Содержание
Введение……………………………………….…………………………………3
Глава 1 Понятие маргинальности……………………………………………..5
1.1 Теория маргинальности в современной отечественной социологии…...5
1.2 Маргинальность и социальная мобильность………………………….…..7
1.3 Социальная мобильность в современном российском обществе……... 10
Глава 2 Маргинализация, как социальная характеристика
современного общества……………………………………………………………..13
2.1 Маргинальный статус……………………………………………………...13
2.2 Ухудшение положения населения и маргинализация…………………...15
2.3 Бездомные, как представители маргинальной группы…………………..17
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………..22
Введение
Латинское выражение «NORSE TE IBSUM» – познай самого себя – уже много лет можно применить к российскому обществу. Познание обществом самого себя – процесс одновременно мучительный и захватывающий. Все больше узнавая о социальных проблемах, раскрывая теневые практики современной российской жизни, исследователи вряд ли добавляют энтузиазма – и общественного, и индивидуального. Однако знание это дает надежду на понимание (ведь знание и понимание – не одно и то же). Понимание закладывает камень в фундамент общественного согласия, благополучия и процветания.
Социальная реальность пока дает исследователю больше поводов обращаться к проблемным зонам общества. Они зияют как дырки в общественном теле, а отражаются – как белые пятна на его социальной фотографии. Одна из таких «дырок» и, соответственно, белых пятен – маргинальные группы российского общества. Современные российские маргиналы – это не традиционные типажи – выходцы из иной культурной среды, эмигранты и пр. Сегодняшние маргинальные группы в России сконструированы социальными переменами последних десятилетий. Как правило, это «старые» группы, уже обнаруженные в социальном ландшафте и описанные. Но сегодня их статус нов и нуждается в осмыслении.
Данный реферат посвящен анализу маргинальности в современной России и включает как теоретические материалы, так и интерпретацию результатов социологических исследований.
Первая глава посвящена эволюции понятия маргинальности в истории социологии и месту теории маргинальности в современной отечественной социологической традиции. Также этот раздел посвящен описанию взаимополей маргинальности и таких понятий, как социальная мобильность, социальный статус.
Во второй главе – материал об использовании концепции маргинальности для анализа социальных процессов в современном российском обществе.
Таким образом, реферат замыкает круг – от рассмотрения истории концепции маргинальности до пролонгации ее перспективного применения к анализу российского общества.
Глава 1 Понятие маргинальности. Маргинальная ситуация
1.1 Теория маргинальности в современной отечественной социологии
Маргинальность (от латинского marginalis – находящийся на краю) – это состояние пребывания частично внутри социальной группы и частично вне ее. Это состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.
Маргинальность возникает, прежде всего, при миграциях. Иммигранты – самые характерные маргинальные люди. Маргинальными бывают люди, вступившие в межэтнические и межрасовые браки. Маргинальность характерна также для этнических и расовых меньшинств, образовавшихся в результате миграций. Нередко возникал маргинальный тип личности в колониях – под воздействием европейских колонизаторов. Он появляется в развивающихся странах, подвергающихся так называемой модернизации. Во всех случаях маргинальность культурная переплетается с социальной стратификацией и обуславливается социальными процессами. [1;255]
Маргинальность сопряжена с дуальностью этнического самосознания. В личном плане она вызывает психическое напряжение и может привести к двойственности, даже разорванности личного самосознания. Отмечено также, что маргинальный психический тип во многих случаях отличался творческими потенциями, что люди этого типа становились руководителями этнических групп, национальных движений, видными деятелями культуры и т.д.
