К решительному шагу к новой художественной эстетике в архитектуре подводила практика работы с железобетоном. Если XIX век был веком стали и стекла, определивших прогрессивные сдвиги в строительной технологии, то уже к его концу сооружения из железобетона все больше претендовали на материал будущего, определяя необходимость переосмысления всей философии архитектурного творчества, принципов объемно-пространственного формообразования.
Формообразование железобетонных сооружений наглядно продемонстрировало тенденцию снижения массы материала, получения больших пролетов, образования крупных внутренних пространств, значительных проемов, многообразие геометрических конфигураций, невозможных доселе, и новых декоративных свойств самого материала. Объем как бы дематериализуется. Остается меньше чистых поверхностей стен, готовых принять декоративные напластования. Эстетика классицизма, базирующаяся на выражении поднятого и покоящегося веса — эстетика ордера — теряет всякий смысл
Специфика архитектуры, отличающая ее от инженерии, состоит в «свободе выбора между формами». Отсюда значимость индивидуальности, проявляющая себя в чувствах и эмоциях в противовес «разуму», который наполнен волей коллектива. Эклектизм, таким образом, получает признание как отвечающий свободе выбора и преодоления однозначной ориентации на один стиль.
Жюльен Годе, руководитель одного из ателье школы и профессор теории архитектуры с 1894 года, утверждает: «Я абсолютно убежден, что первые уроки должны быть классическими». Но дальше он дает определение классики, которое не совпадает с традиционным. «Классика — это то, что заслуживает ею стать, за исключением времени, страны, школы, то, что остается победой в вечной борьбе искусства, то, что остается в распоряжении универсально программированного восхищения».
Историки художественной культуры отмечают, что более успешными на этом пути оказались художники авангардистского толка. Они, не отягощенные материальными проблемами формообразования, в отличие от архитекторов (привлекающих огромные человеческие ресурсы и материальные средства в строительное производство), были более свободны в экспериментальных исканиях и новаторской работе с формой.
Впервые была выделена проблема архитектурного пространства как обособленный аспект рассмотрения, что дало повод обратить внимание на специфику архитектуры в мире искусств. Важные положения были зафиксированы в общих принципах организации архитектурного пространства, с одной стороны, и его восприятием — с другой, в историко-культурном разрезе. Проведя формальный анализ под разными углами зрения, сближая разные художественные явления и разводя их, сопоставляя структуры и организованности форм, исследователи обнаруживали различные инварианты. Одни из них могут быть отнесены к вневременным, универсальным принципам, архетипам, другие культурно-исторические инварианты более конкретизированы в разных своих проявлениях (в том числе инварианты развития, эволюции).
1.2 Тенденции развития процесса реконструкции и благоустройства среды
Реконструкция зданий и сооружений стала одним из магистральных направлений в современном развитии строительного дела. Если 12–15 лет назад реконструировались в основном производственные предприятия, то в последнее время более актуальная задача – реконструкция гражданских объектов. Необходимость реконструкции и оценка ее целесообразности Необходимость реконструкции объектов обусловливается рядом причин, таких как экономические требования модернизации зданий, завершение приостановленного строительства, в том числе без предпринятых мер по консервации; моральная и физическая изношенность технологического оборудования и строительной части объектов. Физический износ может проявляться в аварийных состояниях или авариях строительных конструкций и их систем.
