Смекни!
smekni.com

Творческие индустрии как способ формирования городского пространства (стр. 4 из 10)

Подытоживая вышесказанное, можно говорить о том, что ранее игнорировавшиеся как явление, связанное только с искусством, культурные индустрии стали ядром современного имиджа Великобритании. Рост и включение во все области жизни креативности и инновационности должны были отличать Британию в XXI веке. Документ по картированию стал важным примером для правительств и городов Европы, в особенности в странах-членах ЕС. Но этот процесс коснулся не только Европы и США. Страны Латинской Америке и Юго-Восточной Азии XXI века увидели здесь новые идеи для динамично развивающихся союзов культуры, экономики и новой волны модернизации.

Так же автор работы обращается к исследованию, изложенному в статье Зеленцовой «Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований» В аналитическом документе о вкладе творческих индустрий в экономику Сингапура[31] рассматриваются место и роль творческих кластеров. Особенно любопытной является попытка авторов определить материальный и нематериальный вклад творческих индустрий в экономику страны.

Экономический вклад творческих индустрий, согласно концепции автора исследования, может быть проанализирован по четырем аспектам:

Прямой экономический эффект – определяется прямым вкладом в ВВП страны;

Экономический эффект второго уровня – определяется не прямым, но измеримым эффектом в экономику, например, ростом расходов в области культуры и творческих индустрий;

Экономический эффект третьего уровня – определяется прямым, но не столь очевидно измеримым вкладом в национальную экономику, включает участие искусства и культуры в индустриальном развитии, внедрении инноваций и экономической дифференциации;

Экономический эффект четвертого уровня – так называемый «неизмеримый» эффект. Это изменение качества жизни, формирование культурной идентичности, развитие плюрализма и толерантной атмосферы в обществе.

Авторы исследования анализируют первые три аспекта, базирующиеся на измеримых экономических показателях. Четвертый показатель – это поле деятельности культурологов и консультантов в области культуры.

В Латинской Америке и в Юго-Восточной Азии в креативных индустриях увидели новые идеи для динамично развивающихся союзов культуры, экономики и новой волны модернизации[32]. Сотрудники Технологического университета Квинсленда (The Queensland University of Technology, или QUT) в Австралии как никто много сделали для того, чтобы придать «креативным индустриям» легитимность и теоретическое обоснование. Неслучайно университет стал сегодня одним из ведущих научных центров по изучению креативных индустрий.

Так же можно отметить, что для группы ученых Университета Квинсленда стало очевидно, что ряд факторов изменил реальность настолько, что культурная политика не может больше даже думать о том, чтобы быть подконтрольной государству. К этим факторам относятся дерегулирование подконтрольных правительству медиа, платформ потребления и каналов распространения (через мобильные телефоны, интернет, спутниковые сервисы и т. д.). Это также расширение креативного контента в таких областях как образование, здоровье и информационные сервисы, обеспечение разного рода «опытов и впечатлений».

Ведущая конференция по креативным индустриям проходит в Великобритании и называется «Творческие кластеры» («Creative Clusters»). В материалах последней, пятой, конференции[33] можно найти информацию о развитии креативных индустрий не только по всей Европе и в США, но и в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии. Даже некоторые страны Африки представили некоторые штудии в этой области. На постсоветском пространстве отмечается успех креативных индустрий в Латвии. В Азии особенно заметны успехи Китая и Шанхая. В Китае существует поддержка креативных индустрий как на государственном, так и муниципальном уровне. В Шанхае создан Центр креативных индустрий, проводятся, ежегодные ярмарки креативных индустрий. В Шанхайском университете работает сегодня и автор концепции «креативной экономики» Джон Хокинс, основавший там Центр креативной экономики Джона Хокинса[34].

Говоря о развитии творческих индустрий в нашей стране, Зеленцова подчёркивает, что первыми в продвижении креативных индустрий в России стали два центра: Центр развития творческих индустрий в Санкт-Петербурге, созданный в 2001 году, и Институт культурной политики в Москве, где с 2003 года в рамках соглашения с Министерством культуры Российской Федерации и Советом Европы развивался проект, направленный на внедрение технологий креативных индустрий в регионах. Обе организации работают в тесном сотрудничестве с международными организациями, в контакте с европейскими экспертами, в первую очередь, британскими агентствами «EUCLID» и «Comedia».

