Понятие «общественное мнение» возникло задолго до наших дней. Оно было введено в обиход общественными деятелями и философами древности. Возникновение такого понятия можно объяснить так:
Во-первых, понятие «общественное мнение» несет в себе отражение определенной социальной реальности, и реакции общества на изменения, происходящие в нем самом, потребность в определении которых возрастала в ходе градации общества;
Во-вторых, требовалась теоретическая база для понимания социальных отношений, для благоустройства общества, для поиска действенных рычагов воздействия на него.
Стоит заметить, что понятие «общественное мнение» часто использовалось интегративно.
Философы применяли понятие «общественное мнение» как основу для понимания процесса своих исследований, как принцип решения практических задач, связанных с жизнью социума, в том числе и задач политической направленности. Исследованиями механизмов формирования общественного мнения у примитивных народов занималась известный антрополог Маргарет Мид. Она отметила эффективность общественного мнения в регуляции жизни племен: «Общественное мнение эффективно, если кто-нибудь выступает как нарушитель заповедей, или в случае конфликта, или если необходимо принять решение относительно будущих действий». [1, с.47]
В четвертом веке до нашей эры в китайских текстах встречаются упоминания о «публичном мнении», которое является аналогом «общественного мнения»
В античной философии были заложены все современные подходы к изучению категории «общественное мнение». Развитие представлений о понятии «общественное мнение» в античной философии происходило в среде, ключевыми моментами которой с одной стороны является мифология, а с другой формирующаяся наука.
Первым дает определением понятию «общественное мнение» античный мыслитель Протагор. Он называет наблюдаемый им социальный феномен — «публичное мнение» – как мнение большинства населения. В его трактовке из понятия «общественное мнение» исчезают смысловые неточности, субъективнось (характерный для философов, отдельно не рассматривавших понятия «общественное мнение», а оперирующих лишь понятием «мнение» (философские школы Софистов, Атомистов, Элеаты)). Протагор заменяет его политическими, а в последствии и социальными критериями. Еще один философ древности – Платон был сторонником другой точки зрения, считавший что, «публичное мнение» — мнение аристократии, которая способна принимает основные политические и социальные решения. Эти мнения стали основой для полярных подходов в интерпретации и изучении понятия и феномена «общественного мнения».
Рассматривая, общественное мнение, Аристотель одним из первых признает за общественным мнением право на контролирование дел государства и говорит о том, что необходимо допускать к «участию в совещаниях и обсуждению» народную массу
Еще один известный философ античности Сократ (470-399 гг. до н.э.) в своих трудах сделал интересные выводы относительно общественного мнения. Это понятие философ определил как «неписаный закон», который действует без вмешательства государственной власти. Благодаря общественному мнению существуют такие понятия как: уважение старших, этикет, существуют определённые нормы поведения для тех или иных ситуация, существует одежда и совершается правосудие. [2, С. 246)].
В Древней Греции существовали особые места специально отведенные для народных собраний и голосований – «агоры», что подчеркивает высокую значимость общественного мнения уже в то время. «Агора» представляла собой центральную торговую площадь города, по сторонам которой находились храмы, важнейшие государственные учреждения и портики с мастерскими и торговыми лавками. Описание таких «Агор» хорошо известно нам из трудов древнегреческих литераторов: Гомером в «Иллиаде» и «Одиссее», Аристотеля в «Поэтике». В Древней Греции суждения свободных граждан выражались в народных собраниях и в голосовании на форуме, в содержании речитативов хора, являвшегося обязательными во время исполнения античных трагедий, посещение которых было неотъемлемым элементом жизни греческого полиса.
