и защите.[65] Также к объектам социального служения могут относиться так называемые организованные объекты, с которыми предполагается организационная работа и которые имеют потребность в добровольцах. Таковыми являются:
– Учреждения, предприятия, организации. (Специфическая социальная работа в приютах, больницах, школах, воинских частях)
– Муниципальные образования (организация социального служения и социальной работы по месту жительства; создание фондов и благотворительных обществ; социальные проекты и проч.)
Объекты социального служения идентичны объектам социальной работы, но отличаются механизмом выбора со стороны субъектов. Что касаемо субъектов, то существуют некоторые различия. В системе субъектов социального служения заметное место занимают общественные неправительственные и церковные организации, которые фактически выполняют функции социальной поддержки и защиты нуждающихся людей.
Социальное служение, выделившись из института религии, становится самостоятельным неформальным социальным институтом, укорененным, прежде всего, в жизни гражданского общества.
Человечество ищет дополнительный ресурс решения социальных проблем, и таким ресурсом становится социальное служение.
Социальные проблемы осознаются как важнейшие факторы дальнейшего цивилизационного развития.
Характер широкой социальной практики социальное служение приобретает по мере развития добровольческого движения, которое включает все более широкие социальные группы участников.
В современных западных странах, где гражданское общество становится зрелым, растущие социальные потребности общества и государства способствуют формированию добровольчества и, в целом, социального служения как широкого социального института. По своей сущности институт социального служения перенимает многие социальные функции институтов религии, политики, экономики, местного самоуправления и оформляется в самостоятельную социальную систему. При этом институт социального служения оказывается тем эффективнее, чем он крепче сохраняет свою связь с родовыми социальными институтами.[66]
Социальное служение становится важнейшим социализирующим фактором. Если еще в середине 20 века социальное служение рассматривалось как одна из форм общественной активности, то к началу 21 века социальное служение становится важнейшей формой участия в государственной жизни. От добровольческого участия во многом зависит решение социальных проблем, прежде всего на местном уровне, но также на национальном и международном уровнях. Государство и общество предъявляют своим гражданам повышенные требования в сфере социального служения, связывают с социальным служением надежды на выход из сложнейших социальных противоречий. Добровольческое участие становится важнейшей социальной нормой, обуславливающей снижение социальной напряженности.[67]
Реализация потенциала социального служения в современном обществе, управление его ресурсами требуют современных профессиональных подходов, устойчивых законодательных оснований, позитивного общественного мнения и полноценного информационного обеспечения.
Поставленные перед российским обществом задачи требуют напряжения всех общественных сил и грамотного управления этими силами.[68]
Участие в добровольческой деятельности и благотворительности оформляется законодательно.В России давно идет обсуждение возможности принятия закона о добровольчестве, а в некоторых регионах подобные законы уже приняты. (Например, Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы.[69])
Как социальная норма социальное служение в последнее время стала широко применяться к добровольческой деятельности. Активное участие в социальном служении является нормой для государственных служащих, общественных деятелей, студентов, учащихся, ветеранов, домохозяек, то есть общественной нормой для самых широких слоев населения. Эти нормы в настоящее время закреплены в общественном сознании и поддерживаются законодательно. С окончательным оформлением этих норм законодательно можно будет говорить о том, что социальное служение как широкий социальный институт уже окончательно сложилось.[70]
Развитие социального служения как широкого социального института – это прежде всего вопрос укрепления и развития российской государственности, эффективности современной социальной политики, силы гражданского общества. Но, вне зависимости от создаваемых условий, уже сегодня, как и на протяжении всей истории России, миллионы граждан России вносят свой посильный жертвенный вклад в дело социального служения, не ожидая ни особых наград, ни особых обстоятельств собственной жизни.[71]
В настоящее время перед социальным служением встали новые задачи, направленные на выполнение определенного социального заказа, среди которых:
- противодействие негативным социальным процессам - алкоголизму, наркомании, криминогенности, асоциальному поведению, беспризорности и др.;
- обеспечение модернизации общества;
- оказание помощи в освоении людьми новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального поведения граждан;
- достижение гармонии между властью и обществом.[72]
Социальное служение является опосредованным звеном между государством, обществом и личностью. Создание гражданского общества, которое должно представлять интересы всех граждан закрепляет за социальным служением функцию достижения гармоничных отношений между государством и гражданским обществом.[73]
Служение людям, в рамках профессиональной деятельности - новый этап в организации защиты и помощи нуждающимся. Такой вид деятельности получил определение - социальная работа. Социальными работниками служение людям воспринимается как профессиональный долг.[74]
Исходя из целей институализации социального служения, необходимо переходить от организации этой деятельности на общественных началах к профессиональному управлению добровольческой и благотворительной деятельностью.[75]
Организация социального служения в Российской Федерации имеет богатый прошлый опыт включая церковный и советский периоды, и новый опыт современных общественных организаций участвущих в благотворительной и добровольческой деятельности. Однако отсутствие системного подхода к организации социального служения, недостаток правовой и методологической базы не позволяют придать этой деятельности необходимый широкий общественный характер.[76]
Институциализация социального служения в Российской Федерации - это полноценное включение граждан в реализацию целей и задач социальной политики, становления гражданского общества современной России на принципах социальной ответственности и личностного служения. Успешность этой перспективы во многом зависит от создания необходимых общественно-государственных условий.
Феномен социального служения требует научного осмысления, проведения фундаментальных научных исследований, способных раскрыть сущность, тенденции и механизмы развития социального служения и его влияние на социально-экономическую жизнь страны.
Изучая социальное служение в контексте теории социальной работы можно сделать следующие выводы:
Социальное служение во всех его проявлениях является специфической деятельностью со свойственными ей принципами, закономерностями и характером развития. Специфика социального служения тесно связана с личными качествами тех, кто осуществляет это служение. Также очевидна взаимосвязь социального служения и социальной работы. Эта связь должна быть научно описана и обоснована, вооружена необходимой методологией.
Основными социально значимыми мотивами участия в социальном служении являются следующие: возможность общения, взаимодействия с единомышленниками; приобретение полезных социальных и практических навыков; профессиональное ориентирование; самовыражение и самоопределение; общественное признание, чувство социальной значимости; приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия; самореализация личностного потенциала; способность выразить гражданскую позицию; выполнение общественного и религиозного долга; организация свободного времени.