Стандартизированные представления или гендерные стереотипы о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужественности» и «женственности», существуют в каждой культуре. Такие представления универсальны в пределах данного общества и усваиваются в процессе социализации. При этом для девочек задаются, как правило, среднестатистические нормативы, а для мальчиков - сверхвысокие. Сама система воспитания в семье поддерживает репродукцию сложившихся социальных ролей женщин и мужчин.
Если рассматривать с этих позиций кыргызскую семью, то следует признать, что исторически социальный статус женщин в кыргызской семье и общине был менее стабилен и прочен, чем у мужчин[26]. Даже в советское время в ее структуре распределение мужской и женской ролей опиралось на традиционную (патриархальную) модель взаимоотношений, хотя радикальные изменения в общественной жизни в советский период во многом изменили внутренний мир традиционной семьи. Стабильности традиционной семьи способствовал и тот факт, что в Кыргызстане в советское время «у значительной части женщин сложилось двусмысленное положение: социально поощрялась эмансипация, а этнически сохранялись старые нормы поведения, которые традиционно отводили женщине преимущественно… сферу домашнего производства»[27]. Кроме того, сама семья в кыргызском обществе воспринималась не как самоценная и автономная единица, но как часть родовой группы. Поэтому она всегда была тесно связана и многофакторно контролировалась сообществами более высокого ранга – общиной, родом, кланом[28], построенными по мужской линии, развитие которых в постсоветский период получило новый импульс на основе идей национальной самоидентификации. Все это в значительной степени способствовало активной реанимации в настоящее время традиционных стереотипов поведения, в том числе и возрождению дискриминирующих женщин обычаев (насильственное похищение девушки с целью вступления в брак, договорные браки, ношение паранджи и хиджаба, практика многоженства), официально объявленных в советское время пережитками прошлого[29].
Как показало исследование феминизации бедности, распространились и другие формы гендерной дискриминации женщин в семье, связанные с экономическими факторами, например, лишение женщин возможности распоряжаться совместными или собственными доходами и собственностью, получить независимое экономическое положение, учиться и работать. Многие сельские женщины даже не знают, что они тоже являются собственниками земли, которую получила их семья. Еще большее удивление у них вызывает тот факт, что при выходе замуж дочь имеет право на определенную долю находящейся в семейной собственности земли (или ее компенсацию)[30]. В целом, это усиливает экономическую несостоятельность женщин и обуславливает их зависимость от мужчин.
Особо опасным является тот факт, что практически все мужчины-респонденты в исследовании феминизации бедности не считают указанные дискриминационные обычаи семейным насилием, что свидетельствует о глубоком укоренении в их сознании патриархального мировоззрения. Это подтверждает и проведенное ранее с участием автора исследование (2000-2002гг.), в котором из 770 опрошенных школьников сельских школ 57% считают, что насильственная кража невест – это нормальный кыргызский обычай[31]. Более того, как указывает Г.К. Ибраева, некоторая часть женщин из молодой генерации мусульманок демонстрирует готовность отказаться от собственных интересов, чувств и служить родовым, семейным интересам, например, вступить в брак по договору родителей, что является индикатором радикального процесса десубъективизации, отражающим сущность вновь воссоздаваемого патриархального уклада с сетевым родовым взаимодействием[32].
Изучая процесс гендерной социализации личности, Б.Г. Тугельбаева также приходит к выводу, что сложившаяся система социализации личности в Кыргызстане, репродуцируя существующие представления о системе властных отношений в семье, несет в себе элементы гендерной дискриминации, обусловливающей неравенство возможностей личностной реализации женщин и мужчин. Это неизбежно порождает новые противоречия при изменении статуса женщин и мужчин в современных общественных отношениях, включая семейные, которые в совокупности с другими криминогенными факторами (пьянством, наркотизацией населения, безработицей, растущей теневой экономикой и др.) могут приводить к формированию девиантного поведения и совершению преступлений[33].
