Смекни!
smekni.com

Благотворительность как социальный феномен и ее возрождение в современной России (стр. 14 из 21)

-требуется существенное количественное и качественное увеличение налоговых льготучастникам благотворительной деятельности в области культуры;

-необходимо законодательно закрепить обязательность применения отдельных нормтрудового права (в частности, по охране труда) к отношениям по бескорыстномувыполнению работ/оказанию услуг добровольцами;

-оптимальной организационно-правовой формой благотворительной организацииявляется фонд[53].

 

2.4 Стимулирование благотворительности

благотворительность мотив помощь

В2006 году Институт проблем гражданского общества при поддержке канадского фонда"Гражданское общество" при участии Общественной палаты РФ и некоторыхдругих организаций провел исследование общественного мнения на тему воздействиянеэкономического стимулирования государством субъектов благотворительнойдеятельности.

Наэту тему в январе 2007 года состоялась специальная конференция в Общественнойпалате РФ. Обсуждение и анкетирование проводилось в десяти субъектах РФпреимущественно с участием предпринимателей и представителей благотворительныхорганизаций. Вот некоторые данные:

-98% респондентов считают, что меры со стороны государства по моральномупоощрению субъектов благотворительной деятельности стимулируют их участие;

-54% предпринимателей оценили как "значимое" публичное признаниезаслуг в сфере благотворительности со стороны государства;

-62% полагает, что существует необходимость учреждения специальных наград заблаготворительную деятельность для ее популяризации;

-74% респондентов считает, что представление благотворителя к поощрению должноосуществляться как государственными, так и общественными структурами, имеющимивысокий статус;

-91% высказались за установление обязательных публичных процедур при выдвижениикандидатуры благотворителя в целях обеспечения прозрачности и объективности;

-98% респондентов полагает, что меры государственного поощрения заблаготворительную деятельность могут быть в равной степени применены кроссийским и иностранным физическим и юридическим лицам;

-51% опрошенных считает, что при награждении и поощрении физических июридических лиц за благотворительность должны быть введены меры ограничения длянарушителей закона, имеющих связи с криминальными структурами и моральнодискредитирующих себя. Предлагается также ввести ограничения или запреты длякандидатов в депутаты всех уровней, лиц, занимающихся преступным бизнесом(торговля наркотиками, проституция и т.д.), имеющих сомнительную репутацию,низкий публичный рейтинг;

-74% респондентов считают необходимым предоставить благотворителям правоконтроля за использованием выделенных им средств;

-84% участников обсуждения высказались за принятие специального нормативногодокумента, регламентирующего государственные поощрения за благотворительность.

Практическиединодушны участники обсуждения были в том, что, используя меры моральногопоощрения за благотворительную деятельность, государство тем самым можетпривлечь дополнительные ресурсы для решения социально значимых задач безфинансовых или иных льгот. Если государство заинтересовано в этом, оно должночетко обозначить свое отношение к благотворительной деятельности и принятьнеобходимые практические шаги для реализации этих мер на практике.

Вместес тем и наши благотворители не могут быть в стороне от того крайне бедственногоположения большинства населения страны, которое сложилось за последние годы врезультате искусственной приватизации общественной собственности и природныхбогатств, данных нам Богом. Благотворительность - это духовно-нравственный долгбогатых россиян перед своим народом и государством[54].

Такимобразом, согласно статистическим данным, необходимо стимулированиеблаготворительной деятельности.

Стимулированиеобщественной благотворительности, активности предпринимателей, отдельных лиц иорганизаций — кропотливая, каждодневная работа. Кроме совершенствованиянормативных документов, как на государственном уровне, так и в регионахрассматривается вопрос усиления мотивации благотворительной деятельности. Мотивациюблаготворителей можно усиливать различными методами.

Благотворителимогут быть как субъектами педагогической системы (когда оказываютвоспитательное воздействие на благополучателей), так и её объектами (если речьидёт о самовоспитании лица, занимающегося благотворительностью в процесседанной деятельности). Оказывая благотворительную поддержку деятелям культуры,меценат ставит своей целью, среди прочих, сохранение и распространениекультурных ценностей, понимание значимости которых у него сформировалось, какправило, в самых общих чертах, и формируется в окончательной форме благодаряпедагогическому воздействию иных участников благотворительной деятельности исамовоспитанию.