Теория маргинальных людей и маргинальных общностей выдвинута в 20-х гг. нашего века Р.Э.Парком, крупным американским ученым, одним из основателей чикагской социологической школы. Этот термин Парк использовал для обозначения «культурного гибрида», разделяющего «жизнь и традиции двух различных групп». Парк был сосредоточен, прежде всего, на мигрантах, подчеркивая дезориентирующее влияние маргинальности. Однако концепция может, очевидно, применяться и по отношению ко многим типам социальной маргинальности, например, выскочки, клейменного и т.д. [2;389]
«Маргинальный человек, - писал Парк, - это тип личности, который появляется в то время и том месте, где из конфликта рас и культур начинают появляться новые сообщества, народы и культуры. Судьба обрекает этих людей на существование в двух мирах одновременно; вынуждает их принять в отношении обоих миров роль космополита и чужака. Такой человек неизбежно становится индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами. Маргинальный человек всегда более цивилизованное существо». Теория Парка была развита Эвереттом Стоунквистом в социально-психологическом труде «Маргинальный человек», впервые опубликованном в 1937 году. [10;22]
Исследование маргинальности – одно из актуальных направлений исследования структуры российского общества в эпоху масштабных социальных изменений. Именно изменения в социальной структуре – «остове» общества приводят к масштабным системным изменениям, определяющим в целом характер трансформации общества. Понять их механизмы и перспективы возможно, обратившись к наиболее глубинному уровню, а именно, исследуя механизмы формирования статусных позиций, и прежде всего переходных, промежуточных, маргинальных. Это те точки, в которых наиболее интенсивны «накопления» новых социальных качеств, где наиболее ярки и выразительны показатели характера социальных процессов, направления и смысла их развития, где наиболее отчетливы новые типы отношений.
В исследованиях на эту тему традиционно связываются социальная структура, социальная мобильность и феномен маргинальности. Многие исследователи считают, что наиболее перспективной в исследовании социальной структуры постсоветского общества оказывается структуралистский подход в рамках неовеберианской традиции.
В начале 90-х годов в России явно растет пристальный интерес к этой проблематике. При этом сказались и отношение к ней как к теории, свойственной именно западной социологии, и публицистическая традиция. Тем не менее, констатация этого явления в нашем обществе, его специфические черты и масштабы, определяемые уникальностью ситуации "революционного перехода", определили потребность более четкого определения его параметров, теоретических подходов к его исследованию.
Ко второй половине 90-х годов складываются основные черты отечественной модели концепции маргинальности. Интересные и разнонаправленные усилия разных авторов, увлеченно работающих в данном направлении, привели к некоторым консолидированным характеристикам во взглядах на эту проблему. Исследование маргинальности – одно из актуальных направлений исследования структуры российского общества в эпоху масштабных социальных изменений. Именно изменения в социальной структуре – «остове» общества приводят к масштабным системным изменениям, определяющим в целом характер трансформации общества. При этом процесс этот должен быть объектом социальной политики на разных уровнях, имеющей различное содержание в отношении различных групп маргинализированного населения.
1.2 Маргинальность и социальная мобильность
Термины, вынесенные в заголовок подраздела, представляют две уважаемые социологические традиции, развивающиеся практически независимо друг от друга. Несмотря на то, что проблематика маргинальности пришла в социологию именно в связи с исследованием миграции и проблем, возникающих у человека в новой среде, объединения концепций маргинальности и мобильности не произошло. Можно говорить только о пересечении двух традиций, которое носит, в основном, инструментальный характер. Например, концепция мобильности привлекается в исследованиях маргинальности для уточнения эмпирических границ этого явления.
Объединение этих концепций представляется возможным и крайне перспективным. Возможность объединения заключается в очевидной связи между этими социальными явлениями: и в том и в другом случае в определении присутствует переходность, промежуточность положения человека между социальными статусами. Перспективность объединения концепций связана с тем, что совместное рассмотрение проблем маргинальности и мобильности будет полезным для развития и того и другого направления.
В исследованиях маргинальности одна из важнейших проблем – эмпирическая фиксация этого феномена, решается с привлечением традиций исследования мобильности, когда мы диагностируем состояние маргинальности по факту перехода в другую (чаще всего, «окраинную») социальную группу.
Социальная стратификация – это расслоение общества на различные социальные слои, группы, общности и т.д. Она отражает социальную неоднородность общества, неодинаковость социального положения его членов, их социальное неравенство.
Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.А.Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно взглядам П.А.Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном – это перемещение индивида из одной социальной страты в другую, разные по уровню. Если такое перемещение происходит вверх, то это восходящая социальная мобильность ( например, повышение в звании), и наоборот, движение вниз ( как правило, вынужденное) характеризует нисходящую социальную мобильность ( например, лишение статусов, банкротство); 2) горизонтальном – это перемещение индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, т.е. без изменения статуса (например, переход мужа или жены в другую семью при разводе и повторном браке).