Высказывания на тему общественного мнения можно найти у В. Шекспира, Д. Локка и других образованных и мыслящих деятелей искусства. Локк, отмечал, что «закон мнений» имеет большую силу, чем божественные законы, хотя бы потому, что нарушитель последних надеется на всепрощение. Закон мнений сильнее государственных законов, потому что, говоря о последних, можно надеяться, что никто не заметит их нарушения. Но от закона мнений нет спасения. Вот почему так действенна мода, мнение окружающих .[7,с. 77]
Дж. Локк впервые отметил вывел на новый уровень воспитательную роль общественного мнения в своём труде «О человеческом разумении». Он писал: «Люди, соединяясь в политические сообщества, отказываются в пользу государства распоряжаться всею своею силою, так что не могут пользоваться ею против своих сограждан больше, чем позволяет закон страны, однако они все же сохраняют за собой право быть плохого или хорошего мнения о действиях людей, среди которых живут и с которыми общаются, одобрять или не одобрять эти действия. В силу этого одобрения или неприязни, они и устанавливают между собой то, что они намерены называть добродетелью или пороком,…но никто не может жить под гнетом постоянного нерасположения и дурного мнения своих близких и тех, с кем он общается» .[7,с. 72]
Так, по мнению Локка, общественность принуждает человека к конформности, используя страх перед изоляцией. Основой для нашего согласия является мнение других. То, что мы называем своим мнением, не принадлежит нам, произведено не нами, есть простое отражение мнения других. Люди не доверяют новым мнениям на том лишь основании, что они новые. Если мнение не популярно, если оно не приняло одобрения, ели оно не модно, то в нем не видно истины.
Еще одно интересное мнение, попытку объяснить общественное мнение с точки зрения гносеологии, можно встретить у Т. Гоббса. Он полагал, что общественное мнение есть отражение социальных потребностей; оно обусловливает действия людей, так как без здорового общественного мнения не может быть в обществе мира и согласия .[7,с. 78]
Новый взгляд на проблему и сущность данного вопроса представил Ж.Ж. Руссо. В своем знаменитом произведении «Общественный договор» (1762 г.) он высказывал суждение, что взаимоотношение общества и граждан будет бесконфликтным, если государство станет считаться с общественным мнением, выражающим мнение народа. Тем самым Руссо с большой заостренностью ставил вопрос о роли общественного мнения в общественной жизни.
После французские просветители-материалисты - К. Гельвеций и П. Гольбах - вновь обратились к гносеологическим проблемам общественного мнения. Они также считали, что истинная причина агрессий, неадекватных, не обдуманных поступков, не верных и ошибочных мнений, суть заблуждений лежит в социальной среде человека, в его условиях жизни. Которые мешают человеку составлять правильное отношение к событиям, явлениям. Как следствие, следовало, что заблуждения и извращенные мнения порождаются и поддерживаются деспотической властью и церковной организацией, осуществляющими преднамеренную дезориентацию широких масс народа. Разноречивый характер мнений людей об одних и тех же вещах – следствие их различного положения в обществе, наличия у них противоположных интересов и обусловленных ими страстей. С другой стороны, в схожих интересах они видели источник одинаковых оценок, общего мнения. Таким образом, они обращают внимание на оценочный характер мнения, и ставят вопрос о зависимости общественного мнения от принадлежности людей к социальному слою.
В XIX веке И. Кант провозгласил одним из первых среди философов «автономность» общественного мнения, его независимость от любых теорий, включая науку и философию.[5,с. 71]
Г.Гегель обращается к проблеме социальной природы общественного мнения. Он отмечает, что мнение - это первичное представление и суждение о предмете, ограниченное констатацией существования объекта, а общественное мнение возникает лишь там, где речь идет об общественном интересе («всеобщих делах). Он видел во мнениях не только предрассудки и бесконечные заблуждения, но и истину, и связывал возникновение общественного мнения с демократической возможностью спорить, отстаивать свое мнение. Однако Гегель, как и Кант, противопоставлял общественное мнение знанию, науке, а осуществление «всеобщего дела», которому служит общественное мнение, он отдавал высшим представителям власти .[8,с. 148]
Краткий вывод:
Как вывод, можно заключить из выше сказанного, что понятия «общественное мнение», как мнение большинства, независимого от мнения власти (vox populi), постепенно слилось с представлением о возможности его, этого самого общественного мнения, намеренного изменения, а власть, в лице правителей и церкви, стала все активнее осознавать возможности влияния на общественное мнение, а также реальные выгоды от подобного влияния. И конечно же не повременила этими возможностями воспользоваться.
Исследования общественного мнения в конце XIX - начале XX вв.
