Обобщив опыт многих программ антинаркотического воспитания, специалисты из Голландии пришли к выводу, что программы, ориентированные только на информацию о негативных последствиях употребления психоактивных веществ, оказываются неэффективными, тогда как программы, обучающие адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения психоактивных веществ, - являются эффективными.
Когда 25 лет назад в Нидерландаx обсуждался вопрос, какой путь в борьбе с наркотиками стоит выбрать, было достигнуто единство мнении относительно того, что героин и кокаин - опасные наркотики, с которыми надо бороться. В то же время относительно негативного влияния на человека и общество продуктов конопли согласия добиться не удалось. Исходя из этих положений, была сформулирована голландская наркополитика. Предполагалось, что, продавая менее опасный препарат отдельно, можно будет разделить наркорынок так, чтобы власти могли сконцентрировать ресурсы на так называемых «тяжелых наркотиках». Стержнем голландской наркополитики явилось положение о том, что каниабис не опасен.
В Нидерландах в порядке эксперимента уже несколько лет законодательно разрешено потребление наркотиков, в частности «травки», которую можно приобрести в специализированных «кафе» в Амстердаме.
Когда же страна превратилась в крупного производителя наркотиков, а большие города стали транзитными пунктами для их контрабанды, власти все равно не желали признавать свою ошибку. Получилось вовсе не так, как планировалось. Разделенный наркорынок не привел к уменьшению числа злоупотребляющих героином, кокаином, амфетамином или экстази по сравнению с другими странами.
Именно в Нидерландах появилось понятие «легкие наркотики». Ни одна международная организация не придерживается этой терминологии. Ошибочность политики правительства Нидерландов привела к тому, что уровень потребления экстази в стране вырос настолько, что в 1997 году пришлось создавать специальное ведомство по борьбе с его распространением.
ООН и, в частности, Международный комитет по контролю за наркотиками в своем докладе за 1999 год указал, что политика Нидерландов в этой области облегчила доступ к каниабису (марихуане) и увеличила приток в страну наркоманов из соседних стран. Международная организация «Европа против наркотиков» требует запрещения легально существующих в Нидерландах точек распространения марихуаны. Вряд ли можно говорить о каких-то успехах в борьбе с наркотиками в Нидерландах, так как исследования среди детей до 12-летнего возраста показали, что кокаин употребляют от 1,7 до 3%, т.е. столько же, сколько в Германии и Великобритании. Заслуживают внимание просветительские кампании, разъясняющие опасность наркотиков. Эти программы являются частью школьной программы в начальных классах [27, с.8].
В Польше действует молодежное движение по борьбе с наркоманией - «Монар» со штаб квартирой в Варшаве. Принцип - «отдай себя другим». «Монар» проводит огромную работу против наркомании. Актив данного движения - школьники, студенты, рабочая молодежь. «Монар» финансируется министерством здравоохранения и органами социального обеспечения. В центре действует самоуправление. Осуществляется дифференцированный подход в работе по профилактике вредных привычек у школьников и молодежи.
Также, в Польше уже много лет ведутся занятия со школьниками по игровой программе «Спасибо, нет!». Цель программы - помочь подросткам и молодежи безболезненно отказаться от искушения, сформировать у них отрицательное отношение к вовлечению ровесников, да и взрослых к употреблению наркотиков.
Большой опыт профилактики наркомании накоплен в Швеции. В этой стране в 60-70-е годах наблюдался рост числа наркоманов. В последние годы замечена обратная тенденция. Комплекс мер, применяемых в Швеции, называют «шведским путем». Он включает в себя три уровня профилактики.
Первичная профилактика заключается в мероприятиях, рассчитанных на все население: это соответствующее законодательство, общая информация о наркотиках, забота о заполнении свободного времени молодежи и др. Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. И третичная — это помощь и лечебные мероприятия для наркоманов.
Деятельность национальной информационной службы основана на следующих предпосылках:
а) человеку свойственно поддаваться влиянию тех в своем окружении, кому он доверяет. Поэтому наиболее важная часть информации проводится на локальном уровне путем ежедневных незрелищных мероприятий;
б) обязательность централизованной кампании через средства массовой информации;
в) люди должны «узнавать себя» в информации, которая дается, поэтому информация должна быть полностью правдивой;
г) лучший путь изменить позицию личности — подтолкнуть ее к самостоятельному размышлению, а затем — к действию. Голые факты нужны, но они должны быть дополнены усилиями, которые помогут человеку приложить свои собственные возможности к решению проблемы наркотиков.
