Гоббс утверждает: "...следуя суждению мудрых людей, из всех наук наиболее уважаемой, конечно, оказывается та, которая важна для государей и других людей, управляющих родом человеческим" (Гоббс Т. Мысль, 1989. Т.1. С.276). По мнению Гоббса, "правильное обучение граждан науке о государстве необходимо для сохранения мира""(Гоббс Т. Мысль, 1989. Т.1. С.400), а "все обязанности правителей можно выразить одной фразой: благо народа — высший закон"(Гоббс Т.. Мысль, 1989. Т. 1. С. 401).
Как видим, уже с позиций XVII века многое виделось полнее и глубже, чем порой сегодня, в XXI веке.
Обратимся к другому известному английскому философу – Джону Локку (XV–XVIвв) Его традиционно характеризуют как основоположника эмпирической теории познания нового времени. Нас же в первую очередь интересуют его взгляды на власть. Отметим несколько важных для нашего анализа моментов.
Локк глубоко, осмысленно, целеустремленно, обстоятельно анализирует проблемы власти. Наиболее показателен в этом отношении труд "Два трактата о правлении" (1690) (Локк Дж. Мысль, 1988. Т.3.). Обычно при его рассмотрении правоведы обращают все внимание на проблематику устройства государства. Но это труд, прежде всего о правлении, т. е. о самой власти, и о совокупности знаний о власти.
Вот некоторые характерные высказывания мыслителя: "...нельзя причинить больше вреда государю и народу, чем распространением неправильных понятии о правлении..." (ЛоккДж. Мысль, 1988. Т.3. с.138); "...уместно дать определение того, что я считаю политической властью, с тем чтобы власть должностного лица над частным можно было отличить от власти отца над своими детьми, от власти хозяина над своими слугами, от власти мужа над своей женой и от власти господина над своим рабом. Хотя все эти виды власти иногда оказываются в руках одного человека, однако если его рассматривать с точки зрения этих различных отношений, то это может помочь нам отличить один вид власти от другого и показать разницу между правителем государства, отцом семейства и капитаном галеры" (ЛоккДж. Мысль, 1988. Т. 3. С.263).
Объективным показателем того, сколь много внимания Локк уделял вопросам власти, может служить приведенный "Предметный указатель". Вот как выглядит в нем рубрика "Власть" (без указания страниц). Мы видим, насколько широк круг ее понятий, сделавший бы честь любому современному исследователю власти (ЛоккДж. Мысль, 1988. Т. 3.):
"Власть:
▫ виды
▫ первоисточник
▫ пределы
▫ цель
▫ абсолютная (неограниченная)
▫ деспотическая
▫ божественная (бога)
▫ высшая (более высокая)
▫ гражданская (человеческая)
▫ естественная (природная)
▫ монархическая
▫ ограниченная
▫ отцовская(отца)
▫ патриархальная
▫ политическая
▫ родительская
▫ справедливая и несправедливая
▫ суверенная (верховная власть,владычество, господство)
▫ тираническая
▫ господина над рабом
▫ должностного лица
▫ мужа над женой (Адама над Евой, супружеская)
▫ правителя (правительственная, государственная)
▫ в государстве:
- законодательная объем
- исполнительная
- федеративная
- соподчинение властей
▫ хозяина над слугами над жизнью и смертью другого
▫ над собственной жизнью".
Вот как обстоятельно и разумно (и это с позиций XVII века) представлена у Локка проблема власти. Такое перечисление подводит к размышлениям о разносторонности и многогранности проявлений власти в жизни общества.
3. Кратология – наука о власти
Рассмотрев сжатый обзорный материал, посвященный теме власти в разные эпохи у разных авторов, перейдем к описанию феномена власти видении соотечественников. Достаточно полно в этом поможет монография академика Российской Академии естественных наук и Академии политической науки Халипова В.Ф. "Кратология, как система наук о власти" (М. Республика, 1999). В данной монографии рассматривается организационная и социокультурная роль власти в судьбах людей, народов, государств и человечества в целом. Термин "кратология" введен Халиповым В.Ф. в 1991 году в статье "Научилась ли кухарка управлять государством?", которая была опубликована в журнале "Партийная жизнь". Начав со статей 19 августа 1991 года, Халипов за 1995-2008 год сумел опубликовать десять книг по кратологии.
