Особенностью поведения растаманов является то, что с их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыбу без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мёртвых, проповедовать недостойным. Жизнь растаманов можно смело определить как «праздник каждый день». Обычно они подрабатывают музыкой или любым другим творчеством, живут в квартирах своих знакомых.
В постсоветском пространстве особая молодёжная субкультура, представители которой стали называть себя растаманами образовалась в начале 90-х годов. При этом они зачастую не являлись истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляли себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Некоторым этого было достаточно, чтобы считать себя растаманами. Субкультура постсоветских растаманов породила особый фольклор, развитию которого способствовали характерные психоактивные особенности коноплесодержащих препаратов – под их воздествием возрастает тяга к рассуждениям, фантазии и творчеству, что также является отличительной чертой в поведении растаманов.
Сейчас в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах существуют достаточно большие растаманские сообщества, которые проводят культурные мероприятия и поддерживают сайты. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы – по меньшей мере, они используют характерную символику и почитают Боба Марли. Взаимодействуя с растаманом социальный работник должен знать особый факт о том, что сегодня в России молодые растафари практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, а в большинстве своем являются просто поклонниками музыкального стиля «рэггей» (raggae) – это их культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка рэггей – это вибрации всех светлых людей этого мира», – говорил «отец» рэггей Боб Марли. В Россию рэггей пришёл относительно поздно, в 80-х годах. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Правда, они только использовали ритмы рэггей в своем творчестве. Сейчас же в России огромное множество растаманских команд: Shamansky Beat, Dub TV, Green Point, «Карибасы», «Комитет охраны тепла» и другие.
Узнать в своём клиенте растамана социальному работнику поможет обычное одеяние растамана – это просторная рубаха и полотняные штаны, вязаные балахоны и шапки или огромные береты, в которых преобладают цвета эфиопского флага: красный, жёлтый, зеленый. Во внешнем облике кроме специфической одежды у растафари имеются и другие знаки отличия. Например, «расточки» (ударение на первом слоге) – это несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь и, конечно же, «дреды» – длинные локоны, натёртые воском для волос и скрученные в косицы. «Дреды» служат напоминанием об африканских корнях и гриве льва, согласно мифу, именно по этим косичкам бог Джа, когда наступит конец света, сможет узнать растамана и, ухватив за них, вытащить его на небо.
Особенность языка растаманов состоит в том, что свой язык (I-language от английского я-язык) эта субкультура создала из смеси просторечия, библейской и философской лексики. Богатая символика и игра в переосмысление слов делает текст песен рэггей заумным, загадочным и невразумительным, зато даёт простор интуитивному переживанию и чувствованию. Характерная черта я-языка – наделение мистической силой слова «Я» («I») как символа приобщенности каждого человека к богу Джа.
При контакте с клиентом – растаманом социальному работнику может помочь знание об излюбленном символе растаманов – изображении листика марихуаны, так как не у всех направлений, но существует обрядовое курение марихуаны. Для растамана «травка» – предмет религиозного поклонения. Согласно преданию, первым растением, выросшим на могиле царя Соломона, мудрейшего человека на земле, была именно конопля – «трава мудрости». Часто и в разговорной речи «растаманом» называют курильщика марихуаны. Лист конопли также является символом растаманов.
Таким образом, можно отметить, что сленг и символика составляют основу внутренней коммуникативной среды любой субкультуры, отделяя её от внешнего мира. Важная функция сленга, как и групповой символики вообще – маркировать или кодировать «свои» каналы коммуникации, отделяя их от всех прочих. Тем самым обеспечивается большая плотность контактов в среде носителей сленга, чем вне её. Наличие же своей символики создаёт возможность образования общности, поскольку обеспечивает средство коммуникации. Символ – оболочка, в которую упаковывается «своя» информация отличимая от чужой. При установлении и поддержании контакта, при выборе оптимальных стратегий оказания помощи клиенту, будь то хиппи, байкер или растаман, социальный работник должен быть культурно компетентен в области особенностей языка и символов существующих внутри данных субкультур.
Заключение
В процессе теоретического исследования гуманитарной литературы по данной теме поставленная цель была выполнена с помощью конкретных задач исследования.
При анализе гуманитарной литературы определены понятия «молодёжь», «субкультура», «молодёжная субкультура». Согласно концепции Чупрова В.И. понятие «молодёжь» определяется как обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. По Щепанской Т.Б. понятие «субкультура» – это знаковая и нормативная система, способная к самовоспроизводству и относительно автономная в рамках более широкой системы культуры. Кравченко А.И. определил молодёжную субкультуру как совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущих подросткам в возрасте от 13 до 19 лет и старше. Молодёжная субкультура обладает своим языком, модой, искусством и стилем поведения. Всё больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.
Выявлены типологии молодёжных субкультур авторов Брейка М., Левиковой С.И., Сергеева С.А., Толстых А.В., Фролова С.С. Брейк М. выделил два типа молодёжных субкультур по классовому признаку: молодежные субкультуры рабочего класса и молодежные субкультуры среднего класса. Левикова С.И. разделила молодёжные субкультуры на группы: «чистые» («регулярные») и «смешанные» или «неполные» («нерегулярные»). Толстых А.В. типологизировал молодёжные субкультуры по направлениям деятельности: общественно-политические, радикалов, эколого-этические, неформальные молодёжные объединения, нетрадиционно-религиозные, по интересам. Автор Фролов С.С. выделил группы молодёжи по принадлежности: ингруппы, аутогруппы; по взаимоотношениям: первичные группы, вторичные группы; по степени общения: малые группы, большие группы. Сергеев С.А. выделил следующие типы субкультур: романтико-эскапистские (хиппи, толкинисты, байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы, рэперы); криминальные (гопники, люберы); анархо-нигилистические или радикально-деструктивные (панки, металлисты, сатанисты), в работе выявлялись особенности языка и символов субкультур, входящих в данную типологию, а именно: хиппи, байкеры, растаманы.
Выявлены особенности взаимодействия социального работника с представителями молодёжи: молодой человек нуждается в сохранении или восстановлении чувства собственной полноценности, самоутверждения, в реализации сильнейшей потребности в регулярных контактах, беседах, в правильной оценке его потребностей и желаний и проявлении эмпатии со стороны социального работника, вживании в его ситуацию, в близком содействии социального работника его проблемам, умение решать их шаг за шагом, действуя в команде с социальным работником. Молодым людям нужна поддержка их самостоятельности, творческой жизненной стратегии, несмотря на то, что молодёжная субкультура часто оказывается в оппозиции к доминантной культуре и стандартным нормам, общественному мнению взрослых.
В работе определены понятия «знак», «символ», «язык», «код». Шейкин А.Г. рассматривал понятие «знак» – материальный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. Согласно Джери Д. понятие «символ» – это знак, в котором связь между ним и значением является в большей мере условной, чем естественной. По Ожегову С.И. «язык» – система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию. Кравченко А.И. определил понятие «код» – совокупность знаков (символов) и система определённых правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из таких символов для передачи, обработки и хранения (запоминания).