Проблема: Выбор пути освоения «пустых» производственных площадей.
Решение:
1.Разработка программы взаимодействия современного искусства и промышленности: художественного переосмысления темы заводов и промышленной реальности в городской среде.
Цели программы:
- новое позиционирование Екатеринбурга не как места металлургического и технического производства, но как индустрии смыслов и ценностей;
- преодоление культурных барьеров и масштабная интеграция современного искусства и промышленности и массовой аудитории в городской среде;
- поддержка альтернативного самовыражения и инновационных культурных практик в публичных пространствах;
- художественное освоение новых тем и пространств; - формирование позитивного имиджа города;
- привлечение российского и мирового арт-рынка, а также партнерских проектов российского и международного уровня;
- создание прецедента творческих индустрий и создания арт-кластеров на территории города.
Оценка результатов: В 2008-2009 годах в заводских пространствах Екатеринбурга и Уральского региона были проведены художественные фестивали, создан ряд land-art[44] и public-art[45] объектов. Таким образом, была создана беспрецедентная на территории Уральского региона программу взаимодействия современного искусства и промышленного производства Екатеринбурга через проекты современного искусства.
Подытоживая все, представленное выше, скажем, что в индустриальную эпоху горожане стремились отделить непривлекательные производственные индустрии от жилья, мест отдыха и развлечения. Но сейчас, наблюдая за развитием креативных городских стратегий, можно констатировать, что перед нами новое урбанистическое пространство, открытое, с развитыми процессами социального обмена.
Парадоксально то, что благоприятные условия для творческих организаций и проектов создаются как раз в бывших промышленных зданиях, удаленных от городских центров. В центральных частях городов размещаются финансовые предприятия и высокорентабельные бизнес-структуры, розничная торговля, городские политические и культурные институты. Зоны застройки промышленными зданиями в крупных европейских и российских городах часто становились удобной площадкой для не очень богатых представителей творческих и интеллектуальных индустрии, дизайнеров, художников, музыкантов, создающих самобытную и насыщенную энергией атмосферу, развивающую и омолаживающую город.
Недорогие районы индустриальных застроек, привлекательные для демократичной молодежи - это заброшенные склады, небольшие промышленные здания и старые жилые дома. Более низкие цены позволяют молодым и творческим людям развивать свои проекты на необычных площадках, которые в центре города доступны немногим. Когда эти молодые творцы «вырастают» и становятся экономически независимыми, они:
- переезжают в центр;
- облагораживают окрестности.
Таким образом, внутренние производственные зоны - это важные экспериментальные площадки и своеобразные «питомники» для творчества. Как только эти зоны облагораживаются, пионеры-креаторы перемещаются на другие заброшенные территории с приятной ценовой политикой, и здесь начинается новый этап развития/новый проект, а с ними и новый виток популярности. Сегодня экономическая независимость культурных учреждений обуславливается уровнем их новизны и оригинальности, обратимся к структуре эффективных творческих индустрий в завершающей, третьей главе данной работы.
Глава III. Включение творческих индустрий в культурную политику российских городов
По словам директора региональной программы Независимого института социальной политики Н. Зубаревич, сегодня центры роста нашего государства – это города, а конкретнее – города с населением равным или выше 1 миллиона человек[46]. По данным Госкомстат РФ помимо Москвы и Санкт-Петербурга, это Новосибирск и Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград и Пермь.
Тринадцать крупнейших городов страны можно классифицировать по уровню развития следующим образом:
1. Федеральные центры – Москва и Санкт-Петербург (между ними сохраняется значительный разрыв в социально-экономическом отношении);
2. Города-миллионники – отстающие во всех сферах развития от федеральных столиц;
3. Города-центры регионов – административные центры;
4. Монопрофильные города с ведущими предприятиями крупных компаний, в основном экспортно-ориентированных.
Известно, что сегодня число выбирающих жизнь в крупных российских городах упало по сравнению с показателями прошлых лет. По данным ВЦИОМ число россиян, которые рассматривают в качестве лучшего места жительства для себя и своих детей небольшие города, увеличилось. По сравнению с 2006 годом их стало больше на 6% (26%)[47].