Входе безвозмездного выполнения работ, оказания услуг в рамкахблаготворительности могут быть достигнуты цели обучения определённой профессии,волонтёр получает новые знания, приобретает в процессе практическойдеятельности определённые умения, необходимые для реализации добровольца какспециалиста в определённой области.

Необходимоотметить, что акт благотворительности – деяние всегда добровольное, требующееопределённого психологического состояния благотворителя, который обладаетзаранее сформированными или лишь формирующимися позитивными качествами,«обучить» благотворительной деятельности невозможно. Просвещение в областиблаготворительности (например, посредством рассказов школьникам о русскихмеценатах) позволяет выработать положительное отношение просвещаемых кблаготворительной деятельности, воспитывает чувство уважения к благотворителям,однако не обучает благотворительной деятельности, так как для осуществленияматериальной благотворительности требуются значительные финансовые средства, адля участия в духовной благотворительности личность должна обладатьопределёнными качествами (альтруизм, самоотверженность и т.д.), которым нельзяобучить (качества можно лишь воспитать) Вместе с тем, обучение в процессеблаготворительности определённому ремеслу часто имеет место на практике.

Причёмприобретать определённые профессиональные навыки могут не тольковолонтёры-благотворители, как уже было отмечено, но и благополучатели. Вкачестве примера можно привести бескорыстную работу московскогореабилитационного центра «Дети Марии», основателем которого стала М. Елисеева[55].В упомянутом центре дети-благополучатели учатся рисовать.

Рядблаготворительных организаций, помогают семейным детским домам «Детская деревня– SOS» в Пушкине под Петербургом[56]. Так, ребятампрививается любовь к спорту, физической культуре.

Методысамовоспитания (самоубеждение, самовнушение полезности и необходимостиосуществления акта благотворительности, рефлексия) активно применяютсяблаготворителями в процессе осуществления благотворительной деятельности в целяхсовершенствования гуманистических качеств личности.[57].

Кромеметодов самовоспитания, используются и методы внешнего стимулирования. Так,поощрение благотворительности государством создаёт у благотворителей ощущениеполезности не только конкретным людям (непосредственно благополучателям –например, деятелям культуры), но и России в целом, воспитывает чувствопатриотизма.

Кпервой группе методов (самовоспитания) также относятся способы воспитательноговоздействия на благополучателей в процессе осуществления благотворительнойдеятельности. В основном, это методы стимулирования чувств уважения,сопричастности и других, возникающих в качестве естественной реакции наблагодеяние, а также методы обучения в процессе благотворительности.

Так,например, Благотворительный фонд А.П. Калиниченко оплатил поездку в Звёздныйгородок 23 финалистам конкурса, проводившегося в Санкт-Петербурге в апреле 2006года в рамках празднования Дня космонавтики[58]. Осуществлениематериальной благотворительности создало условия для расширения познаний юныхучастников мероприятия в области космонавтики. Вместе с тем, данный актблаготворительности выполнил не только образовательную функцию, но истимулировал интерес, уважение ребят к работникам Фонда, предоставившего имуникальную возможность.

Наиболееустойчивые отношения между благотворителем и благополучателем складываются приосуществлении систематической частной благотворительности. В этом случаеучастники благотворительной деятельности нередко достигают полноговзаимопонимания, могут влиять на воспитание и обучение друг друга.

Воспитательнаяработа благотворителей приводит к тому, что впоследствии, после освобождения,подростки начинают трудиться в благотворительном фонде волонтёрами[59].

Ковторой группе способов воспитательного воздействия следует отнести методы,используемые при работе с потенциальными благотворителями. Эти методы нацеленына воспитание (в том числе, у школьников) качеств, необходимых дляосуществления благотворительной деятельности в будущем.

Так,весьма эффективным может быть убеждение в необходимости участия в духовнойблаготворительности (например, путём работы в качестве волонтёра). Методвоспитывающих ситуаций (проведение мероприятий, в процессе которых школьникампонадобилась бы взаимовыручка) также весьма полезен. Особую роль в формированиикачеств личности, необходимых благотворителям, играет метод проектов.

Однойиз предпосылок осуществления лицами благотворительности в сфере культурыследует признать стимулирование интереса к культуре.