Смекни!
smekni.com

Обстоятельства, способствующие преступному поведению женщин в семье (стр. 1 из 5)

Хамзаева Алтынай Даулетбековна

преподаватель кафедры

уголовного права и криминологии

юридического факультета КРСУ

Тугельбаева Б.Г.

профессор кафедры

уголовного права и криминологии

юридического факультета КРСУ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРЕСТУПНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ЖЕНЩИН В СЕМЬЕ

Достаточно плодотворной теорией, объясняющей преступное поведение в сфере семейных отношений, является теория противоречий института семьи, сложившаяся в русле одного из направлений российской криминологической науки – криминофамилистики, к основателям которой следует отнести прежде всего профессора Д.А. Шестакова. Согласно этой теории социальные противоречия в сфере семьи и отношений между полами имеют существенное значение для воспроизводства преступлений[1]. При этом существующие в сфере семейных отношений причины преступного поведения Д.А. Шестаков подразделяет на две группы. К первой группе он относит причины, присущие семье во все исторические эпохи ее существования, обусловленные наличием у каждого из членов семьи собственных материальных, физиологических, психологических и иных потребностей, которые не могут быть полностью согласованы с интересами близких, например, половая потребность. Ко второй группе - причины, вытекающие из ныне переживаемого семьей переходного периода, которому присущи противоречия между исторически сложившимися семейными потребностями и возможностями их удовлетворения, например, мужчины не получают дома психологического убежища, женщины – материальной опоры, между теми и другими идет борьба за самоутверждение[2].

Причины, относимые к первой группе, в принципе универсальны и присущи в той или иной степени институту семьи в любой стране. Поэтому наибольший интерес в нашем исследовании представляют проблемы семейных взаимоотношений, связанные с происходящим в настоящее время изменением содержания социальных (гендерных) ролей, выполняемых в семье различными ее членами. Только в последние годы криминологи обратили внимание на тот факт, что социальные роли мужчин и женщин объективно не зависят от половой принадлежности, но последняя часто на субъективном уровне выступает ограничением их содержания, вызывая определенные противоречия в социальных ролях. Само содержание социальных ролей в семье, как показывают различные исследования[3], определяется прежде всего культурой и поддерживается образом жизни того или иного народа, поэтому динамика их изменения будет нести отпечаток специфичности, характерной для его менталитета.

Например, проводимая в Швеции в целях достижения гендерного равенства политика перераспределения домашних обязанностей между супругами, не встретила здесь особого сопротивления, поскольку в стране имелись к этому определенные гендерные основания - наследование престола в предыдущие времена шло независимо от пола наследника. Что касается номадической культуры кыргызов, то в силу кочевого образа жизни в ней также сформировались определенные гендерные нормы, например, кыргызские женщины наряду с мужчинами были лихими наездницами, никогда не носили паранджу, отсутствовало затворничество и многие другие ритуалы, разделяющие женщин и мужчин оседлых народов Центральной Азии. Отсюда можно сделать вывод, что те или иные гендерные нормы всегда существуют в культуре различных народов. Другой вопрос, насколько эффективно они применяются.

Рассматривая внешнюю по отношению к семье среду, следует признать, что события 24 марта 2005 года, когда произошла смена власти, показали существенную в условиях усложнения структуры социума слабость системы государственного управления в Кыргызской Республике. Это явилось результатом непоследовательности проведения предшествующей властью рыночных реформ в экономике, определенной декларативности внедрения принципов демократии, идеологического вакуума в обществе, перманентной нехватки ресурсов. Особо следует отметить стагнацию, захватившую основные институты общества, а также нравственность и мораль, усиление влияния клановости, традиций и религии, диффузных процессов в культуре. Все названные факторы вложили свой весомый вклад, как было показано в п.1.1., в рост преступности в целом.

В результате это породило множественные разрывы социальной ткани в структуре общества, в частности, сегодня имеют место:

· разрыв между поколениями;

· разрыв между элитами и массами;

· увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными;

· информационный (цифровой) разрыв между городом и селом, между различными социальными стратами населения;

· разрыв социальных связей в результате внутренней и внешней миграции;

· этнический разрыв в результате неприятия других субкультур и усиление на этом фоне дискриминационных обычаев и традиций;

· конфессиональный разрыв, особенностью которого является резкое увеличение обращения населения к исламу;

· гендерный разрыв.

