2. Следует различать «расширительное» понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и «вершинное» понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.
3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А. Н. Леонтьев).
4. Личностью не рождаются - личностью становятся; личность формируется в онтогенезе относительно поздно.
5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.
Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий и школ (К.Юнг, Г.Олпорт, Э.Кречмер, К.Левин, Ж.Нюттек, Дж.Гилфорд, Г.Айзенк, А.Маслоу и других), то можно сказать, что личность традиционно понимается как «… синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «… в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида».Итак, можно сказать, что личность человека это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно – потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта.Такое определение личности вполне соответствует её пониманию в частности в отечественной психологии, ориентировавшейся на марксизм (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович). Во – первых личность является атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом. И во – вторых, что личность является такой психологической характеристикой субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностьюТаким образом, личность это система мотивационных отношений, которую имеет субъект.А также, во – первых быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле контакты с миром). Психологические исследования личности как субъекта витальности – это изучение биологических предпосылок поддержания человеком своих взаимоотношений с миром. Уровень личности как «авторствования» человека применительно к построению им собственной жизни может быть зафиксирован в термине индивидуум или индивидуальный субъект.Во – вторых, быть личностью – это значит быть субъектом предметной деятельности. Последняя может быть раскрыта как производство человеком предметов духовной и материальной культуры и представлена в виде процессов опредмечивания и распредмечивания человеческих «сущностных сил». В – третьих, быть личностью – это быть субъектом деятельности общения.Необходимо различать собственно общение и коммуникацию. Общение же – это производство индивидами их общего (В.А.Петровский), что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон (в отличие от коммуникации, которая может иметь чисто инструментальный характер. Строго говоря, быть личностью, как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной репрезентированности (отражённости) человека в жизни других людей.1.2 Сущность понятия жизненных целей
Люди не умеющие ценить свое существование, считают жизнь однообразной и постоянно озабочены тем как бы «убить время» , Эти люди сами обесценивают и обессмысливают свою жизнь, они глухи к песням поэтов поющих гимн жизни. На земле человек - единственное существо, которому дарованы способность целесообразной практической деятельности, сила созидания и т.п. Людям необходим понять смысл жизни, найти в жизни свое место и открыть наилучшие пути преобразования бытия.
Людей, которые идут в ногу с историей, не пугают проблемы жизни. Им приходится не только задумываться над этими проблемами, но и ставить перед собой определенные цели и добиваться их осуществления. Эти цели придают жизни определенный смысл, вселяют в сердца людей надежду на будущее. Осмысление жизни рождает в человеке силу, способную перестроить мир, создать рай не на небесах, как учили религиозные проповедники, а на земле. Вопросы о смысле, цели и ценности жизни имеют не только теоретическое, но громадное практическое значение. Вот почему люди с самого возникновения общественной жизни проявили к ним не угасающий интерес.
Цель – это суть желание, мотив или цель. Цель может быть вменяемая (осознанная) и невменяемая (неосознанная). Вменяемая цель рождается на основе вменяемых действий (мышление это тоже действие). Например, желание поехать на экскурсию, позвонить другу, поесть, погулять в одиночестве, и так далее. Невменяемая цель рождается на основе инстинктов, невменяемых состояний. Например, в момент страха, человеку показалось что-то угрожающее. Он не думая, инстинктивно защищая себя, совершает действие, о котором, осознав потом содеянное, может сильно пожалеть. Основная (Главная) Цель Жизни – это основа существования человека, порождающая его прочие Цели (подцели).
Каждый человек в каждый момент своего существования совершает действия, поступки, преследуя некие маленькие или большие цели, но странное дело, практически никто не знает своей главной цели жизни.
Мы часто произносим фразу: «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Сегодня эту фразу можно уточнить: «Нужно пробыть бытие в материальном мире так, чтобы не было мучительно больно за нереализованный итог бытия, невыполненное предназначение, неиспользованные дары Божьи — таланты и способности, за неиспользованную мудрость, накопленную в прошлых воплощениях, хранящуюся в нашем разуме, за нереализованность всех частей счастья, к которому должен стремиться человек».
