Смекни!
smekni.com

Современные формы молодежного досуга (стр. 4 из 8)

Проблема социализации личности - одна из важнейших в социологии. Согласно теории Э. Майнберга «социализация при первом рассмотрении может быть определена как феномен, имеющий отношение к взаимосвязям между индивидуумом и обществом… Социализация отражает процесс врастания человека в общество». Процесс этот в высшей степени сложен, поэтому в теории социализации (по Э. Майнбергу) существует две версии этого понятия: в широком - длящийся всю жизнь и в узком - процесс, связанный с каким-то определенным периодом в основной сфере жизнедеятельности студенческой молодежи, - ее конкретной трудовой сфере - учебе. [11]

Система образования и культуры как основные социальные институты обеспечивают процесс интеграции индивидов в общество, а также имеют определяющее значение для сокращения культурного разрыва между различными социальными слоями общества. Образование и культура играют жизненно важную роль в улучшении взаимоотношений между человеком и окружающей средой, они творят новое и запускают его в общество, которое становится реальностью только в результате взаимодействия индивидов.
Существует, как минимум, три системы социализации. Первая, так называемая направленная социализация, создается социальной системой. Вторая - система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг, искусства и т.д. И третья система - самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений.

Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно-потребительское» времяпрепровождение, на утверждение себя лишь в сфере развлечений. Так появляются «вечно отдыхающие» молодые люди, для которых главным становится не учеба и труд, а «вечный кайф».

Согласно прогнозам в середине XXI века в общем составе населения люди моложе 30 лет могут составить около половины всего населения планеты.

Какие идеалы и ценности они унаследуют? Каких политических взглядов будут придерживаться? Какими станут родителями? Какие специальности и профессии их привлекут? Каковы будут их религиозные взгляды?

Сейчас очень сложно прогнозировать ответы на эти вопросы. Важно другое - верить и надеяться, что не прервется преемственность поколений и диалог культур, что потребительская психология не станет смыслом жизни, что судьба страны не будет молодым безразлична.

Мировой опыт учит, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения
Социологи обоснованно бьют тревогу, что процесс шоковой коммерциализации разрушает профессиональное становление личности. Ибо получение профессии не обеспечивает материального благополучия, общественного признания и высокого социального статуса. Вместе с тем, спекулятивный рынок во многом искажает трудовую мотивацию, разрушает нравственные основы личности, формирует ее асоциальный тип.

Наука должна эмпирическим путем разрушать сферу догм и предрассудков, которые возникают в обществе, показывать реальное положение дел и ни в коем случае не идеализировать действительность. К сожалению, некоторые ученые, утрачивая необходимую для честной социологии объективность и критичность, «не замечают» острейших социальных проблем (более того, - без тени смущения доказывают, что большинство молодых людей успешно приспособилось к жизни в условиях рыночной экономики), не замечают массовой безработицы, неудержимого роста преступности, пьянства и наркомании, проституции и суицида.
Озлобленные, ни во что не верящие молодые люди - «горючий материал» для экстремистов и националистов всех мастей. За кем они пойдут? Станут наемниками организаторов межнациональных конфликтов, боевиками в бандах рекетиров, окажутся бомжами или беженцами?

Ведущим механизмом социализации молодежи выступает референтная группа, способом социализации — референтно-значимая деятельность, то есть деятельность, на основе которой в условиях референтной группы сверстников происходит самоутверждение подростка.[12] Для несовершеннолетних, изолированных в учебном коллективе, не получающих должного внимания со стороны родителей, стихийно организующиеся досуговые группы оказываются основной и часто единственной средой, где реализуются важнейшие потребности подросткового возраста в общении и самоутверждении.

Таким образом, с одной стороны, неформальные молодежные группы культивируют протест против общества взрослых и его ценностей, авторитетов, а с другой — именно они призваны способствовать адаптации молодых к тому же обществу. Потребность общения самоутверждения должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально-значимой полезной деятельности. Если же социальная адаптация происходит в условиях, по законам и нормам неформальной группы с асоциальной направленностью — это неизбежно приводит к отклонениям в поведении индивида.

Социально-активная личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности, законопослушный высокообразованный духовно и физически здоровый гражданин, обладающий высокой мотивацией к самореализации во всех сферах активной созидательной деятельности на благо личности, общества и государства.

Деятельность и творчество, может сообщить мысли самое неожиданное направление. Так каким же должен быть досуг молодого человека, чтобы он стал наиболее эффективным средством самовыражения? Задача учреждений культуры посредством организации досуга молодежи воспитать социально-активную личность.

Глава 2. Практические аспекты организации молодежного досуга

2.1. Творческий подход к организации досуга молодежи

Сфера досуга и отдыха – важнейшая сфера повседневности, к тому же за годы экономических перемен в стране претерпевающая в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой. Молодежь как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени (благо, именно эта демографическая группа обладает им в наибольшей степени по сравнению с работающим населением).

Повседневное общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие тип социальной жизни различных групп современной молодежи, являются важнейшими характеристиками избираемого ею стиля жизни, одними из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой. Является ли молодежный досуг качественно иным по сравнению с остальными возрастными группами или всего лишь дополняет традиционно сложившийся и общепринятый тип проведения свободного времени, существенно расширяя его в каких-то параметрах, а в остальных – напротив следуя ему как часть исконно российского мейнстрима.

Люди часто предпочитают отдыхать дома и поэтому самые распространенные и не требующие никаких дополнительных затрат домашние формы проведения свободного времени (телевизор, чтение, хозяйственные заботы или просто ничегонеделание) при отсутствии любой социальной активности вне дома и любых попыток как-то разнообразить свой досуг внутри дома являют собой самый «простой» тип досуговой активности. Добавление к этим домашним «развлечениям» тех или иных увлечений, включая книги, музыку, видео, занятия компьютером, самообразованием, хобби, более активное общение, направленное на пребывание вне семьи, обогащает свободное время и несет в себе более выраженный развивающий компонент. Оставаясь домашним по своей сути, такой тип досуга все-таки более разнообразен и интересен, чем простое потребление телевидения и домашние хлопоты, и он в целом более «традиционен» для России, поскольку именно его на самом деле практикует подавляющее большинство населения (заметим – населения в целом).

Причем в последнее время у людей появляется все больше возможностей для дальнейшего обогащения домашнего досуга (Интернет, DVD, MP3, спутниковое телевидение, разнообразный ассортимент печатной продукции и т. п.), что, безусловно, отражается на структуре и качестве свободного времени, заметно расширяя потребительско-развивающую часть в жизни людей.[13] Поэтому даже «традиционный»домашний досуг, столь привычный многим, уже не столь традиционен, как он был несколько лет назад.

Однако та часть населения, которая использует только простые или традиционные формы заполнения свободного времени, остается не в состоянии проявлять активное социальное и культурное участие вне дома, являющееся признаком полноценности досуга, важным условием высокого качества жизни. Именно последнее условие характеризует положение и устремления средних классов в любой развитой стране мира, и именно этот фактор, по данным наших предыдущих исследований, оказывал наиболее существенное влияние на выбор молодежью как наиболее восприимчивой и динамичной группой стиля общения, развлечений, рекреации, направленных преимущественно на внедомашнюю досуговую активность. Уже по данным приведенной таблицы явно прослеживается, что общение более молодых слоев населения простирается дальше традиционного семейно-родственного круга, и здесь заметно чаще присутствуют люди, с которыми молодежь вместе развлекается, социализируется, имеет общие интересы.