В рамках программы московского Института культурной политики и его партнеров, развитие творческих индустрий осуществлялось в «пилотных» регионах (Архангельск, Петрозаводск, Тольятти, Сургут и т. д.). Такой акцент был обусловлен тем, что мировая политика поддержки творческих индустрий обычно реализуется на региональном или местном уровне. В то же время, на российском опыте стало очевидно, что без федеральной поддержки креативные индустрии, как инновационный сектор в культуре и экономике, могут надолго остаться маргинальными[35].

С 2003 года было проведено более двух десятков семинаров и круглых столов, поддержан ряд проектов. Несколько семинаров, проведенных британскими экспертами из агентства EUCLID, были посвящены технологиям картирования. На основе этих методик в Архангельске и Петрозаводске были проведены исследования по оценке потенциала предприятий креативных индустрий города[36]. Также в рамках программы «Творческие индустрии» в 2003-2008 годах была проведена работа по исследованию российской модели «творческого кластера». Небольшие специализированные независимые производители часто располагаются вблизи друг от друга и образуют «кластеры». В зарубежной практике такие объединения-«кластеры» часто обосновываются на территории заброшенных фабрик или заводов, обновляя и давая новую жизнь «отработанным» индустриальным пространствам. Такое объединение предприятий творческих индустрий способствует экономическому росту, улучшает имидж территории, помогает решать проблемы трудоустройства. Сегодня в Москве действует, по крайней мере, пять творческих кластеров[37]. В 2006 году Институтом культурной политики совместно с Международным университетом в Москве было проведено исследование, посвященное столичным креативным кластерам.[38]

Но следует отметить, что взгляды на творческие индустрии в мире не только положительны. Так, например, немецкий социолог Вальтер Беньямин в известном эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) проанализировал трансформацию произведений искусства как физических и эстетических объектов в контексте развития техники и технологии. В эпоху технической вопроизводимости произведения искусства лишаются своей ауры, своей уникальности - утверждал он.

Представители Франкфуртской школы социологии Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер в главе «Культурная индустрия: Просвещение как обман масс», вошедшей в их книгу «Диалектика Просвещения» (1947) резко критиковали процесс массовизации культурной продукции и услуг в послевоенной Америке и Европе. Даже такой, казалось бы, положительный момент как доступность и демократизация доступа к культуре, они оценивали негативно, утверждая, что удешевленная промышленная «распродажа всего и вся» только подорвала к ней всякое уважение. «Тот, кто в девятнадцатом и в начале двадцатого столетия платил деньги за то, чтобы увидеть драму или услышать концерт, относился к представлению, по меньшей мере, с таким же уважением, как и к заплаченным деньгам», Теперь же к «недоверию по отношению к традиционной культуре как идеологии примешивается недоверие к культуре индустриализованной как надувательству».

Подводя итоги можно сказать о том, что какие бы взгляды на творческие индустрии не были в мире, они развиваются семимильными шагами в ряду государственной политики, имеют свою исследовательскую базу, своих последователей и свои многообещающие результаты.

По данным Европейского Союза, в 2003 году культурный и творческий сектор в европейском масштабе имел оборот более чем 654 миллиардов, что составило 2.6% ВНП ЕС, при этом доля текстильной промышленности в ВНП составляет 0.5%, а пищевая промышленность, производство напитков и табака - 1.9%. При этом общий рост сектора в 1999-2003 годах превысил 19.7%, что было на 12.3% выше, чем рост общей экономики. На 2004 год в секторе занято 5.8 миллионов людей, что составляет 3.1% общей занятости (см. Dr. T. Fleming. A Creative Economy Green Paper for the Nordic Region. November 2007). При этом Европейский Союз определяет взаимозависимость между ростом творческими индустриями и ростом культурного туризма (см. Dr. T. Fleming. A Creative Economy Green Paper for the Nordic Region. November 2007). [39]