Учитывая указанную специфику текущего момента, необходимо сосредоточить государственные усилия на решении наиболее острых проблем детства при одновременной разработке основ системы социального обеспечения семей с детьми на иждивении как составной части политических, экономических, социальных преобразований в России в увязке с социальными потребностями не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.
К числу первоочередных задач следует отнести преодоление уравнительности всеохватывающих государственных пособий и переход к четкой классификации категорий получателей - по степени нуждаемости, а программ помощи - по функциональному назначению, форме предоставления (денежная, натуральная), периоду получения. При этом нуждающимся семьям с детьми может быть предоставлено право выбора вида пособия. В зависимости от возраста и здоровья детей, родителей, занятости последних в общественном производстве реципиенты могут сами решить, что на данном этапе для них самое важное: медицинские услуги и лекарства, пособие для оплат дошкольного детского учреждения или образовательных курсов, помощь в оплате жилья, электричества или приобретение путевки в детский оздоровительный лагерь и т.п.
Наряду с едиными федеральными стандартами вспомоществования нуждающимся семьям с детьми и постепенным доведением минимальных размеров пособия до уровня гарантированного дохода не ниже прожиточного минимума должен быть найдет своеобразный баланс участия в социальных программах республиканских и муниципальных органов. В зависимости от особенностей конкретного региона может быть открыто финансирование отдельных программ (3, с. 216).
Осуществляемый в настоящее время переход от категорийной формы оказания социальных услуг семье к адресной привел к возникновению и ускоренному развитию принципиально новых видов учреждений.
Базисным учреждением в этой системе является центр социальной помощи семье и детям, который в состоянии оказывать многопрофильные комплексные услуги по всем направлениям социальной работы в решении проблем самообеспечения, в преодолении сложных ситуаций с опорой на собственные силы каждой семьи, каждому человеку, а также накапливание крайне нужную и важную социальную информацию, облегчающею принятие управленческих решений.
Конечно, все это возможно лишь в том случае, когда указанные центры будут существовать в каждом небольшом населенном пункте, в каждом микрорайоне. Один или два центра на краевой (областной) город проблемы не решает, ибо работа с каждой семьей, социальный патронаж семей в этих условиях просто невозможны. Создать сегодня в каждом микрорайоне такой центр - задача нереальная, но надо ставить эту задачу на перспективу и планомерно ее решить (23, с. 133).
Во многих центрах социального обслуживания (где ранее оказывались услуги только пожилым и инвалидам) открываются отделения по работе с семьей. Это естественный процесс, в котором есть своя логика. На работе с семьей не может ограничиваться наличием одного отделения. Или должен быть полный набор отделений, предусмотренных в «семейных» центрах, или такие центры должны быть самостоятельными.
Не может не вызывать озабоченности вялотекущий процесс развития психологических служб, особенно центров психолого-педагогической помощи семье и всем категориям населения. Думается, наряду с недооценкой их позитивного потенциала имеются и другие причины. Кое-где на местах широкая направленность и многомерность психологической помощи понимается узко, в результате дело ограничивается открытием «телефоном доверия», которые не всегда можно назвать центрами экстренной психологической помощи по телефону, так как работают они только несколько часов в сутки и подчас не каждый день.
Между тем полноценная психологическая помощь консультативная, диагностическая, координационная, - столь необходимая в настоящее время для укрепления психологического уровня населения и семьи, предполагает наличие не только «телефонов доверия», но и индивидуальных и групповых консультаций, групп взаимопомощи и т.п.
Имеющиеся в ряде территорий и находящиеся в ведении органов народного образования центры психолого-педагогической помощи в одних случаях решают локальные задачи, в других - фактически играют более широкую социальную роль и им больше пристало находиться в ведении органов социальной защиты.
В любом случае необходимо объединить возможности психологической службы для удовлетворения потребностей населения в этом роде услуг.
Таким образом, в последние годы принимались меры социальной поддержки и защиты семьи, женщин, детей, в том числе в области совершенствования законодательства по защите социальных прав, реализации установленных гарантий поддержки, получили развитие новые методы социальной поддержки, расширится спектр предоставляемых социальных услуг.