В конце XIX - начале XX в. сутью вопроса общественного всерьёз занимались такие исследователи как: Г. Тард, Г. Лебон, В.М. Бехтерев, Л.Н. Войтоловский, в чьих трудах проблема массовизации общества ставилась как самостоятельная проблема. Наблюдения за процессами возникновения и функционирования массовых общностей приводит, по мнению исследователей, к однозначному выводу: атрибутивной характеристикой любой массовой общности служит изменение характера психической деятельности составляющих ее индивидов, выражающееся, прежде всего, в полной или частичной утрате индивидуального сознания. Человек находящийся в массе, человек в толпе теряет чувство собственного «Я», он уже не волен над собой: над своими мыслями и действиями. Он становится частью некоего механизма и существует уже его частью, а не личностной ячейкой. Его поведение становится непредсказуемым и подчиняется общим законам функционирования массовых общностей.
Тард считал, что групповое мышление, детерминированное иррациональным преданием. Он говорил о том, что общественное мнение порождается публикой, которая возникает, как социальная общность, при капитализме. Эта общность, с весьма подвижными и неясными границами, создаётся из собственных массовых процессов. Существуют различные виды общностей, которые имеют некоторые общие интересы и согласие по наиболее важным вопросам. Связь таких общностей осуществляется благодаря средствам массовой информации. Взаимодействуя, публика формирует общественное мнение.[9,с. 168]
Также Г. Тард уделяет в своих трудах внимание влиянию механизма коллективного внушения. Он отмечает, что образование массы начинается с одинаковых душевных движений внутри некоторой совокупности людей. Соединение психической энергии этих движений порождает дополнительную энергию, нейтрализующую сознательные рационально-логические элементы субъективной реальности индивида. Вследствие этого индивид, включенный в массу, попадает под влияние механизма коллективного внушения.
Рассматривая вопрос и проблематику коллективного внушения некоторые из авторов считают, что концентрация психологической энергии выступает в качестве раздражителя особой психологической установки – «врожденного эффекта подражательности» (Л. Войтоловский) или, в других вариантах, развившегося под действием социума «сочетательного рефлекса» (М.Бехтерев). В любом случае деятельность человека, оказавшегося во власти данного рефлекса, осуществляется без контроля собственного «Я» и соответствующей мыслительной задержки. В итоге возрастает уровень внушаемости и уровень психологического единства субъектов, включенных в массовую общность.
Большая часть внимания исследователей исследователей XX в. В данной сфере (Ортега-И-Гассет, Н.Луман, Ю.Хабермас, Э.Ноэль-Нойман, Г.Шпайер, Дж.ТЛнг А.У.Халкомб, Дж.А.Зауервайн, Р.К.Мертон, Э.Росс, П.Ф.Лазарсфельд) сосредоточенна на отдельных, практических аспектах феномена «общественного мнения».
К настоящему времени в Западной Европе и США сложились три тенденции, объясняющие суть общественного мнения. Первую можно назвать элитарной, вторую - традиционной, а третью – эмпирической.
В рамках упомянутых трех тенденций ныне в Западной Европе и в США существует множество школ и точек зрения.
Представитель элитарной концепции Ю. Хабермас в своих работах делает основной уклон на то, что его взгляды представляют развитие тех положений, которые были выдвинуты еще в XVII в., и в основе которых находятся понятия «общественная гласность» и «открытость». Сторонники элитарной концепции полагают, что субъектом общественного мнения может быть только мнение господствующих классов, элитарных социальных групп. Именно элита, состоящая из информированных, способных к суждению людей может выражать в своем мнении истину, проявить готовность к консенсусу с другими членами общества, преодолеть изолированность абсолютной монархии, сделать феномен общественного мнения понятным широким кругам публики с целью сохранить господствующий хозяйственный механизм. Публика, согласно Хабермасу, это не народ, не масса, не большинство населения, не «все»; она состоит из тех, кто может резонерствовать на собраниях, в кафе, в салонах и на газетных страницах. Она состоит из образованных слоев населения, владеющих собственностью. Именно они являются носителями истины, которая должна якобы быть признана всеми. Основная задача их резонерства состоит в том, чтобы "законным путем" устранить противоречия в интересах государства и буржуазного общества. Провозглашенная Хабермасом мораль отличается от общечеловеческой морали. Кто не согласен с резонерствующей публикой, тот объявляется общественным мнением не просто отступником от нормы, но просто плохим человеком или даже врагом.
Таким образом, Хабермас рассматривает общественное мнение как инструмент в руках господствующих классов. Собственно, он и не скрывает этого, заявляя, что буржуазия и есть "публика", за которой сохраняется право судить и объяснять происходящее в обществе. По Хабермасу, общественное мнение является всегда официальным, т. е. таким, которое выражается в прессе, в других официальных источниках информации.