Смекни!
smekni.com

Благотворительность как социальный феномен и ее возрождение в современной России (стр. 3 из 21)

Потомфункции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, ноколлективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбормакулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам)приветствовался[11].

Каквидим, история нашего Отечества богата собственным опытом становления иразвития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции не утратилисвоего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность вдальнейшем совершенствовании как существующих государственных структуробщественного призрения и создания новых, так и в развертывании различных формобщественной и частной благотворительности[12]. Для наиболееуспешного решения возникающих проблем нужно не только развиватьблаготворительную деятельность, но и разрабатывать эффективную социальнуюполитику самого государства.

Историческийопыт организации благотворительности и обобщение исторических дореволюционныхтрадиций благотворительной деятельности в Российской империи показывает, что:

·         вРоссии были сильны традиции государственной социальной помощи, поддержкиобразования, науки, искусства;

·         однакогосударственной помощи на протяжении всей истории развития нашего Отечествабыло недостаточно;

·         даннаятенденция, наряду с религиозными обычаями бескорыстной поддержки, обусловиларазвитие многих видов благотворительности в дореволюционный период;

·         переходк капитализму во второй половине XIXстолетия, формирование класса русского буржуа, а также особенностинационального русского характера способствовали процветанию меценатства вкупеческой среде;

·         культурав диалектическом единстве духовных и материальных ценностей стала объектомвозрождающейся благотворительности и в период новейшей истории РоссийскойФедерации.

Всегоды советской власти благотворительности как явления вообще не существовало.Вероятно, в какой-то степени это было оправдано: ведь все социальные проблемыплохо или хорошо, но решались официальными органами. Так что благотворительность,милосердие как идеология были просто вычеркнуты из нашей жизни. В последнемиздании Большой советской энциклопедии такого понятия просто нет, а впредыдущем издании БСЭ, вышедшем в пятидесятых годах, благотворительностьхарактеризовалась как "помощь, лицемерно оказываемая представителямигосподствующих классов"[13].

Темаблаготворительности, милосердия возродилась в России вместе с перестройкой. Вто время со страниц газет не сходили репортажи из домов престарелых, больниц,где работали добровольцы во главе с приходскими священниками. Тогдашние прорабыперестройки утверждали, что эра милосердия не за горами. Но вскоре вместовсеобщей гуманизации произошла криминализация нашего общества, тема благотворительностиосталась как бы на обочине общественных интересов.

Эпохадевяностых годов, когда под вывеской благотворительности подчас творилисьнеблаговидные дела, негативно сказалась на восприятии обществом самой идеиблаготворительности. Но и тогда было сделано много хорошего[14].

Однимииз первых активных благотворителей в постреформенной России стали зарубежныегрантодатели и благотворительные фонды, так как работа подобных отечественныхорганизаций тормозилась отсутствием четкого законодательства. Поддерживаяотдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощьроссийским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя своюдеятельность, фонды открывали свои отделения в России.

Ноуже в середине 90-х годов появились российские благотворительные структуры,специализирующиеся в разных сферах: поддержка научных, учебных программ, помощьдетским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение. Это,например, благотворительные фонды Владимира Потанина, Олега Дерипаски, ДмитрияЗимина и др. Сейчас происходит объединение различных фондов, способныхоказывать более масштабную помощь. Это одна из общемировых тенденций последних10-15 лет.

Сейчасв России над созданием собственных корпоративных фондов работают"РосБанк", "СеверСталь", "УралСиб","Евросеть", "Ренова" и другие предпринимательскиеобъединения. Многие компании стремятся построить деловые альянсы с теми, ктолучше разбирается в нуждах сообщества. В России партнерство в реализациипроектов часто заявляется компаниями как приоритет, однако на практике чащевсего можно увидеть взаимодействие частных и корпоративных доноров, а некорпораций: "Династия" и "СеверСталь" - проект дляучителей; СУАЛ и CAF - создание фондов местных сообществ; ФиаБанк и Городскойблаготворительный фонд Тольятти - проект для молодежи города[15].

Запоследние годы у нас в стране уже сформировалось большое, работающее ссерьезным менеджерским подходом благотворительное сообщество, в которое входятразличные некоммерческие организации, фонды. Развивается корпоративнаяблаготворительность. Существует даже своя профессиональная ассоциация"Форум доноров", задача которой - объединить усилия для выработкиобщих стандартов благотворительности, выстраивания отношений с государством,обмена опытом, проведения совместных акций. В Общественной палате РФ создана Комиссияпо благотворительности и волонтерству. Там идет большая работа по подготовкепредложений по изменению законодательства РФ в этой области. 2006 год был объявленв России "Годом благотворительности". Что эти высокие слова означаютна деле?

Речьидет о том, чтобы дать возможность гражданам России больше узнать о значенииблаготворительности для развития страны и улучшения жизни, о различных формахэтой деятельности, дать возможность россиянам принять участие в практическойблаготворительной работе, чтобы каждый мог сделать что-нибудь полезное длялюдей, нуждающихся в помощи. Сегодня благотворительность – «не игра, асерьезная работа многих-многих людей»[16].

Такимобразом, возрождение благотворительных традиций России наметилось в концепрошлого столетия. Последние исторические события показывают, что идет активноевозрождение благотворительности. Однако на данном этапе благотворительностьпонимается несколько иначе, чем в предыдущие исторические эпохи. Рассмотрим,что понимается под благотворительностью сегодня.

1.2 Социально-культурная сущность благотворительности

Всвязи с тем, что понятие благотворительности является новым для современнойРоссии, то и термин «благотворительная деятельность (благотворительность)»является новым. В то же время понятие «благотворительная деятельность» вроссийском законодательстве отличается от понятия «спонсорство», посколькуобязательным условием спонсорства является упоминание об определенном лице,предоставившем средства на конкретные цели, как о спонсоре.

Благотворительностьили филантропия - это добровольная и бескорыстная деятельность субъектов(физических и юридических лиц) по вложению своих частных ресурсов в решениеличностных и общественных проблем. Ресурсы могут быть финансовые, материальные,административные, маркетинговые, социальные (например, известность, имя);личностные (например, время и энергия людей - деятельность волонтеров).

Благотворительность— универсальная общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутовгражданского общества. Благотворительность позволяет обществу обслуживать своиинтересы напрямую, без посредничества государства. Благотворительностьобеспечивает перераспределение доходов от наиболее имущих к наименее имущимгражданам кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Благотворительность все большестановится инструментом, посредством которого общество удовлетворяет своиосновные социальные, общечеловеческие потребности[17].

Осуществлятьблаготворительность - значит «творить благо». Понятие «творить благо» всегдабудет оставаться непостоянным и неоднозначным. Даже в одном социуме официальнаятрактовка «благотворительности» в представлениях различных социальных,культурных, духовных, экономических и политических групп различаются.

Альтруизми сострадание - необходимые условия осуществления благотворительности. Они втой или иной степени присущи каждому человеку. В какой-то степени занятиеблаготворительностью - это удовлетворение потребности в альтруизме или выходсоответствующих эмоций. Отдавая свое, благотворитель таким образом «оплачивает»эту услугу или «получает удовлетворение» своей потребности в альтруизме.

Вторымнеобходимым условием благотворительности является наличие частного ресурса,который составляет экономическую базу благотворительности. Таким ресурсом могутбыть деньги, материальные ценности или время, которое может быть потрачено наблагое деяние.

Всоциальном плане благотворительность представляет собой помощь другим лицам засчет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, чтооказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамкахзакона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительностьдолжна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но иобществу в целом[18].