Однако новая система социальных гарантий и механизмы их реализации не сформировались в полной мере и не обеспечивают достаточную защиту в ситуациях социального риска. Усилия направлены в основном на поддержку семей, уже оказавшихся в трудной жизненной ситуации, меры профилактики социальных рисков развиваются недостаточно.
Необходима реализация разработанной государственной социальной политики в отношении семьи, женщин и детей.
2.2 Методика «РRЕРАRЕ» в исследовании супружеских отношений
Рост числа разводов среди молодых супружеских пар, начавшийся в последние десятилетия в нашей стране, обусловил интерес ученых к этому этапу формирования семьи.
Отечественные ученые Т.А.Гурко и И.В.Игнатова проанализировали предбрачное поведение и характеристики вступающих в брак, в том числе и под углом зрения успешности функционирования молодой семьи. В качестве переменных рассматривались преимущественно социально-демографические характеристики жениха и невесты, их ролевые ожидания, отношение к браку ближайшего социального окружения, информированность о некоторых аспектах семейной жизни. Оценка этих переменных в качестве «факторов риска» осуществлялась путем сравнения тех же переменных у разводящихся или несчастливых семей.
В работе этих авторов анализируются результаты исследования 871 пары вступающих в брак. Методика разработана в Миннесотском университете Д.Олсоном, Д.Форниером и Дж.Друкменом, финансирование исследованием осуществлялось Центром общечеловеческих ценностей под руководством М.С.Мацковского.
Опрашивались пары, подающие заявление на регистрацию брака, при условии, что хотя бы один из партнеров вступал в брак впервые, а другой не имел детей от предыдущего брака.
В выборку попали: 32% женихов и 37% невест - учащихся, 88 и 91% - вступали в брак впервые, 62 и 67% - православные, 85 и 90% были русские, белорусы и украинцы, 19 и 47% не достигли 21 года, остальные были в возрасте от 21 до 29 лет.
Обязательным условием процедуры опроса было заполнение женихом и невестой анкет отдельно друг от друга, т.е. анонимно. В случаях затруднений при ответе на вопросы теста респондент должен был поделиться своими сомнениями с лицом, проводящим исследование, а также написать свои замечания на полях. Респондентов спрашивали об их желании участвовать в повторном опросе спустя несколько лет, и около 80% выразили такое желание.
Использованная методика «Предбрачная оценка личностных черт и взаимоотношений» обобщает результаты многих исследований, выполненных в США. В ее основе лежат работы Раппопорта, Рауха и Дюваля, посвященные анализу задач, которые должны решить молодые супруги для достижения гармоничных отношений, и социально-психологических факторов, влияющих на создание стабильной молодой семьи (24, с. 38).
Методика «РRЕРАRЕ» используется и как диагностическая в практике добрачного консультирования, и как инструмент исследования. В первом случае ее применение во многих западных странах выявило высокую эффективность в сравнении с другими формами подготовки к браку, такими, как государственные образовательные и лекционные курсы, беседы, обращение к литературе по самообразованию, психологические группы тренинга, программы совершенствования межличностных отношений и иные направления добрачного консультирования.
Методика была апробирована ее создателями на выборке 17025 пар на надежность и обоснованность. Кроме того, чтобы выяснить предсказательную валидность методики, было проведено два лонгитюдных исследования на 164 и 179 парах спустя три года после заключения брака.
Дискриминантный анализ выявил, что с точностью до 80-90% методика прогнозирует развод, разделение или неуспешность в браке. Причем наиболее предсказательными оказались сферы, которые как бы задействованы уже в добрачных отношениях, а наименее те, где речь шла о будущем - финансы и родительские роли.
Обработка результатов опроса пары предполагает три основных направления:
- шкала положительного согласия в каждой из сфер показывает, удовлетворены ли оба партнера отношениями в данной сфере или они ориентированы на такую модель отношений в будущем браке, которая, по мнению исследователей, оптимальна с точки зрения супружеского счастья (например, жених так же, как и невеста, считает, что он должен будет принимать активное участие в домашней работе и воспитании детей);
- индивидуальная шкала выявляет мнения каждого из партнеров в анализируемой сфере с учетом двух обстоятельств. Во-первых, его/ее ответов по особой шкале, которую условно можно назвать «розовые очки».