Смекни!
smekni.com

Язык и символы молодежных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов (стр. 9 из 9)

Выявлены особенности культурной компетентности социального работника в области языка и символов молодёжных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов, от уровня которой будет зависеть как успешность происходящего между социальным работником и представителем одной из трёх субкультур контакта, так и результативность работы по решению проблем клиента – молодого человека. Так, уровень культурной компетентности социального работника могут повысить знания о таких особенностях языка субкультуры хиппи, как например то, что значительная часть их сленга насыщена особого рода заимствованиями из английского языка – англицизмами. У хиппи существует универсальный способ обозначения, которым они неизменно пользуются, если хотят перевести обычное, общеупотребительное слово в ранг сленгового: соответствующее английское слово переделывается на русский лад. Кроме того, источником заимствований для сленга хиппи явились и лексические пласты соседствующих с ними социальных групп: жаргон музыкантов, сленг фарцовщиков, молодёжные жаргоны, в небольшой степени жаргон уголовников, частично наркотический сленг, что также является характерной особенностью языка хиппи. Специалисту по социальной работе контактирующему с байкером могут пригодиться знания о том, что в сленг этой субкультуры входят жаргонные, интернетовские, иногда нецензурные и даже уголовные термины, что является отличительной особенностью их языка. Особенность языка растаманов состоит в том, что свой язык (I-language от английского я-язык) эта субкультура создала из смеси просторечия, библейской и философской лексики, также туда входят и слова заимствованные из английского языка. В работе с представителями хиппи, байкеров и растаманов социальному работнику также могут быть полезны знания и представления о различных особенностях символики данных субкультур. Так во всех трёх субкультурах особенным символом являются длинные волосы: для хиппи длинные волосы – знак статуса, символ свободы, природы, естественности, важнейших хип-культурных ценностей, для байкеров – знак свободы, природы, для растаманов длинные волосы заплетённые в «дреды» служат напоминанием об африканских корнях и гриве льва, согласно мифу, именно по этим косичкам бог Джа, когда наступит конец света, сможет узнать растамана и, ухватив за них, вытащить его на небо. Богаты символикой атрибуты каждой из субкультур, так, к обязательным атрибутам хиппи относятся хайратник, ксивник, фенечки; для байкеров много значим атрибут из одежды – бандана; у растаманов атрибут из одежды – огромный берет, окрашенный в цвета эфиопского флага и так называемые расточки – несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь. Социальному работнику, опять же для повышения уровня его культурной компетентности в области особенностей символов хиппи, байкеров и растаманов необходимо знать, что в каждой из данных субкультур можно выделить особый присущий только ей символ. У хиппи – это особый знак, выражающий ценности этой среды – пацифик, представляющий собой круг с отпечатком голубиной лапки. Со стороны хиппи пацифизм провозглашает абсолютное ненасилие, а истинный пацифист, по их мнению, только тот, кто никогда не прибегнет к насилию, даже в случае защиты. Для байкеров любимым символом является собственный байк – любимый мотоцикл и в отличие от серийных мотоциклов он строго индивидуален. Байк для байкера больше, чем транспортное средство. Он – идол, фетиш, товарищ и брат, средство самовыражения и символ свободы. Излюбленным символом растаманов является изображение листика марихуаны, так как не у всех направлений, но существует обрядовое курение марихуаны. Часто и в разговорной речи «растаманом» называют курильщика марихуаны.

Итак, особенности языка и символов молодёжных субкультур хиппи, байкеров и растаманов выявлены. В языке всех трёх субкультур отмечается существование своего сленга – варианта разговорной речи, не совпадающего с нормами литературного языка, важной функцией которого является кодирование «своих» каналов коммуникации, отделение их от всех прочих. Но источники заимствований для лексики сленга у каждой субкультуры свои.

Символика же, как и сленг, составляет основу внутренней коммуникативной среды любой субкультуры, отделяя её от внешнего мира. И у хиппи, и у байкеров и у растаманов прослеживается наличие своих символов во внешнем виде и одежде служащих простором для самовыражения.


Список литературы

1. Анцупов А.Я. Молодёжи субкультура / Словарь конфликтолога: 2 издание. – СПб.: 2006. – С. 252.

2. Бирюков Б.В. Знак / Философский энциклопедический словарь 2 издание // – М.:» Советская энциклопедия», 1989. – С. 198–199.

3. Гуревич П.С. Субкультура // Культурология 20 век. Энциклопедия. Т2. СПб.: 1998. – С. 236.

4. Джери Д. Код / Большой толковый социологический словарь том 1 // -М.: 1999. – С. 305.

5. Джери Д. Символ / Большой толковый социологический словарь том 2 // -М.: 1999. – С. 198.

6. Кравченко А.И. Код/ Культура и культурология: Словарь // Сост. и ред. А.И. Кравченко. – М.:2003. – С. 423–424.

7. Кравченко А.И. Молодёжная субкультура/ Культура и культурология: Словарь // Сост. и ред. А.И. Кравченко. – М.:2003. – С. 585–586.

8. Москвин А.Ю. Семиотика/ Большой словарь иностранных слов // – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф: ООО «Полюс», 2002. – C. 603.

9. Ожегов С.И. Язык / Словарь русского языка // Сост. Н.Ю. Шведова. – М.: Рус. яз., 1986. – С. 794.

10. Филиппов Ф.Р. Молодёжь / Российская социологическая энциклопедия // – М.:1998. – С. 297.

11. Финн В.К. Семиотика / Новая философская энциклопедия в 4 т. // – М.: Мысль, 2001. – С. 520–521.

12. Чупров В.И. Молодёжь / Социальная энциклопедия // Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» – М.: 2000. С. 172–174.

13. Шейкин А.Г. Знак // Культурология 20 век. Энциклопедия. Т1. СПб.: 1998. – С. 222.

14. Шейкин А.Г. Язык культуры // Культурология 20 век. Энциклопедия. Т2. СПб.: 1998. – С. 423.

15. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодёжи // С.В. Косарецкая – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – С. 123–125.

16. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи / Под редакцией В.Т. Лисовского. – СПб: 2000. – С. 32.

17. Лотман Ю.М. После Соссюра / Семиосфера // – Санкт-Петербург: 2001. – С. 153–155.

18. Степанов Ю.С. Семиотика как органон наук // Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. – М.: 2001. – С. 94–95.

19. Толстых А.В. Типы молодёжных групп // Взрослые и дети: парадоксы общения. – М.: 1988. – С. 22–23.

20. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – Москва, Екатеринбург, 2002. – С. 92

21. Щепанская Т.Б. Субкультура и смежные понятия // Система: тексты и традиции субкультуры. – СПб.: 2006. – С. 30–31.

22. Левикова С.И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодёжной субкультуры)/ С.И. Левикова // Вопросы философии. – 2006. – №4. – С. 71–79.

23. Сергеев С.А. Молодёжные субкультуры в республике Татарстан/С.А. Сергеев // » Социс». – 1998. – №11. – С. 39–48.

24. Казарян М.Ю. Социальная работа в молодёжных организациях – Режим доступа: http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/socrmol.htm