Смекни!
smekni.com

Творческие индустрии как способ формирования городского пространства (стр. 1 из 10)

Содержание

Введение

Глава I. Город как социокультурное пространство: реурбанизация и креативные стратегии развития

Глава II. Исследование особенностей современных творческих индустрий в России и мире

2.1 Творческие индустрии - мировой и российский опыт

2.2 Креативный город: "старые-новые" культурные площадки

2.2.1 Эмшер Парк - "мастерская будущего в старых промышленных зонах"

2.2.2 Хаддерсфилд - "сильное сердце, творческий ум"

2.2.3 Винзавод - "новый Центр современного искусства" в Москве

2.2.4 Екатеринбургский Арт-Завод - территория культурного производства

Глава III. Включение творческих индустрий в культурную политику российских городов

3.1 Творческие индустрии как стратегический культурный ресурс города: административный уровень

3.2 Применение теории творческих индустрий в культурном пространстве города на практике: создание кафе "Латте" в Екатеринбурге

Заключение

Список использованных источников


Введение

Актуальность исследования. Огромную роль в возрождении современных городов играют творческие индустрии - новый вид предпринимательской активности, и одновременно один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Творческие индустрии объединяют предприятия и предпринимателей, «продукция которых несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». К творческим индустриям относят деятельность в области визуальных и исполнительских искусств, ремесел и дизайна, кино и телевидения, Интернет, компьютерных технологий и медиа; а так же галерейный бизнес, моду, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, культурный туризм, индустрию досуга. Творческие индустрии соединяют бизнес-навыки, техническое изобретательство и культурные практики, основой которых является творческая, интеллектуально насыщенная деятельность.

К сожалению, в сегодняшней России процесс модернизации захватывает лишь традиционные области индустриальной экономики, связанные с добычей и переработкой природных ресурсов и машиностроением. Если при этом и упоминают о культуре, то только в роли хранительницы наследия, существующей в особом, отделенном от жизни пространстве, и неподлежащей модернизации. «Между тем в мире все активнее развивается новая концепция социального и экономического развития, выдвигающая культурные ресурсы и творчество на первый план современной, постиндустриальной экономики».

Творческие индустрии способны менять облик города, превращая ранее мало презентабельные районы в популярные. Так, в Великобритании бывшие промышленные кварталы Ливерпуля, Манчестера и Шеффилда сегодня стали отдельными арт-участками, населенными художниками, музыкантами, дизайнерами. Города с подобным устройством становятся новыми культурными столицами Европы.

Тема формирования нового городского пространства под воздействием современных культурных индустрий необычайно актуальна. По оценкам ООН, к 2025 году доля городского населения всего мира составит 63% (известно, что в 1975 году этот показатель был равен 39%)[1]. И это население необходимо будет трудоустроить и создать условия для раскрытия его творческого потенциала. Актуальность данной темы стала еще более очевидной, после того, как глобальный экономический кризис обнажил проблемы крупных индустриальных мегаполисов и моногородов, не способных противостоять вызовам современности.

В России деятельность по разработке стратегических направлений развития сектора творческих индустрий была начата в Санкт-Петербурге только в июне 2001 года. Она объединила усилия специалистов городов Санкт-Петербурга, Хельсинки и Манчестера в рамках проекта приграничного сотрудничества ТАСИС «Партнерство по поддержке творческих индустрий». Сегодня такая работа ведется и в Екатеринбурге. В данной работе автор пытается, опираясь на зарубежные и отечественные источники, а также на собственный опыт знакомства с деятельностью предприятий отрасли творческих индустрий за рубежом в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, проанализировать процессы перехода промышленных городских территорий в ранг творческих под воздействием арт-сообществ.

Тема участия творческих индустрий в развитии современных городов исследуется преимущественно зарубежными специалистами. В частности, изучением концепции «Креативного города» занимается ведущий британский специалист по развитию городов Чарльз Лендри[2]. Исследованиями в этом ключе также заняты Питер Холл - соавтор книги «Инновационные и устойчивые европейские города». Эш Амин и Найджел Трифт - авторы книги «Глобализация, институциональное и региональное развитие в Европе»[3], Ф. Бианчини и М. Паркинсон - авторы работы «Культурная политика и возрождение урбанистики: опыт Западной Европы»[4]. Над изучением темы творческих индустрий в России работает основатель одноименного пилотного проекта в Санкт-Петербурге - Дмитрий Мильков.

