О тоне и цвете.
Тон — это светосила цвета. Мы говорили о черном и белом. Средним в отношении к этим двум тонам является серый.
Самое простое — принять серый тон как смешение черного и белого. Будучи по природе своей ахроматическим, серый тон представляет собой в одно и то же время ослабленный черный и утемненный белый. Черный, серый, белый — основа всякого тонального изображения. Причем серый тон может быть до бесконечности разнообразен.
При работе цветом дизайнеры следуют принципу: целостная соподчиненность всех элементов, выразительный ритм, контраст. Но цвет делает изображение богаче, усложняет его структуру дополнительными модуляциями "теплого" и "холодного". Правильно разобраться в сложности этих соотношений помогает лишь ясно осознанная цель, творческий замысел.
Допустим, вы создаете композицию в очень "теплой" цветовой гамме. Если нужен контраст к какому-либо цвету этой гаммы, то можно взять цвет из ряда "холодных ". Сколько и где именно нужно этого "холодного", заведомо предсказать нельзя, здесь все решает своеобразие конкретной работы, индивидуальная цель автора.
Говоря о цветовом контрасте, под "теплым" цветом понимается красный и ему родственные цвета, а под "холодным" - синий и родственные ему. Но "теплая" гамма и сама по себе внутренне контрастна. Например, красный и коричневый цвета - оба "теплые". Но коричневый "холоднее" красного - вот и контраст внутри гаммы. Следовательно, закономерность контрастов возникает в процессе творческого поиска.
В рекламе и в искусстве создания баннеров для веб-сайтов используется и другой метод. Он происходит от назначения рекламы привлекать зрителя. Haпример, сочетают три совершенно разных цвета - желтый, черный, красный. Отношение этих цветов друг к другу по ритму, массе, по количеству и яркости создает определенную неповторимость композиции.
Предусмотреть все возможные варианты композиционных комбинаций нельзя. В результате творческого поиска могут быть иные, порой даже неожиданные решения. Индивидуальное воображение дизайнера, своеобразие творческого почерка играют здесь решающую роль.
Композиция, которую вы будете создавать, может состоять из непредметных форм, например из геометрических фигур. Но при этом вы должны помнить о той задаче, которую ставите перед собой.
3. Дизайн-концепция и художественно-конструктивное предложение
Создавая проект фасада, руководствуемся определенными принципами. Прежде всего, это выбор стилевого решения. Несмотря на кажущуюся простоту, эта задача не так проста. Ведь необходимо учесть архитектурные особенности здания, конечную цель проекта и тип объекта, для которого создается тот или иной фасад. Фасад создает определенное настроение, несет в себе информацию об обитателях здания, направлении деятельности расположенных в нем организаций и даже больше! Именно поэтому очень важно, чтобы стилевое решение фасада гармонично сочеталось с интерьером помещений.
Определившись с эстетической составляющей проекта, приступаем к выбору материалов. Необходимо учесть их функциональные особенности, надежность в эксплуатации, долговечность, устойчивость к перепадам температур и различным погодным явлениям. В составе проекта фасада я разрабатывал чертежи, на основании которых изготавливаются необходимые элементы отделки из натурального камня, керамики, гипса, архитектурного бетона и т.д., подбираются вида облицовки, определяется колористическое решение.
Художественная ковка - это самый распространенный способ художественной обработки металла. Ничто не может так преобразить, подчеркнуть индивидуальность квартиры, дома, сада, как по-настоящему красивые и стильные кованые детали оформления среды.
В наши дни художественная ковка имеет огромную популярность - кованые заборы, ажурные кованые решетки, ворота, калитки, кованая мебель, кованые предметы интерьера и садовая мебель.
Популярность этих изделий бесспорна, так как именно художественная ковка является одним из последних “живых” ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом.
Существующее здание построено в 1986г из красного кирпича, позднее в некоторых пролетах оштукатурено. Рамы на окнах алюминиевые. Имеется три этажа и цоколь. Практически на момент постройки это было единственное здание в данном районе залива и смотрелось очень интересно особенно в вечернее время, когда все окна в здании светились. Сейчас эта часть залива активно застраивается многоэтажными зданиями из стекла и бетона. И здание дворца творчества несколько теряется на их фоне.