Таким образом, внешняя по отношению в семье среда в настоящее время в Кыргызстане достаточно противоречива и нестабильна, что не может сказываться на внутреннем состоянии семейных отношений, повышении их напряженности и конфликтности. Особенно наглядно это проявляется в изменении коэффициентов разводимости и брачности. Еще в СССР, начиная с 50-х годов прошлого века, число разводов постоянно росло, и если на 100 заключенных браков приходилось в то время всего 3 развода, то к началу 90-х годов - уже более 30[4]. При этом в 1990 году на фоне других регионов СССР, ситуация с разводами в Кыргызской Республике выглядела сравнительно неплохо – 18 разводов на 100 заключенных браков. На процесс экономических и социальных реформ семья в постсоветском Кыргызстане отреагировала увеличением количества разводов и уменьшением числа зарегистрированных браков. При этом пик разводов (25) пришелся на 1996-1997 годы, затем наметилась стабильная тенденция к снижению их числа, и в 2004 году уже было 15,4 развода на 100 браков[5]. Количество же официально регистрируемых браков сократилось за прошедшие десять лет в 1,6 раза. Это говорит о том, что в последние годы заметно ослабло влияние государства на институт брака и семьи. Символичность реальных систем поддержки семей (например, молодых или бедных), усиление роли религии и родовых структур, по мнению Г.К. Ибраевой, повлияли на то, что роль государства в регуляции брака и семьи критически снизилась[6].

Нам представляется, что необходимо учитывать и такие обстоятельства, как изменения в экономическом потенциале семьи и социальном статусе ее членов. Естественно, что свой определенный вклад вносят также и причины демографического характера (внешняя и внутренняя миграция населения), религиозного характера (распространение религиозных гражданских браков «нике», юридически нерегистрируемых). Например, проблема религиозных браков и скрытого многоженства (полигинии) действительно существует во всех государствах Центральной Азии, хотя и замалчивается в обществе[7]. Но, по нашему мнению, указанные причины являются лишь производными от изменяющихся в новых условиях экономического и социального содержания семейных отношений. Это подтверждается тем, что религиозные браки и полигиния, как показывают различные исследования, связаны прежде всего с низким экономическим и социальным статусом большинства женщин, обуславливающим их экономическую, социальную и даже политическую недееспособность.

Оценка экономического потенциала семей и реальных доходов женщин, проведенная с участием авторов в рамках исследования феминизации бедности в Кыргызстане, показала, что более половины из 800 принявших участие в исследовании респондентов, имеют собственный доход ниже величины прожиточного минимума, размер которого в Кыргызстане в 2004 году равнялся 1725 сомам (40$). Анализ данных о размере доходов в семьях с разным количеством членов семьи привел к неутешительному выводу. Среднедушевой доход на одного члена в семьях респондентов составил 360 сомов, или около 21% от минимального потребительского бюджета[8]. При этом выяснилось, что среди показателей доходов населения величина заработной платы играет определяющую роль. Городские жители отводят ей первое место, а сельские – второе (после сезонных заработков) в структуре своих доходов. Но вместе с тем, респонденты считают, что нерегулярно выплачиваемая и небольшая заработная плата, к сожалению, не выполняет свою традиционную и естественную функцию обеспечения нормального воспроизводства ресурсов большинства семей, следовательно, не может принципиально воздействовать на потребительский спрос и регулировать его.

В исследовании выявлено, что бедность в Кыргызстане отличается по своей структуре от бедности, характерной для многих развивающихся стран (определяющими параметрами которой являются отсутствие у бедных образования, недвижимости, другой собственности и др.). Преобладающее большинство кыргызских респондентов под бедностью понимают прежде всего ограниченность в покупке продуктов питания. Основные затруднения кроме покупки продуктов питания у всех категорий респондентов вызывает также приобретение необходимой одежды и оплата коммунальных услуг, которым они отдали второе место. Зато такой жизненно важный для функционирования семьи фактор как наличие собственной недвижимости (жилья) поставлен респондентами только на третье место.

Общеизвестно, что увеличение основных расходов на питание по сравнению с другими расходными статьями в семейном бюджете всегда означает ухудшение материального положения семьи и увеличение риска оказаться в числе бедных. К сожалению зафиксированный в данном обследовании переход кыргызских семей к расходам почти исключительно на питание (удовлетворение только первоочередных витальных потребностей) становится типичной стратегией выживания в современных условиях. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что большинство респондентов (71,7%) причисляют себя к бедным семьям, именно по этой причине. Частная материальная помощь между членами семьи и родственниками, развитая в прежние годы, затрудняется всеобщим снижением уровня жизни людей.