Клинтон и Обаме приходится оправдываться все чаще
Президентская избирательная кампания в США приближается к моменту, когда определятся главные соперники. Первичные выборы в штатах Пенсильвания (22 апреля), Индиана (6 мая) и Северная Каролина (13 мая) должны выявить, кто из двух претендентов из числа демократов – Хиллари Клинтон или Барак Обама – может реально рассчитывать на выдвижение его кандидатуры. У республиканцев будущий кандидат уже определен. Это Джон Маккейн.
«Да! Да! Да!» – так намеренно подчеркнуто ответила в среду сенатор Хиллари Клинтон на вопрос в ходе транслировавшихся по телевидению из Филадельфии дебатов с сенатором Бараком Обамой, ее соперником в борьбе за выдвижение кандидатуры на пост президента США. У Клинтон спросили, считает ли она возможной победу Обамы, если он станет кандидатом, над республиканцем Маккейном. Хиллари ответила, что Обама способен победить Маккейна, но она выполнила бы эту задачу лучше.
Вопрос был с подтекстом. В кругах Демократической партии все знают, что Клинтон, отстающая от Обамы по результатам первичных выборов, все более настойчиво продвигает мнение, будто Обама неизбираем. Имеется в виду, что в борьбе один на один с кандидатом республиканцев Маккейном он непременно уступит из-за жесткости последнего либо по причине слабости своих позиций или даже деталей биографии.
Сама Клинтон постаралась раскрыть слабые стороны более молодого политика. За мою жизнь, заявила она, публика уже изрядно познакомилась с моим «багажом». Обаме же еще предстоит столкнуться с общественным любопытством. Она же подняла тему близкого знакомства Обамы с сомнительными с политической точки зрения людьми.
Настойчивый интерес со стороны оппонента Обамы вызвали его друзья с радикальными взглядами. Один из них – священник Джеремайя Райт высказывал свои взгляды с церковной кафедры. По его словам, Америка «вызвала на себя» теракты сентября 2001 года. Второй – преподаватель Уильям Айерс участвовал в 60–70-е в группировке Weathermen underground, устраивавшей взрывы в городах США и, по некоторым сведениям, об этом не жалеет.
Обама ответил, что его трудно связать с проступками человека, совершенными 40 лет назад. Что касается крайних высказываний духовника, то от них он отмежевался еще раньше. Несомненно, оба вброшенных в избирательную кампанию обвинения могут использоваться в дальнейшем против Обамы.
В ходе дебатов Обаме пришлось отбиваться не только от острых вопросов Клинтон, но и от настойчивости модераторов. В частности, сенатору пришлось объяснить свое высказывание о жителях малых промышленных городов. Они, сказал Обама, оставшись без работы, становятся «озлобленными» и «цепляются» за религию и право владеть оружием. Клинтон и ее сторонники назвали такое суждение высокомерным, и Обама был вынужден извиниться за «оговорку».
Оправдывалась и Клинтон. В одном из выступлений она утверждала, что, находясь в качестве первой леди в поездке в Боснию, она была вынуждена вместе с дочерью прятаться от пуль. Дотошные журналисты показали снятый в тот день видеоклип встречи в Тузле: Клинтон была в окружении местной знати и большой толпы, стрельбы не было. Сейчас Хиллари объясняет, что ее «подвела память».
Как бы там ни было, эксперты оценивают шансы Обамы на оставшихся первичных выборах как предпочтительные. В Пенсильвании, где праймериз пройдут 22 апреля, отставание Обамы от Клинтон по показателям популярности среди избирателей-демократов сократилось до 5%. Это не позволит Клинтон существенно приблизиться к Обаме по числу поддерживающих ее делегатов Национального съезда партии. Голосование в Пенсильвании рассматривается многими экспертами как решающее.
В первой половине мая пройдут праймериз в Индиане и Северной Каролине. В первом из этих штатов Обама впереди Клинтон на 5%, а во втором – на 13%. По данным опроса, проведенного на прошлой неделе фирмой Gallup, в общенациональном масштабе в поддержку Обамы высказываются 51% демократов, а Клинтон – 40%.
В Филадельфии Обама и Клинтон заявили, что поддержат решение по поводу кандидатуры на президентских выборах, которое примет Национальный съезд Демократической партии. При этом оба отмолчались, когда их спросили, не предложат ли они друг другу место вице-президента.
