Содержание
Введение
1. Зарождение и эволюция власти
2. Теории становления и развития власти
3. Кратология – наука о власти
4. Социология власти
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним из важнейшим признаков существования общества является власть. Власть не может существовать вне общества. Она обязательно присутствует в тех или иных формах на всех уровнях и во всех сферах социальной структуры. Всегда есть властвующий и подвластный. Возраст, пол, социальное положение, ролевые и социальные категории и многие другие признаки отличия и превосходства порождают подчинение одного другому. Власть присутствует во многих, если не сказать во всех, ситуациях складывающихся в процессе жизнедеятельности, как отдельного индивида, так и социальных групп. Так же, как наличие у индивида социальных ролей наполняющих каждый миг его существования в группе, обществе, так и проявление власти, присутствует в тех же ситуациях, в которых индивид исполняет свои социальные роли.
Что же такое власть? Какова её природа? Необходимость или неизбежность? Нужна ли власть? Если да, то зачем? Если нет, то почему? На эти первые, возникающие вопросы, попытаемся дать ответ.
Итак,
Власть – авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей. (БСЭ, Т.5 стр.441)
Власть – способность отдельных индивидов или членов групп достигать определенных целей и реализовывать свои интересы. (Э. Гидденс "Социология")
Власть – способность навязывать свою волю другим и мобилизовывать ресурсы для достижения цели. (Н. Смэлзер, "Социология", 1994г.)
Власть – право, сила и воля над чем-нибудь, свобода действий и распоряжений. (В. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка", Т.1)
В русском языке само слово "власть" происходит от "властвовать" и имеет церковнославянские корни происходя от слова "волость", что значит – "страна, государство, область, владение".
Таким образом, обратившись к различным источникам, как к перечисленным, так и не приведенных здесь, можно предположить, что для предмета социологии власть – это явление, проявляющееся в форме влияния, одних социальных структурных единиц (индивид, группа) на другие, с определенной целью.
В более широком смысле можно сказать, что власть осуществляет функцию регулирования сложноорганизованной системы, так сказать социального организма, который постоянно нуждается в управлении и упорядочении, направленном на подержание системы в нормальном, работоспособном состоянии.
От терминологии, перейдем к эволюционным процессам её возникновения.
1. Зарождение и эволюция власти
Несмотря на то, что данная работа выполняется по предмету социологии, для полной ясности, возможно, есть смысл немного отклониться от прямой темы работы, что бы обратиться к наукам, рассматривающим происхождение человека с формированием первых его объединений, и в их свете проследить историю возникновения власти.
Власть в обществе во всех ее разновидностях, и сами проявления власти, связаны своим происхождением прежде всего с социальным организмом, его спецификой, состоящей в регуляции жизни и взаимодействия людей, но к одной этой сугубо социальной природе не сводятся.
Власть порождается естественной природой человека, его инстинктами, потребностями, чувствами, интересами. Их отпечаток несут на себе в той или иной мере власти всех видов. В свою очередь, уже в самой власти как феномене, рожденном функционированием живых, мыслящих существ, непроизвольно проявляются качества, черты, оттенки, воспроизводящие аналоги качеств человека, высшего создания природы, во всем их спектре – от наиболее ценных до самых отвратительных черт и проявлений. (Халипов В.Ф. "Кратология, как система наук о власти" М.: Республика, 1999).
Согласно Дарвину, теория эволюции позволяет нам создать ясное представление о возникновении различных видов, а также о межвидовых отношениях. Эволюция – это результат того, что Дарвин называл естественным отбором. Так наши ближайшие родственники в животном мире это приматы – шимпанзе, горилла и орангутанг. Люди не произошли от обезьян, люди и обезьяны вместе ведут свой род от гораздо более примитивных предков. Человеческие существа, явно сходные во всех отношениях с нами, появились около пятидесяти тысяч лет назад. Развитие приматов и людей шло параллельно, поэтому для них характерны некоторые общие черты. Однако в некоторых отношениях человеческие существа сильно отличаются от своих ближайших родственников.