Не меньшее значение общественное мнение имело и в Древнем Риме. Именно в Риме впервые возникает понятие, ставшее в последствии «крылатым» «vox populi» - глас народа, которое имело важную роль, о чем повествуют нам речи и сочинения выдающегося оратора Цицерона. Например, в письме, написанном в 50 г. до н. э., Цицерон сообщает своему другу Аттику, что его ввело в заблуждение общественное мнение (publicam opinionem). Это письмо показывает осознание Цицероном важности влияния общественного мнения на принятие решения и необходимости влияния на процесс его формирования. В этой связи представляет интерес создание в Риме специального органа для систематического контроля общественного мнения в лице цензора. Возможность общественного мнения влиять на правящие структуры глубоко осознавалась в институтах власти и народных собраниях города Рима. Но стоит отметить, что по мере своего развития и роста мощи Рим перестал быть местом свободного выражения мнений его граждан. Более того, во времена империи всякий гласный не угодный высшим силам отзыв о политике, не благосклонное мнение об императоре, общественных делах, могли быть расценены как преступление, на основе действующего законодательства[3,с 19-36]
В Средние века феодализм и его сущность – единоличие и раздробленность наложили соответствующий отпечаток на понятие «общественного мнения». Возникновение общественного мнения происходит как бы по сегментам, часто в форме местного мнения или суждений отдельных общественных групп.
В это время развитие исследуемых нами феноменов происходит в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в тот период. Общественно политическая жизнь в средние века во многом определялась религиозными догмами, авторитетом и властью католической церкви (в Европе), Общественное мнение находилось в некой форме анабиоза, оно было управляемо страхом перед высшими, неизвестными силами и служителями, непосредственными передатчиками этой силы – церковными служителями. В данной ситуации вторые использовали общественное мнение в широком масштабе, например, для организации и поддержки крестовых походов, преследования еретиков и т.д.
Н. Макиавелли в своём труде «Государь» подошел к многозначной политической сущности общественного мнения. Это было связано с попыткой впервые в истории дать характеристику политического сознания и политического действия, обращенную к конкретному носителю политической власти – новому государю. Он видел в народе «большую силу», мощную опору государя: «…тем государям, которые больше боятся народа, нежели внешних врагов, крепости полезны; а тем из них, кто больше боится внешних врагов, чем народа, крепости не нужны… Лучшая из всех крепостей – не быть ненавистным народу... [4,c.68] При этом Макиавелли подмечает некоторые социальн-психологические особенности отражения в общественном мнении фигуры государя: «…люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками – немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство». [4,c.69]Как прозорлив был филосов, живший в эпоху, когда о существовании телевидения даже не подозревали.
Сам термин «общественное мнение» был введен в научный оборот в XVII в. английским писателем и государственным деятелем Д. Солсбери в качестве показателя поддержки парламента со стороны населения. Общественное мнение стало соотноситься, таким образом, с народом как с субъектом, на это понятие теперь возлагались новые функции - роль регулятора взаимоотношений между народом и парламентом.[5,с. 54]
В новое время Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Толланд, Г.Лейбниц, Д.Юм и др. рассматривали мнение как специфическую форму суждения, как особый вид установления связи между идеями, представлениями и понятиями. Философы, отмечая как сущностную характеристику то, что эта связь конструируется в сознании познающего на основе интуитивного, демонстративного или даже чувственного познания, указывали следующее: мнение утверждает то, что может, предполагаться с какой-либо степенью вероятности. Философами доказана важность учета социально-психологического фактора и, обоснован интерес к необходимости психологического анализа проблем теории познания.
Ф.Бэкон обратил внимание на то, что ложные суждения оказывают определенное влияние на общественные умонастроения, чем могут пользоваться власть имущие. Однако распространение предрассудков в общественном мнении он связывал с прирожденным стремлением людей некритически воспринимать общественные идеи, с чувствами и мыслями, искажающими познание .[5,с. 54]
Философ Д. Юм придерживался точки зрения, что только мнения утверждают государственную власть «Для тех, кто занимается политической философией, ничто не кажется более удивительным, чем легкость, с которой многими управляют немногие, а также чем готовность людей свои собственные ощущения и желания подчинить ощущениям и желаниям правительства. Если попытаться проанализировать, каким образом осуществляется такое чудо, то мы увидим, что управляющие не могут опереться ни на что, кроме мнения, кроме одобрения. Правительство основывается единственно на мнении. И это справедливо как для деспотических и милитаристских режимов, так и для самых свободных и популярных правительств», пишет Юм.[6,с.67]
Т. Гоббс же напротив, указывает на иной источник существования различных мнений, беря их в расчет как отражение определённых потребностей. И так же он придавал мнениям социально-практическое значение, замечая, что поступки людей мотивируются их мнениями. Следовательно, хорошее управление мнением общества влечет за собой правильные нужные и благотворные поступки этого самого общества.[6,с. 68]