Лисовский В.Т. характеризует молодость как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возраст, связано это с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств – стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.
Гуревич П.С. даёт определяющее содержание понятию субкультура – особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.
В книге Т. Щепанской под субкультурой понимается – знаковая и нормативная система, способная к самовоспроизводству и относительно автономная в рамках более широкой системы культуры. Автор говорит о том, что необходимо отличать субкультуру, как систему знаков и норм, от сообщества, как локального уплотнения межличностных связей. На основе той или иной субкультурной традиции – ее знаков и норм – может возникать множество разных сообществ, а трансляция традиции чаще всего происходит вообще на меж- или надгрупповом уровне (нередко имеются структуры обучения, общие для нескольких групп). Субкультура порождает группировки, которые возникают и перестают существовать, внося свой вклад в копилку ее традиции.
Во многих источниках даны определения молодёжной субкультуры. Так, в словаре культуры и культурологии Кравченко А.И. определил молодёжную субкультуру как совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущих подросткам в возрасте от 13 до 19 лет и старше. Формирование молодёжной субкультуры происходит на стыке массовой культуры, основным субъектом и потребителем которой и является молодёжь, и популярной культуры, формирующейся в среде повседневной культуры. Молодёжная субкультура во многом носит суррогатный характер – она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продлённое ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных устремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо её переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков. Молодёжная субкультура обладает своим языком, модой, искусством и стилем поведения. Всё больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Левикова С.И. трактует молодёжную субкультуру как эзотерическую, эскапистскую, урбанистическую культуру, созданную молодыми людьми для себя; это – «элитарная» (т.е. не для всех) культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; культурная подсистема внутри системы официальной, материнской, базовой культуры общества, определяющей стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (мировосприятие) её носителей.
Субкультура молодёжи – часть культуры общества, часто как контркультура современной молодёжи. Функционирование молодежной субкультуры в нашей стране связано с колоссальной дифференциацией населения, прежде всего, по имущественному, но часто и по возрастному признаку. Изменились возможности получения образования и его приоритеты. Современные молодые люди раньше профессионализируются, имеют больше знаний по своей специальности, но уступают поколению родителей в широте кругозора и общем образовании. Субкультура молодёжи в России характеризуется деполитизацией, подавляющая её часть не хочет участвовать в политических акциях.
Таким образом, в дальнейшем, для исследования в работе будут использованы трактовки следующих определений: понятие молодёжь Чупрова В.И. – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности; понятие субкультуры Щепанской Т.Б. – знаковая и нормативная система, способная к самовоспроизводству и относительно автономная в рамках более широкой системы культуры; понятие молодёжной субкультуры по Кравченко А.И. – совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущих подросткам в возрасте от 13 до 19 лет и старше.
1.2 Типологии молодёжных субкультур
Признав молодёжную субкультуру как объективно-обусловленную часть социальной реальности обществ многих стран, целый ряд исследователей сделали попытку её типологизации. В данной работе будут приведены типологии молодёжных субкультур следующих авторов Брейка М., Левиковой С.И., Сергеева С.А., Толстых А.В., Фролова С.С.
Одной из известных является концепция российского учёного С.А. Сергеева, который в качестве критериев своей типологии молодежных субкультур определил характер деятельности, ценностную систему данной субкультуры, а также время ее возникновения. По критерию ценностных ориентаций Сергеев выделяет следующие типы субкультур: романтико-эскапистские (хиппи, толкинисты, байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы, рэперы); криминальные (гопники, люберы); анархо-нигилистические или радикально-деструктивные (панки, металлисты, сатанисты и пр.). По временному критерию автор выделяет традиционные молодежные субкультуры, имеющие достаточно длительную историю (хиппи, панки, битломаны и пр.), и новые, возникшие в последнее десятилетие (толкиенисты, униформисты, металлисты и пр.).
Если говорить об отечественных молодёжных субкультурах, то в истории их формирования выделяется несколько этапов. Отрезок времени с конца 60-х по 1982 год отмечается как первый период в формировании и распространении молодежных субкультур в СССР, первыми представителями которых являлись хиппи. Приблизительно в 1976–1977 года в СССР появились и первые панки. Второй период (1983–1987 года) характеризуется спадом их активности и общей кризисной ситуацией. Дело в том, что хиппи были рассчитаны на студенческую аудиторию, то есть на молодежь 17-ти-20-ти лет, имеющую определенный интеллектуальный уровень, в 1982 году к хиппизму пришли «пионеры» (ученики ПТУ, средних классов школы), которые в силу объективных причин не могли усвоить философские и эстетические концепции хипповских кругов. В связи с отсутствием новых форм деятельности переживали кризис и панки, их тусовки были автономными, система коммуникации и обмена информацией развита слабо. Третий периодразвития молодежных субкультур приходится на 1987–1992 года, это время постоянных конфликтов между консервативно настроенной частью молодежи и «продвинутыми неформалами». Неоднородная как в социальном, так и в интеллектуальном плане молодежная среда не понимала и отрицала идеи неформалов. Четвертый период (1992–1995 года) – отличается спадом активности контркультурой среды. Для молодежных субкультур того периода характерен значительный пессимизм, омоложение состава. Тусовки покидает значительная часть «олдовых» (старших). В этот период бурно развивается романтико-эскапистская молодежная субкультура, в первую очередь группы толкинистов. В 1996 году начинается пятый периодразвития молодежных субкультур, который продолжается до нашего времени. В нём с одной стороны наблюдается повышение интеллектуального уровня контркультурой среды; с другой – прогрессирующее омоложение околоандеграундной среды и полный отказ от интеллектуального роста. Одновременно идет значительный рост гедонистично-развлекательных (прежде всего музыкальных) молодежных субкультур, которые состоят в основном из подростков. Особую популярность приобретают рэперы.
Необходимо отметить, что на формировавшиеся отечественные молодёжные субкультуры оказывали существенное влияние западные. Часто представители хиппи, панков, рэйверов или стиляг просто копировали западные образцы. Однако особенность отечественных молодёжных субкультур теперь состоит в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации, тогда как на Западе альтернативное движение выросшее из молодёжных субкультур 60–70 годов, активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д. Причина такого различия может быть тесно связана с российской спецификой, а также местом и ролью нашего государства, которое долгое время отлучало граждан от самодеятельности и спонтанной активности.