Хотя эволюционная непрерывность видов животных и человека общепризнанна, до недавнего времени большинство биологов стремилось подчеркнуть отличительные признаки человеческого рода. Своеобразным вызовом этой позиции стали работы социобиологов, которые подчеркивают близкие параллели между поведением человека и животных. Опираясь на исследование этологов (биологов, которые ведут работу с животными, вне искусственных условий зоопарков и лабораторий), социобиологи оказались способны доказать, что поведение животных гораздо более "социально", чем предполагалось ранее. Группа животных оказывает значительное влияние на поведение отдельных особей этого вида. Социобиология использует биологические принципы для объяснения социальной деятельности всех общественных животных, включая человека. Например, у большинства видов млекопитающих мужские особи крупнее и агрессивнее женских и как правило, они доминируют над "слабым полом" (Э. Гидденс "Социология" стр.47-48). В рамках социобиологии проводилась работа по изучению доминантного поведения у человекообразных обезьян. Их группы численно невелики и построены довольно просто, но по-разному у разных видов. Оказалось, что у всех человекообразных самцы полностью доминируют над самками, а между собой образуют иерархическую лестницу. Доминирование самцов поддерживается постоянным сохранением и расширением территории, удержанием самок и властью. Своё доминантное превосходство вожак должен постоянно демонстрировать, проявлять и поддерживать (В.Р. Дольник. "Природа власти", ж. ПРИРОДА №2, 1993). Возможно, эти факторы объясняют, почему во всех известных нам обществах мужчины обладают большей властью, чем женщины. Основываясь на приведенных примерах доминантного поведения у человекообразных обезьян можно сделать вывод, что доминирование или власть включают в себя превосходство, как следствие неравенства, и агрессию как необходимость для удержания власти.
С учетом вышеизложенного, а так же с учетом длительности атропогенеза, предполагается, что у первых социальных групп ведущих примитивный образ жизни, зарождались возможно и первые, такие же примитивные как и быт, формы власти.
Так, изначально каждый человек может обеспечить удовлетворение своих примитивных потребностей. Объединяясь в сообщества, возникают новые виды потребностей. По мере увеличения численности рода, происходит их усложнение и увеличение. Так же в результате увеличения численности рода, усложняется его структура.
Длительный период существования человеческих сообществ определялся небольшими группами или племенами, численность которых не превышала 30-40 человек. Человеческие общества самого раннего типа состояли из охотников и собирателей. В этих племенах практически не было неравенства. Различия в количестве и видах собственности между соплеменниками невелики. Разница в положении или ранге определялась, как правило, возрастом и полом. Власть между соплеменниками определялась взрослыми членами племени. В решениях, касающихся жизни группы, важное слово принадлежало "старейшинам", самым старым и опытным людям племени. Но различия во власти между соплеменниками, так же, как и различия в благосостоянии были очень небольшие. (Э. Гидденс "Социология" стр.54).
Увеличение численности в семьях, как следствие привело к увеличению их численности и расширению родовых связей. Таким образом, растущее количество численности и увеличение потребностей, под воздействием экзогамии, постепенно привело к возникновению племен.
С постоянным увеличением численности, продолжилось усложнение взаимоотношений, дополняя к половым и возрастным различиям, отличие в роде деятельности. Например, во время охоты более слабые находятся в менее ответственных участках, постепенно привыкая делать то, что им поручено племенем. Тем не менее, многое продолжает регулироваться традициями и сложившимися обычаями. Жизнь племени регулируется "самоуправлением, состоящим из племенного совета, военных и гражданских вождей" (БСЭ т.20 с.25).
Можно предположить рассматривая более детально, что история возникновения властных отношений складывалась следующим образом.
Например, возникновение спорных вопросов. Они неизбежны из-за растущей разношерстности и усложняющейся структуры племени. Конфликтные ситуации требуют разрешения, иначе организм группы не сможет нормально функционировать. Возникает потребность в ком-то или в чем-то разрешающем конфликтную или спорную ситуацию, удовлетворяющую все стороны, и если не полностью, то хотя бы частично. В некоторых случаях это может быть коллективное решение наиболее авторитетных или сильных представителей племени. Т.е. происходит некоторое разделение в племени на тех, кто может участвовать в приятии решения и кто не может. Участие в разрешении спора определяется неким превосходством одних над другими, т.е. зарождающимся неравенством. Неравенство существует в человеческих обществах любых типов. Даже в самых примитивных культурах, где имущественные различия между людьми почти отсутствуют, существует неравенство между индивидами, мужчинами и женщинами, молодыми и стариками. Человек может иметь высокий статус потому, что он, например, храбро ведет себя на охоте, или потому, что он (или она) обладает, по мнению других членов племени, способностью общаться с духами предков. (Э. Гидденс. "Социология". с.197). Степень неравенства, в свою очередь, может определяться силой, ловкостью, умением, опытом, умом и прочими врожденными или приобретенными качествами превосходства одних над другими. Причем это превосходство жизненно необходимо для племени. Так более опытный или бесстрашный охотник сможет лучше прокормить себя и племя, потому что возможно, он более ответственен за свой род и племя. А раз так, то ему и больше доверия в племени, т.е. сила (объясняется преобладание мужского пола), ответственность, опыт, возраст – являются решающими факторами для участия в совете племени.