В теории надежности авария рассматривается как внезапный отказ, аварийные состояния – как постепенные отказы. Правдивое и объективное описание случившихся аварий и повреждений зачастую приносит большую пользу, чем описание самых успешных работ. Анализ аварий и отказов ускоряет развитие строительной науки, пополняет инженерные знания, способствует прогрессу инженерной мысли. Так, в мостостроении дальнейшее развитие теория продольного изгиба получила лишь после обрушения Кевдинского моста (Россия, 1875 г.). После обрушения Тэйского моста (Англия, 1879 г.) были пересмотрены положения об устойчивости на опрокидывание и учтена необходимость тщательного расчета ветровой нагрузки. В результате обрушения Менхенштейнского моста (Швейцария, 1891 г.; построен Эйфелем) были пересмотрены расчеты при воздействии знакопеременных усилий /1/. Трагические события в Нью-Йорке (11 сентября 2001 г.) потребовали разработки новых конструктивных решений – надежных огнезащитных футеровок металлоконструкций. Проведение натурных обследований зданий и сооружений обязательно предшествует проектным и строительным работам при реконструкции. Цель обследований – оценка технического состояния строительной части здания, напряженно-деформированного состояния несущих и ограждающих конструкций, выявление реальных условий эксплуатации с учетом их изменчивости (например, гидрогеологических условий), оценка ресурсов работоспособности, поиск технических резервов несущих конструкций и их систем. Комплекс обследовательских работ также предусматривает разработку вариантов конструктивно-планировочных решений, способов возможного усиления конструкций, технологичности этого усиления, минимизации трудовых и материальных затрат. Физический износ как один из интегральных показателей, получаемых в результате обследований, определяет уровень рентабельности реконструкционных работ. Если величина физического износа превышает 70%, реконструкция считается нерентабельной. Однако данное утверждение не относится к объектам, имеющим историческое или архитектурное значение.
Основные направления реконструкции зданий.
Выделяются следующие направления при реконструкции строительной части зданий: внутренняя перепланировка помещений без существенного изменения и (или) перераспределения нагрузок (в большей степени соответствует капитальному ремонту, чем реконструкции);
перепланировка с существенным увеличением и (или) перераспределением нагрузок, изменение условий эксплуатации;
пристройка или встройка помещений; надстройка новых (дополнительных) этажей здания; замена или ликвидация части несущих ...
Формула специальности дизайнера охватывает знание фундаментальных проблем дизайн - проектирования: ее социальных и социально-функциональных аспектов, формо- и стилеобразования, семантики, эстетики и художественной образности, а также конструктивно-технической, экономической, социально-культурной и экологической обусловленности дизайнерской деятельности, этнокультурных и региональных особенностей, сохранения историко-культурных ценностей, архитектурного наследия, взаимоотношений традиций и новаторства, творческого освоения исторического опыта. История дизайна охватывает изучение закономерностей развития архитектуры и промышленности, в связи с общими закономерностями исторического процесса, историей культуры и общества. Выявление и изучение памятников архитектуры и градостроительства, вместе с изучением закономерностей и особенностей процесса развития профессионального мастерства с древних времен до современности, роли и места российских школ художественного проектирования в мировом процессе творчества мастеров архитектуры, промышленного дизайна.
1.3 Требования к реконструкции и реставрации зданий
Реставрация наследия охватывает анализ ценностей исторического наследия, проблемы его сохранения и включения в систему мировой культуры, выработку новых теоретических и научно обоснованных подходов к решению практических вопросов сохранения и восстановления конструкций и облика памятников архитектуры, анализ накопленного опыта. Реконструкция историко-архитектурного наследия охватывает исследование и выработку предложений по проблемам сохранения, консервации и модернизации исторически сложившейся городской среды, отдельных архитектурных комплексов и зданий, воссоздания утраченных архитектурных памятников.
Строительство в нашей стране ведется в очень больших масштабах. Именно поэтому строительство в нашей стране является третьей по масштабам после промышленности и сельского хозяйства отраслью народного хозяйства. За годы Советской власти в СССР построено более 1200 городов и введено в эксплуатацию более 3,8 млрд. м2 жилой площади. В настоящее время в эксплуатации находится около 65 млн. квартир, причем более 80 % семей проживают в отдельных квартирах.
Каждое здание или сооружение представляет собой сложный и дорогостоящий объект, состоящий из многих конструктивных элементов, систем инженерного оборудования, выполняющих вполне определенные функции и обладающих установленными эксплуатационными качествами.
Строительство в нашей стране характеризуется не только высокими количественными показателями, но изменяется и качественно, структурно: улучшается планировка квартир, совершенствуются строительные конструкции, системы инженерного оборудования, повышается комфортность жилищного фонда. Следует также учитывать, что здания, строящиеся в настоящее время, будут служить в XXI веке, когда уровень комфорта станет еще выше.