Катология – это название науки, дающей систематизированное и всесторонне представление о власти как уникальном феномене живой природы и человеческого общества. Началом этого сложного слова служит частица "крато" (от греческого kratos- власть, сила, могущество, влияние, господство) – дающая начало многим словам, непосредственно характеризующим власть, проявлений власти или какие-либо из ее разнообразных аспектов; "…логия" от греческого Logos - слово; понятие, учение) – вторая составная часть сложных слов, которые обозначают названия соответствующих наук. Например, антропология, геология, политология, культурология, психология, социология и т.д. Русскоязычный аналог понятия "Кратология" – властеведение.
Кратология как целостная система наук о власти исследуется в качестве самостоятельной области знания, способной эффективно содействовать властной практике, вступлению мировой цивилизации в качественно новую, демократическую технико-технологическую и информационную стадию своего развития. Рассмотрена тема власти в ее разнообразных типах, видах и проявлениях.
Целесообразно, будет частично передать выдержки из данной монографии. Хотя феномен власти здесь достаточно теоретизирован, всё таки он охватывает весь длинный путь развития, становления, и широту охвата в понимании власти.
"Эволюция власти – это процесс постепенного непрерывного развития власти, накопления потребности в ее изменениях и их осуществления, процесс спокойного, или лихорадочного, приведения структур власти и содержания ее деятельности в соответствие с меняющейся действительностью. Сама по себе эволюция власти не предполагает ни коренных поворотов в судьбах власти, ни ее крупных преобразований, ни ее ликвидации. Однако этого могут потребовать новая обстановка, качественные изменения в самом обществе, которое в таком случае не останавливается не только перед радикальным реформированием власти, но и перед ее сменой.
Анализируя процессы эволюции власти, правомерно и с точки зрения теории, и с точки зрения практики ставить вопрос о тех состояниях, через которые проходит власть. Массив представлений и накопленных знаний настолько объемен, что даже их систематизация, их наименования, принципы их классификации в разных Учениях и у разных ученых оказываются и поучительными, и отличными друг от друга".
"Любая власть, и особенно власть государственная, не остается неизменной и не пребывает в одной лишь стадии расцвета. Она представляет собой развивающееся, меняющееся явление. Поэтому важно видеть власть в ее динамике, в ее движении от истоков до эпилога, уметь сравнивать ее этапы, циклы, состояния. Это и позволяет ставить вопрос о кратогенезе властей и властных структур, их эволюции. Кратогенез – это индивидуальное развитие конкретного вида, типа власти, охватывающее все ее изменения начиная с момента возникновения (формирования, образования) и до окончания существования (естественного конца или разгрома, краха)".
"Явления, термины и понятия, характеризующие теоретическую кратологию, широко используются и в практической кратологии. В первую очередь для нас важны:
– сфера власти – область распространения той или иной конкретной власти, общее пространство (поле) ее влияния, воздействия, эффективного управления;
– среда власти – окружающая обстановка, естественные, социально-экономические и политические условия, в которых приходится действовать разнообразным властям, а также совокупность людей, связанных с этими условиями, создающих их и действующих в них;
– область власти – характеристика своего рода сферы власти, пределов ее досягаемости, влияния; это понятие происходит от многозначного русского слова "область", восходящего, по свидетельству В. Даля, к старинному слову "обвласть" – великая власть, широкая сила, право и мочь; страна, земля, государство"
"В самом деле, сколь же велик объем назревших теоретических изысканий в сфере изучения власти, если только один лишь перечень типов, видов, форм, проявлений феномена власти требует многих страниц. В подтверждение этого мы предлагаем читателю поразмышлять над следующим далеко не исчерпывающим перечнем:
власть отца (родителей), общества, государства, церкви;
власть монархическая или республиканская;
власть народа;
единоличная власть (монарха, личности, лидера);
власть коллегии;
власть выборная, наследственная, традиционная, узурпированная, смешанная;
власть монарха (императора, царя, короля,князя, шаха, эмира, графа, герцога, фараона и т. д.);
власть президента, парламента, сената, конгресса, правительства;
власть патриарха, папы римского, примаса, имама;
власть вождя, фюрера, дуче;
власть партий;
власть над народом, над населением, над нацией, над гражданами;
власть в организации, органе, учреждении, фирме, семье;
власть общегосударственная, федеральная, центральная, республиканская, губернаторская, региональная, области, штата, местная, городская, районная, окружная, муниципальная, аппарата, номенклатурная;
власть первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая;
власть международная, планетарная, национальная (государственная), экономическая (хозяйственная), социальная, политическая, духовная, информационная;
власть государственная, гражданская, материальная,научная, военная, полицейская, карательная;