На наш взгляд, вызывая ломку традиционной системы гендерных ролей и стереотипов и серьезно влияя на психологию и поведение мужчин и женщин, процесс преодоления гендерного неравенства, уже сопровождается значительными издержками в виде усиления криминальной активности женщин в семье.На рост тяжкой насильственной преступности среди женщин в семейных отношениях, указывают российские и казахстанские исследователи. Если во второй половине 70-х годов соотношение между жертвами-женщинами и жертвами-мужчинами в семье было приблизительно 7:1, то в 90-х годах это соотношение уменьшилось до 3:1[34]. К настоящему моменту, например, в России в составе семейно-бытовых преступников, совершивших убийство, удельный вес женщин почти в два раза выше, чем в целом по всему контингенту преступников[35]. Но вместе с тем, убийства и причинение телесных повреждений женщины совершают в большинстве случаев в результате виктимного, провоцирующего поведения потерпевших, в лице которых обычно выступают мужья и сожители виновных[36]. Как показали результаты проведенного нами исследования, в Кыргызстане часто в основе насильственных преступлений, совершаемых женщинами в семье, лежит длящийся годами «тлеющий конфликт», получивший свое начало при принудительном вступлении женщины в брак. То есть насилие, испытанное женщиной в начале семейной жизни, может стать основой ее будущего насильственного преступного поведения.
Поэтому, на наш взгляд, особое значение для профилактики преступности женщин имеет выравнивание возможностей женщин и мужчин, а также помощь семье со стороны государства. С позиции гендерного анализа необходимо заметить, что механизмы выравнивания возможностей женщин (компенсация, ресурсная поддержка, вовлечение в процесс, наделение полномочиями, перераспределение), широко используются в других странах для криминологической профилактики женской преступности, примером чего может служить западная модель равенства женщин и мужчин, которая развивалась в направлении перераспределения домашних обязанностей между супругами, усиления отцовской ответственности, наделения полномочиями женщин, жесткого пресечения фактов их дискриминации в общественной и частной сфере[37].
[1] См. например: Шестаков Д.А. Об одном из аспектов криминогенной ситуации // Вестник ЛГУ. – 1976. - №11. – С.116-121.; Он же. Механизм антисоциального действия криминогенных факторов семьи // Борьба с преступностью и проблемы нейтрализации криминогенных факторов сферы семьи и быта / Под ред. Н.А.Беляева и Д.А.Шестакова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – С.8-24.
[2] См.: Шестаков Д.А. Преступность среди социальных подсистем. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – С.59.
[3] См. например: Яркова Е. Культурологические аспекты репродуктивных и сексуальных прав у народов Центральной Азии // Механизмы реализации репродуктивных и сексуальных прав человека в Кыргызстане. – Бишкек, 2001. – С.28-31.
[4] См.: Кузнецова Н.Ф.Дезорганизация семьи как криминогенный фактор // Борьба с преступностью и проблемы нейтрализации криминогенных факторов сферы семьи и быта / Под ред. Н.А.Беляева и Д.А.Шестакова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – С.27.
[5] См.: Женщины и мужчины Кыргызской Республики. Сборник гендерно-разделенной статистики. – Бишкек, 2001. – С.19.; 2005. – С.46.
[6] См.: Ибраева Г.К. Брачные стратегии в Кыргызстане: поколение отцов и детей. – Бишкек: Салам, 2006. – С.70.
[7] См.: Ганиева Г.Ж. Женский вопрос и проблемы женщин в Узбекистане (1991-2005 гг.): Автореф. дис. … канд. истор. наук. – Ташкент, 2006. – С.20.
[8]См.: Женщины и мужчины Кыргызской Республики. Сборник гендерно-разделенной статистики. – Бишкек, 2005. – С.96.
[9] См.: Шнайдер Г.Й. Криминология. Пер. с немец. / Под ред. Л.О.Иванова. – М.: Прогресс, 1994. – С.153.
[10] См.: Второй периодический доклад Кыргызской Республики о выполнении международной Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». – Бишкек, 2002. – С.4.
[11] См.: Бюджет времени / ПРООН. – Бишкек,2004. – С.19.
[12] См.: Бюджет времени / ПРООН. – Бишкек,2004. – С.19.
[13] См.: Криминология: Учебник / Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова. – М.: Юристъ, 1997. – С.306.
[14] См.: Мезенцева Е.Б. Гендерная проблематика в основных направлениях экономической мысли // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. – М.:МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. – С.120-121.