МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ЮВЕНОЛОГИИ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Теория социальной работы»
на тему
«Теоретические аспекты социального служения как разновидности социальной работы»
Выполнил:
студент 3 курса 1 группы
по специальности«Социальная работа»
Маковецкий Никита
Москва, 2010
Содержание
Глава I. Социальное служение как особая форма общественной деятельности
1.1 Понятие «социальное служение»
1.2 Социально значимые мотивы участия в социальном служении
Глава II. Место и роль социального служения в системе социальной работы
2.1 Объекты и субъекты социального служения как разновидности социальной работы
2.2 Процесс институциализации социального служения в системе современных общественных отношений
Заключение
Список использованной литературы и нормативных правовых актов
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Тема социального служения актуальна в контексте теории социальной работы. С учетом теоретической и практической значимости проблемы, и в то же время ее недостаточной научной разработанности была избрана тема данного исследования. Социальное служение требует научное осмысление, проведение фундаментальных научных исследований, способных раскрыть сущность, тенденции и механизмы развития. С точки зрения практики социальной работы, существуют две равнозначные потребности в социальном служении - решение социальных проблем и социализация граждан.[1]
Степень научной разработанности проблемы
Данной проблеме немало внимания уделялось исследователями и историками XIX, XX веков, а также некоторыми современными исследователями. В частности, были использованы в данной работе труды Антоновой О. И. и Решетникова О. В., и др., в которых подробно освещаются различные аспекты социального служения. Но наибольший научный интерес представляют публикации и статьи Решетникова О. В., в которых изложены основные направления, формы, объекты и субъекты, а также другие теоретические положения о социальном служении в контексте теории и практики социальной работы.
Однако анализ использованных публикаций позволяет сделать вывод о недостаточном уделении внимания социальному служению в контексте развития теории и практики социальной работы. Также остается неразрешенным вопрос о месте и роли социального служения в системе социальной работы.
Объект исследования – социальное служение как социальное явление.
Предмет исследования – теоретические подходы к обоснованию базовой модели социального служения в теории социальной работы.
Цель исследования – определить место и роль социального служения в системе социальной работы.
Цель предопределила следующие задачи:
· определить содержание понятия «социальное служение»;
· изучить мотивацию участия в социальном служении;
· дать классификацию объектов и субъектов социального служения;
· изучить проблему институциализации социального служения в системе современных общественных отношений.
В качестве основных источников исследования социального служения использовались труды Антоновой О. И.[2] и Решетникова О. В.
Методология научного исследования – При подготовке данной работы применялись общенаучные методы познания, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания.
Социальное служение является специфической сферой общественной деятельности, имеющей общие с социальной работой цели и задачи.[3]
Термин "социальное служение", используется сравнительно недавно. Первоначально сочетание "социальное служение" употреблялось в отечественной исторической науке при определении социальной деятельности конфессиональных союзов. Однако социальное служение не ограничивается только данным видом социальной деятельности. В этой связи необходимо рассмотреть составляющие сочетания – "социальное" и "служение".
Социальное — в русском толковом словаре определяется следующим образом:[4] Общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе; Связанное с удовлетворением материальных и духовных потребностей людей.[5]
"Служение" (исходное значение "служба") – означает организацию какой-либо деятельности.[6]
В толковых словарях В.И. Даля[7] и С.И. Ожегова[8] служение рассматривастся как деятельность на пользу кого-нибудь, чего-нибудь. Другими словами, служить - значит делать что-либо на благо другого, быть надобным.[9]
Термин «служение» традиционно широко используется в религиозной религиоведческой литературе. Согласно документам различных религиозных конфессий, социальное служение понимается прежде всего как осуществление благотворительности и милосердия в виде как непосредственной помощи малоимущим и малообеспеченным, так и в виде создания определенных условий для социальной реабилитации нуждающихся членов общества. С позиций религиоведения социальное служение понимается как исторически сложившаяся совокупность организованных форм социальной деятельности религиозных организаций, являющаяся неотъемлемой частью практической реализации вероучения, и заключающаяся в актах милосердия и благотворительности в отношении конкретных лиц как носителей образа и подобия Божия.[10]
Исходя из вышенаписанного, также необходимо дать определение понятия "милосердие": готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. По мнению Антоновой О.И., понятие «милосердие» можно квалифицировать как вид социальной институции, который выступает в качестве внутренней регламентации человеческих взаимоотношений, в виде определенных чувственно-эмоциональных установок и стереотипов восприятия, мышления и мироощущения. Данная институция является психологическим источником для возникновения социальных связей, которые, впоследствии, получают дальнейшую регламентацию в качестве институциональных норм и ценностей.
Важной теоретической проблемой является определение сущности и роли социального служения с позиций теории социальной работы, поскольку оно исследуется, как правило, в рамках богословия и религиоведения. Определение же его реальной значимости для решения проблем современного общества только с этих позиций будет односторонним.
Определение понятия социальное служение практически отсутствует в современных российских справочниках по проблемам социальной сферы. Указания на социальное служение приводится только в контексте истории социальной работы и благотворительности и рассматривается как особый вид деятельности Церкви.[11]
Церковь и церковное учение на протяжении почти тысячелетней истории в России определяли принципы и виды взаимопомощи, милосердия, благотворительности и других форм служения ближнему, что и составило сущность социального служения. Социальное служение присутствует во всех основных религиях мира и имеет много схожих характеристик.[12]
Согласно размышлениям протоирея В. Свешникова, социальное служение в человеческом мире по своей подлинной природе - церковно; а когда проявляется в нецерковных формах и содержаниях, то вызвано отдаленным действием церковного строя жизни.[13] Социальное служение должно быть прежде всего направлено на тех, кто действительно в этом нуждается.[14]
Людей, занимающимся социальным служением, принято называть добровольцами.
Понятие "социальное служение" трансформируется под влиянием, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознанно выражаются отношения людей к природе, социальной действительности и друг к другу.[15]
С понятием "социальное служение" ассоциируются такие слова как социальная помощь, взаимопомощь, благотворительность, милосердие, гуманизм, волонтерство, альтруизм, толерантность и т.д.[16]
Социальное служение имеет глубокое этическое и психолого-педагогические основание – чувство долга, сострадание к ближнему, стремление к постоянному личностному росту.[17]
В учебном пособии "Социальная работа с молодежью" под редакцией Басова Н. Ф. дается следующее определение понятия "социальное служение": это общественная, добровольная, социально значимая деятельность, ставящая своей целью содействие решению социальных проблем общества.[18]
Социальное служение в целом, рассматривается в международной социальной политике как важнейший ресурс демократического общества, направленный на предоставление гражданам, членам мecтных сообществ возможности для активного участия в жизни сограждан и своих сообществ.[19]
По мнению Решетникова О. В. Социальное служение может быть представлено как идеология, основанная на защите и помощи социально незащищенной части общества, способствующая развитию новых политических институтов, социальных структур, социальной культуры, закрепленная в общественном сознании и подтверждаемая социально-политической практикой.[20]