На конкретном уровне отражения особенно благоприятно воспринимается образ армии, при условии, если явно просматриваются положительные для общества результаты ее функционирования. Речь не обязательно должна идти о военных победах, важным является обеспечение посредством армии экономических интересов России на мировом рынке, участие в подготовке исходных позиций соответствующим институтом государства в проведении эффективных межправительственных переговоров по различным вопросам. К сожалению, редко можно услышать из официальных источников о том, что статус России в мире во многом поддерживается пока еще значительной военной мощью. Таким образом, необходимо объединение усилий государства и общественных институтов для формирования положительного имиджа армии в современном обществе.
Глава II. Отношение молодежи ксовременной армии
армия военная служба молодежь
Что касается отношения к современной армии, то социологические исследования показывают, что в сознании общества все более активно присутствуют две практически противоположные тенденции. Одна из них — это рост доверия населения к силовым структурам, и в первую очередь к армии, другая — стремление значительной части молодых людей (при активной поддержке их родителей) уклониться от воинской службы, низкий престиж воинских профессий в глазах значительной части молодежи.
Ретроспективный анализ исторических коллизий, переживаемых Россией с конца 80-х годов, дает право заключить, что непродуманная и стихийная политика того периода во многом способствовала снижению авторитета и престижа Вооруженных Сил, причем во всех сферах. Например, конверсия ВПК и увольнение в запас офицеров — это экономический аспект проблемы, фактическое противопоставление армии гражданскому населению в известных ситуациях (события в Вильнюсе, Тбилиси, "путч" 1991, массовые расстрелы 1993, и пр.) — политическая проблема, "пересмотр" отечественной истории (в частности — по отношению к Отечественной войне 1941—1945 годов) — разрушение исторического сознания, а соответственно — гражданственности и патриотизма постсоветских поколений и т.п.
При этом еще более обострились внутренние проблемы армии, которые стали уже "притчей во языцех" — это и дедовщина, и частый произвол по отношению к солдатам - срочникам со стороны офицерского состава, и недостаточность материальных средств, даже на элементарные нужды — известны случаи заболевания солдат дистрофией от недостатков питания — и многое другое.
Отдельный вопрос — это "горячие точки", где молодые люди гибнут тысячами. В данном случае нам не представляется возможным даже комментировать эту тему.
Названный комплекс проблем естественно способствует тому, что значительное число молодых людей стремится избежать службы в армии — просто из чувства самосохранения. Сегодня многие из них просто «косят» различными, в том числе и противозаконными средствами. Но социальный запрос на альтернативную гражданскую службу базируется не только на этом. Общество изменилось, экономические и политические свободы, свобода совести и убеждений стали его неотъемлемой частью. Поэтому желание служить или не служить в армии базируется в том числе и на целесообразности, рациональном и осознанном выборе молодежи. «Где я буду больше полезен обществу, что более полезно для меня?» (в смысле творческой и профессиональной самореализации, жизненных перспектив и пр.)— так рассуждают многие молодые люди сегодня. Этот прагматический подход вполне соответствует современной системе ценностей постсоветского поколения и достаточно широко распространен.
Например, вопрос о том, что стране нужна сильная, технически оснащенная и квалифицированная армия, не вызывает сомнений. Но пока мы наблюдаем картину противоположную — и техническая вооруженность, и кадровая обеспеченность практически всех родов войск являют собой серьезные проблемы. Не секрет, что уровень интеллектуальной подготовки и физического здоровья молодых солдат, мягко говоря, часто невысок. В том числе это связано с уклонением от мобилизации «качественных» призывников. Но это лишь один из факторов, причем причинно следственную связь в данном случае можно трактовать по-разному.
Что более очевидно — «армия плохая, потому что лучшие не хотят в нее идти»? Или наоборот — «лучшие не хотят идти служить в плохую армию»? Для отстаивания узкокорпоративных интересов определенной социально-профессиональной группы (в частности, представителей Минобороны, части ВПК, армейских чиновников и части генералитета) напрашивается аргумент. Причем он может выдвигаться как решающий, и лишь потому, что комплекс проблем армии отражает общие проблемы страны, поэтому сложен и трудноразрешим, требует конструктивных решений, поиска, интеллектуального труда и пр., а вот принять меры по ужесточению призыва и «отлова» уклоняющейся молодежи можно простым командно-административным способом.
В противоположность военным ведомствам «корпорация» родителей уклоняющихся от военной службы призывников заинтересована в том, чтобы призыв в армию сокращался, чтобы военная служба перестала быть обязательной для всех молодых граждан, и в основном потому, что она опасна для здоровья и жизни их детей.