Чтобы вернуть рост и обеспечить постоянное развитие городам, федеральным властям, органам местного самоуправления следует обратить внимание на программы по привлечению человеческого капитала из периферии в мегаполисы. Выбирая города для жизни, россияне выбирают и не только карьерный плацдарм, но и решают, какой будет культурная сторона их жизни.
В контексте наступившей постиндустриальной эпохи доля региональных центров в объеме промышленного производства региона сокращается, позволяя творческим индустриям занять нишу индустрий производственных. А значит, культурные индустрии становятся важным имиджевым и стратегическим фактором городского развития в целом. В данной главе будут рассмотрены пути внедрения творческих индустрий в область культурной политики. Также будет рассмотрен конкретный арт-объект города Екатеринбурга, иллюстрирующий теорию культурных кластеров и роль последних в коммуникации между административными органами и творческими организациями.
3.1 Творческие индустрии как стратегический культурный ресурс города: административный уровень
Архитектор Ч. Лэндри в своей лекции «Возрождение городов через культуру» утверждает, что если раньше культура рассматривалась как чисто затратная сфера, то теперь она является ресурсом развития территории. Культурный ресурс представляет собой двукомпонентное понятие, состоящее из культурного наследия и элементов актуальной культуры.
В предыдущей главе мы познакомились с понятием «творческие индустрии» и сейчас на основе вышесказанного можем сформулировать основные векторы воплощения их идей:
- крупные информационные корпорации (телевидение, Интернет и др. СМИ);
- небольшие бизнес-организации, обслуживающие креативные «потребности» своих клиентов (рекламные агентства, дизайн-студии, интернет-разработчики);
- некоммерческие организации, реализующие творчески оформленные, неординарные благотворительные акции, представления;
- государственные учреждения культуры, хранители значительных культурных, а соответственно и творческих ресурсов;
- активные участники творческих сообществ – весомая производственная сила в деле развития творческих индустрий.
Ч. Лендри утверждает, что для того, чтобы сделать весомый вклад в развитие города, деятели организаций творческих индустрий должны устанавливать связи с представителями всех вышеуказанных целевых аудиторий. Приоритетной здесь выступает область GR (government relations) - – коммуникаций с государственными (властными) органами.
Представители городских администраций заинтересованы в формировании эффективной культурной политики, позволяющей обеспечить их гармоничные взаимоотношения с горожанами и поддержание высокого уровня социального благополучия. Политика властных структур в области культурного развития представляет направления политики государства (органов местного самоуправления), связанной с проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества.
Сегодня важно постоянно доказывать значимость творческих индустрий в контексте культуры, обосновывать их актуальность и экономическую, социальную эффективность организуемых мероприятий. Творческие организации переходят от пассивной, обособленной позиции к роли полноправного партнера государственных институтов.
Ч. Лэндри предложил шесть шагов к успешной самопрезентации творческих индустрий перед представителями городских администраций:
Организация совместного обсуждения проблем и перспектив городского развития: подбор убедительных иллюстраций, бесспорных доводов в пользу высокой роли культурных, творческих проектов. Как результат подобной коммуникации – выработка стратегии взаимоотношений с властью.
Адаптация специфичного «языка» культуры и творческих индустрий к «речи» властных организаций. Нахождение общих интересов, точек пересечения стратегического видения развития города.
Разработка и предложение к обсуждению «своего», творческого образа города будущего.
Аудит культурных ресурсов для выявления пула полезных идей для развития городского сообщества.
Публичное обсуждение предлагаемых идей, донесение своих целей до широкой аудитории.
Подготовка пилотного проекта, так называемого творческого бизнес-плана.
Здесь Ч. Лэндри акцентирует внимание на следующих принципах:
- следует заниматься только тем проектированием, которое в результате предполагает создание не только культурной ценности, но и получение экономического эффекта;
- проект должен стать центральной точкой (моментом слияния) разноплановых мнений и инициатив;
- эффективный в перспективе проект нацелен на то, чтобы, вкладывая меньше сил, совершать больше.
На Западе правительство на всех уровнях осуществляет поддержку политики развития творческих индустрий, оценивая ее как эффективный способ экономического развития, создания новых рабочих мест, решения ряда социальных проблем (особенно в проблемных неблагополучных районах), а также преображения городского пространства.