В ходе реконструкции появились большие панорамные окна. Появилось три дополнительных этажа. Ландщафт украшает лестница с фонтаном, с присоединенными дорожками. Фонтан в виде ниспадающих ступенек напомнит горожанам о роднике, существовавшем на месте постройки комплекса «Каскад», еще недавно одном из излюбленных мест отдыха.
Строго геометричное здание, спроектированное для проведения в нем учебных занятий, становится выше и приобретает форму паруса. Корпус находится в гармонии с имеющимся сложным рельефом ландшафта. Образ лайнера плывущего на волнах.
Лестница спускающаяся от стен здания к заливу имеет несколько остановок для отдыха (смотровых площадок). Интересным является сочетание выбранного колорита для оформления цветового решения.
4. Методические рекомендации по преподаванию
Методические рекомендации на примере программы проектирование. Проектирование является одной из ведущих и необходимых дисциплин для будущих дизайнеров. Проектирование интегрирует в себе знания и навыки, полученные учащимися в процессе изучения художественно творческих дисциплин и дает этим знаниям и навыкам дальнейшее развитие. Знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в процессе изучения дисциплины, являются начальными деятельности дизайнера. и для осуществления профессиональной подготовки.
Цель курса «Проектирование» является освоение теории и практики проектирования предметов и предметно-пространственной среды обитания человека.
Задачи программы должны обеспечить приобретение учащимися трех образовательных компонентов: знания, умения и навыки.
Первый образовательный компонент предполагает изучение учащимися:
· основных законов восприятия формы, цвета, фактуры;
· основных законов тектоники, принципов комбинаторики;
· формообразующих возможностей композиционных средств выражения;
· ретроспективу исторического развития дизайнерского проектирования;
· основных методов и форм дизайнерского проектирования;
· формообразующих возможностей современных высоких технологий и их использование в проектировании;
· эстетических и конструктивно-технологических свойств применяемых материалов.
Второй образовательный компонент заключает в себе умение студентов:
· методически последовательно вести дизайнерское проектирование;
· воссоздать исходную проектную ситуацию;
· проводить грамотный анализ исходного проектной ситуации, на основе ее формулировать задачу дизайнерского проектирования и делать ее проблемной;
· находить теоретически обоснованную концептуальную идею будущего проекта;
· графически и в макете предоставлять проектную идею;
· находить соответствие между формой и содержанием;
· вести детальную проработку найденной концептуальной и идеи до стадии рабочего проектирования;
· составлять пояснительную записку, габаритные и компановочные чертежи.
Концептуальный проект отдельно стоящего здания с прилегающей территорией (для студентов очной и заочной форм обучения)
Исходные условия:
- генеральный план;
Требования к выполнению проекта:
- проект выполняется на трех планшетах размером не менее1200 × 800 (3м2), оклеенных ватманом или тонированной бумагой;
- допускается использование компьютерной графики, ее объем может составлять от 50 до 100% от объема всего проекта;
- пояснительная записка или информационные блоки пишутся любым графическим материалом архитектурным шрифтом или любым другим шрифтом, не противоречащим стилю интерьера, или вырезаются на плоттере;
- приветствуется интересная композиция планшетов, которая бы отражала уровень профессиональной подготовки студента;
- макет фасада выполняется из плотной бумаги или крафт-картона в сдержанной цветовой гамме, в соответствии с требованиями ведущей кафедры к выполнению макетов.
Рекомендации по выполнению проекта
Приступая к выполнению этого задания необходимо определиться с функциональным назначением культурно центра, его социальной направленностью и спецификой работы, придумать название, слоган. Он может совмещать культурно-образовательные функции в дневное время с развлекательными - в вечернее и ночное. Днем центр может быть местом проведения семейного досуга, иметь кинозал, библиотеку, выставочный зал, игровые аттракционы, быть центом, под крышей которого работают различные творческие коллективы: хор, танцевальный, театральный. Вечером и ночью этот же центр может функционировать как место клубного отдыха различных социальных слоев и возрастов.