Для чего нужна армия? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. Но на самом деле армия к концу ХХ века сильно изменилась как социальный институт, изменилось отношение к вооруженным силам, их функциям и задачам. Формула «хочешь мира — готовься к войне» уже не является определяющей во внешней политике мировых держав. Вторая мировая война закончилась более полувека назад, но она так много изменила в сознании человечества, что все это время можно считать «послевоенным». Необходимость сохранения мира уже никем не оспаривается (во всяком случае, прямо), другое дело, что в «борьбе за мир» могут быть использованы различные, отнюдь не мирные средства. В чем видит современное поколение молодежи основные задачи российской армии, для чего она, по их мнению, нужна и нужна ли в принципе?
Как относится к предстоящей службе в армии нынешняя молодежь? Данные исследований Федеральной службы государственной статистики показали, что хотят и будут служить в армии чуть более половины опрошенных юношей (52%). Больше всего таковых оказалось среди учащихся профессиональных училищ – 60%, а меньше всего – среди студентов (40%). 90% опрошенных положительно относятся к службе по контракту. 60% уклонились бы от службы в армии, будь у них такая возможность, и потратили бы это время на работу или учёбу.
Юношей, физически и психологически не готовых к службе в армии, можно подразделить на несколько групп. Первая – с сознанием необходимости «отслужить» (11% опрошенных). Эта группа собирается идти в армию, но только из-за боязни уголовной ответственности. В разрезе учебных заведений этот показатель варьирует незначительно: от 9% среди учащихся профессиональных училищ до 12% среди учащихся школ.
Вторая группа с установкой любым путем уклониться от призыва, добиваясь отсрочки (14%). «Уклонистов» среди студентов зафиксировано в 1,5 раза больше, чем среди других категорий учащейся молодежи. По 30% респондентов высказали своё мнение, что призывать к службе необходимо с 20 или 25 лет. 20% - считают, что с 18-ти, и ещё 20% затруднились ответить. Однако большинство ответивших (60%) считают наиболее оптимальным срок службы в течение 1 года.
По отношению юношей к предстоящей службе в армии можно выделить еще одну группу (14%). Объединяет этих респондентов убеждение, что состояние собственного здоровья не позволит им пройти службу в вооруженных силах. Показательно, что чаще всего придерживались этого мнения опять же студенты (22% против 12% среди учащихся школ и 10% среди учащихся профессиональных училищ). 50% респондентов, не служивших в армии, мнения, что на службе ухудшается психическое и физическое здоровье человека, но 40% так не думает. Таким образом, наша гипотеза о том, что большинство не призывавшихся отвечающих людей считают, что в армии подрывается психическое и физическое здоровье человека, подтвердилась.
Опрошенные юноши мотивировали свое негативное отношение к службе в армии падением престижа военной службы, неуставными отношениями, бессмысленной потерей времени. Приведем лишь несколько таких высказываний: «хотел бы служить, если бы был порядок», «я бы пошел, если бы платили заработную плату, хорошо кормили и не было неуставных отношений», «не хочу идти в армию из-за дедовщины», «пока в армии не наведут порядок, не будет никакого желания служить в армии», «не хочу вернуться калекой», «старики говорят, что раньше в армии делали мужиками, а теперь калеками», «хочу, но жалко терять время», «армия – это потеря года жизни».
Результаты опроса показали, что для большей части респондентов «патриотизм» - это значит «любить свою Родину». Но только 44% юношей помимо любви к Родине в это понятие вкладывают «стремление защищать интересы Родины».
Могут назвать себя патриотами России всего 51% опрошенных респондентов. А каждый седьмой опрошенный юноша не считает себя патриотом России. Никто из ответивших не дал оценку «отлично» современной российской армии: 40% дали оценку «удовлетворительно», по 30% - «хорошо» и «не удовлетворительно». 70% респондентов считают, что современной российской армии не хватает финансирования и дисциплины.
Налицо кризис патриотических чувств, сознания и поведения молодежи. Будет ли служба в армии почетной обязанностью гражданина России? Конечно, это во многом зависит от реформирования армии. Но и патриотическому воспитанию молодого поколения, судя по данным опроса, уделяется пока недостаточно внимания.
Обществу далеко не безразлична нравственная позиция людей, которым оно доверяет защиту Отечества. Приобретение военной профессии, в отличие от гражданской, как правило, сопряжено с коренным изменением жизненного стиля, привычней среды общения. Современная технически оснащенная армия нуждается в специалистах высокого класса, здесь знак качества порой измеряется жизнью: своей или чужой. Специфические, нередко экстремальные обстоятельства армейских будней предъявляют жесткие требования к личностным свойствам воинов.