Человек стремится получить образование, затем найти высокооплачиваемую работу, (а работать означает «рабом стать»). Какую следующую цель он ставит перед собой? Купить квартиру, дачу, машину и заработать много денег. Заработал, а зачем? Если заработал очень много, вкладывает их в дело, чтобы еще больше заработать, и тут приобретает недуг — хранить богатство, развивая в себе порок — жадность.
Кто-то энергично движется по властной лестнице, добиваясь максимальной власти, при этом ему уже ни до семьи, ни до детей, хотя он утверждает, что его труд в будущем принесет благо семье.
Кто-то в науке пытается сказать свое слово, забывая про дом, зарплату, семью, отдых. И вот человек достиг богатства, достиг власти, стал знаменитым, но нет здоровья, дети выросли и стали чужими, у них теперь нет времени для родителей, они также включились в эту гонку за призрачной целью, состарилась и жена. И только в этот момент он начинает понимать, что одной этой цели явно недостаточно[3].
Кто-то полный идей и замыслов предлагает их обществу, но натыкается на стену непонимания, критику, даже на обвинения в опасности его идей для общества, после чего с обидой, ожесточением и пьянством проводит оставшиеся дни бытия, отравляя жизнь себе и своей семье.
1.3 Модели жизненных целей личности
Во многих теориях личности «активисты» (или «деятели») противопоставляются «мечтателям». Кто–то сначала действует, а потом размышляет (если на это остается время), а кто–то, наоборот, думает, а затем действует (если на это хватит сил). Один человек, согласно своей жизненной модели, занимает потребительскую позицию (он озабочен только тем, чтобы иметь и приобретать, наибольшее значение для него имеют некие зримые, осязаемые свидетельства его успеха). А другой человек должен узнать обо всем, что касается любого предстоящего ему действия (будь то перемена работы или простая покупка), прежде чем приступить к делу. Третьего больше всего заботят отношения — что подумают окружающие о каком–либо его поступке, как к этому поступку отнесутся дети, начальник, соседи и другие знакомые. А четвертый больше всего печется о своем внутреннем мире, самочувствии и сохранении самоуважения. Делать или знать для такого человека менее важно, чем быть удовлетворенным жизнью, быть счастливым, быть хорошим инженером, отцом или кем–то еще.
Все это (так же как потребность во внешнем признании или ее отсутствие, или же как побудительный мотив «стремиться к...» или «избегать...») примеры различных перцептивных карт реальности, с которыми мы постоянно сталкиваемся в процессе общения. И, хотя наиболее тесный контакт устанавливается с теми людьми, которые в чем–то похожи на нас, все же не следует недооценивать значение карт реальности, отличных от нашей. Эти карты часто кажутся нам непривычными (даже странными), и все только потому, что они не похожи на нашу собственную. Основные жизненные стратегии — действовать, иметь, знать, относиться и быть — оказывают огромное влияние на наше поведение и взаимоотношения с людьми. Как и все прочие модели, модель жизненной цели поможет вам лучше понять себя и других, что одинаково необходимо для установления тесного контакта с людьми и получения удовлетворения от общения[4].
• Действовать
Если вашей главной целью было поделиться с собеседником некоторыми своими познаниями, тогда как именно знания и не представляют для него особой ценности (по крайней мере, сами по себе), то вряд ли вы добьетесь желаемого. И наоборот, разговор, нацеленный на побуждение человека к действию, возможно, даже немедленному и рискованному, окажется вполне уместным, если вы общаетесь с так называемым «деятелем». Неуверенный в себе, постоянно погруженный в размышления человек, скорее всего, с подозрением отнесется к тому, кто готов, не задумываясь, браться за любое дело, и наоборот. Поэтому общение между подобными разными людьми будет напряженным и в высшей степени неэффективным. Но в жизни есть место и «деятелям», и «мыслителям». А также тем, кто знает сильные и слабые стороны первых и вторых, тем, кто общается с ними на особом языке. Как мы уже говорили, ответственность в большей степени лежит на инициаторе общения. В качестве инициатора обычно выступает энергичный деловой человек, ему всегда есть, что сообщить другим. Или, точнее, такому человеку необходимо достичь определенной цели в процессе общения.