Публикация: КоммерсантЪ, № 72 (3889) от 20.05.2008
Претендентские выборы
Хиллари Клинтон обходит Барака Обаму в Пенсильвании
В американском штате Пенсильвания вчера обнародовали итоги прошедших здесь накануне предварительных выборов кандидатов в президенты США от Демократической партии (о внимании российских телеканалов к ходу предвыборной борьбы среди демократических кандидатов см. "Доступ к теле" на стр. 4). Одержав трудную победу над лидером гонки сенатором Бараком Обамой, сенатор Хиллари Клинтон получила шанс продолжить борьбу за право представлять свою партию на президентских выборах. Между тем упорное нежелание госпожи Клинтон сойти с дистанции грозит демократам глубоким расколом, что, по мнению наблюдателей, может вынудить значительную часть их избирателей проголосовать за республиканца Джона Маккейна.
Ее величество цифра
Праймериз в Пенсильвании, в ходе которых разыгрывались голоса 158 делегатов общенационального съезда демократов в Денвере, по накалу страстей напоминали финал президентской гонки, на выход в который претендуют бывшая первая леди, сенатор от Нью-Йорка Хиллари Клинтон и темнокожий сенатор от Иллинойса Барак Обама. Тысячи устремившихся во вторник на избирательные участки сторонников Хиллари Клинтон и Барака Обамы проявили очень высокую политическую активность и энтузиазм, скандируя имена своих кумиров и размахивая разноцветными транспарантами, плакатами и другими средствами предвыборной агитации.
Накануне сражения в Пенсильвании Барак Обама опережал бывшую первую леди на более чем сто голосов делегатов партийного съезда, набранных в ходе предыдущих этапов гонки (в зависимости от используемой системы подсчета разрыв между ними составлял от 129 до 171 голоса). Однако все опросы показывали, что Пенсильвания с ее значительным числом белого населения и так называемых голубых воротничков, являющихся традиционными избирателями госпожи Клинтон, способна стать для нее спасительной соломинкой, позволяющей поддерживать не очень удачную для нее избирательную кампанию на плаву. Ощущение родных стен в Пенсильвании бывшей первой леди придавало и то, что фамильные корни Хиллари Родхем Клинтон происходят именно из этого штата.
Понимая, что победить госпожу Клинтон, учитывая настроения избирателей в Пенсильвании, он все равно не сможет, Барак Обама поставил своей задачей свести разрыв с бывшей первой леди до минимума. А именно не позволить ей выиграть более чем на 10%. "Я не предсказываю победу. Я предсказываю, что разрыв будет очень небольшим и что мы покажем гораздо лучший результат, чем это ожидают",– заявил сенатор Обама в понедельник в эфире радиостанции в Питтсбурге. Подобный "почетный проигрыш", учитывая сложную арифметику подсчета очков в "демократическом многоборье", фактически означал бы победу Барака Обамы, поскольку не позволил бы Хиллари Клинтон добрать недостающие ей критически важные голоса.
В итоге интрига Пенсильвании свелась к вопросу о том, в каких цифрах будет измерена победа бывшей первой леди. От этих цифр зависел другой вопрос – продолжит ли госпожа Клинтон борьбу за демократическую номинацию после 22 апреля, или уже на этой неделе станет окончательно ясно, что ноябрьские президентские выборы будут дуэлью демократа Барака Обамы и республиканского кандидата Джона Маккейна.
Неслабая Хиллари
Понимая, что праймериз в Пенсильвании могут стать для нее последними, накануне голосования Хиллари Клинтон приложила невероятные усилия для того, чтобы выйти на заветные двузначные проценты. В ход были пущены все сильнодействующие средства. В день голосования телекомпания АВС выпустила в эфир интервью с госпожой Клинтон, в котором она сделала сенсационное признание по поводу Ирана, сообщив, что в случае своего избрания президентом США не исключает возможности нанесения сокрушительного удара по этой стране. "Если они по глупости подумают нанести удар по Израилю, мы сможем полностью их уничтожить,– сообщила Хиллари Клинтон, добавив: – Я хочу, чтобы иранцы знали это". Примечательно, что в столь жестких выражениях об Иране пока не высказывался ни один президент США или высокопоставленный военный, включая выступающее за применение военной силы в мировых делах неоконсервативное окружение республиканского президента Буша.