Мероприятия по первичной профилактике проводят в Швеции начиная с детей дошкольного возраста. Но основное внимание уделяют подросткам. Так, созданное общество «Мы — молодежь» устраивает просмотры и обсуждения видеопрограмм, рассчитанных на аудиторию в возрасте от 8 до 13 лет.
Особенно важную роль отводят просвещению родителей подростков, которые, как правило, мало знают о наркотиках. Были выпущены книги для родителей о наркомании.
Первичная профилактика в Швеции проводится на центральном и региональном уровнях. Шведский Совет информации об алкоголе и наркотиках занимается сбором литературы и фактических материалов по этим вопросам, имеет свою библиотеку и фонды.
В России остро вопрос о детях - наркоманах встал в первые годы советской власти, когда число несовершеннолетних, принимавших наркотики, достигло 10% от всего количества подростков, прежде всего беспризорных. В 1921 г. число беспризорных детей, срочно требующих помощи, определялось в 7,5 млн. Наркоматом здравоохранения в те годы были открыты специальные учреждения медико-педагогического характера - психоневрологические школы-санатории. В 1927 г. имелось 11 таких учреждений в Ленинграде, Воронеже, Саратове, Казани и некоторых других городах.
В школах - санаториях оказывалась медицинская помощь, проводилось специальное лечение и велось обучение подростков по программам школ первой ступени. Для занятий физическим трудом имелись столярные и переплетные мастерские, огороды, сады. Регулярно проводились культурно-массовые мероприятия, велась насыщенная идейно - политическая работа. Большинство детей, страдавших тяжелой формой наркомании, после лечения возвращались в массовую общеобразовательную школу, становились полноправными членами общества.
В 1925 г. было открыто детское клиническое отделение наркодиспансера для беспризорных несовершеннолетних наркоманов, работа которого носила в основном практический характер и заключалась в глубоком медицинском изучении контингента больных с целью дальнейшего их лечения и воспитания в соответствующих детских учреждениях.
Для подготовки квалифицированных специалистов в области наркологии в середине 20 - х гг. были открыты курсы усовершенствования и подготовки работников этой области.
В декабре 1980 г. Министерством здравоохранения СССР был издан приказ «О дальнейшем улучшении психоневрологической и наркологической помощи населению», предусматривающий организацию подростковых наркологических кабинетов в составе наркологических диспансеров. А в соответствии с приказом в 1986 г. общее число подростковых наркологических кабинетов в 68 административных территориях РСФСР достигло 81. Соответственно выросли показатели привлечения к амбулаторному и стационарному обследованию и лечению подростков, злоупотребляющих алкоголем и другими интоксикантами. Тогда же выяснилось, что число подразделений наркологической службы для оказания помощи подросткам, крайне недостаточно.
Появившиеся в последние десятилетия многочисленные программы профилактики, предназначенные для детей и подростков, далеко не всегда проходили экспертизу эффективности до или после их практического внедрения. Несмотря на это, общественное мнение считает повсеместное внедрение программ в школах желательным.
Следовательно, проблемы наркомании в США, Англии, Голландии, Нидерландах, Польше, Швеции и России во многом схожи, порой даже аналогичны, но методы их решения и достигнутые результаты в решающей степени зависят от экономических, социально-политических и культурных условий, что представляет научный и практический интерес. Безусловно, организационные научные и другие характеристики отечественной и зарубежной систем профилактики молодежной наркомании трудно сопоставимы, однако сущность объекта, на который они воздействуют, одна и та же.
1.2. Работа с подростками по профилактике наркомании в современном казахстанском обществе
Проблема вовлечения детей, подростков, молодежи в злоупотребление наркотиками и другими психоактивными веществами продолжает оставаться острой и актуальной в казахстанском обществе. Различные государственные и негосударственные структуры предпринимают шаги по ее преодолению. В последние три года ситуация в области профилактики наркомании существенно изменилась в положительную сторону. От позиции декларативного признания необходимости профилактической активности государство и общество переходят к реальным конструктивным действиям.
С целью обеспечения реализации сбалансированной государственной политики, позволяющей установить эффективный государственный и социальный контроль над развитием наркоситуации в стране, Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября мая 2005 года № 1678 утверждена Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республики Казахстан на 2006-2014 годы.