В процессе написания дипломной работы автор активно задействовал вышеназванные работы, а так же привлекал труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные развитию современной культуры и концепции культурного производства. Среди них особое значение имели исследования Ю. Асояна, А. Малафеев[5], М. Арнольда[6], Пьера Бурдье[7], М. Лукова [8], А. Гутнова, В. Глазычева[9], П. Вайля [10].

Объект дипломного исследования: процессы развития современных городов.

Предмет исследования: творческие индустрии как детерминанта инновационного развития современного города.

Цель работы: на основании уже имеющихся исследований показать перспективы развития города под воздействием творческих индустрий.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть город как социокультурное пространство;

проанализировать влияние творческих индустрий на развитие современных городов за рубежом и в России

рассмотреть конкретные примеры работы креативных предприятий;

проанализировать возможность включения творческих индустрий в процессе урбанизации России на примере Екатеринбурга.

В соответствии с целями и задачами исследования структура работы включает введение, три главы и заключение.

В первой главе проведен анализ города как социокультурного пространства, выявлены возможностей для внедрения в городскую среду практики творческих индустрий.

Во второй главе исследован феномен творческих индустрий, проанализировано взаимодействие городского пространства и креативных предприятий: Великобритания («Пивоварня Трумана», «Тэйтс», «Хаддерсфилд»), Германия («Эмшер Парк»), Россия («Винзавод» «Арт-Завод»). Открытие подобных предприятий характеризуется, как один из способов внедрения программы «Креативный город».

В третьей главе работы творческие индустрии охарактеризованы как основной стратегический ресурс, позволяющий вдохнуть новую жизнь в старые индустриальные регионы, в том числе и уральский регион. В последнем параграфе своей работы автор представляет свой проект арт-кафе «Латте». Автор надеется, что данный проект, ориентированный на соответствующую целевую аудиторию, сможет сформировать вокруг себя творческую среду и стать неотъемлемой составляющей уличной культуры города постиндустриального типа.

В заключении подведены итоги исследования и сделаны основные выводы.

Список использованных источников содержит 41 наименования.


Глава I. Город как социокультурное пространство: реурбанизация и креативные стратегии развития

Известно, что в Древней Руси существительное «город» образовалось от глагола «городить», «ставить ограду». Начиная с XVII века, городами называли исторические области Русского государства: Поморские, Вятские и т.д.

Город представляет собой населенный пункт, административный, культурный и образовательный центр прилегающего к нему района. По М. Веберу город - это замкнутое (во всяком случае, относительно) поселение, «населенный пункт», а не одно или несколько отдельно расположенных жилищ[11]. Статус города может быть получен поселением при достижении определенного порога численности населения. Критерии оценки для официального присвоения статуса «город» различны в отдельных странах. Так, в Дании это 250 человек, в США – 2 500, а в Японии – 30 000. ООН определила данный критерий числом 20 000.

Сегодня город – это населенный пункт, не менее 85% жителей которого не заняты сельским хозяйством, а задействованы в области промышленности, производства, научной и культурной деятельности[12]. Если обратить внимание на разницу в численном определении количества жителей для получения статуса города, то можно сделать вывод, что данного критерия явно недостаточно. Город отличает и особая организация места. Город отличается от села не только численно, но и организацией жизни. Данная организация предполагает городской центр, где сосредоточенно всё связанное с властью, функциями управления и идеологическими институтами. Наличие районов разных по своей специализации, со своими центрами, своими укладами, своими традициями. Город организован таким образом, что здесь разнообразие образует единый организм. Здесь не живут натуральным хозяйством, здесь всё коммуницирует со всем. И условием этой коммуникации является уникальность каждого элемента.

Здесь было бы уместно ввести определение культуры, так как уникальность связана именно с культурой. Культура представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерной для той или иной социальной общности. Элементы культуры выполняют функции социальной ориентации, обеспечивающей консолидацию человеческих сообществ вокруг определенных идей и ценностей, и индивидуальное самоопределение личности. Непохожесть разных социальных групп и отдельных личностей и создаёт город. Город живёт за счёт трансформаций и обновлений. В то время как деревня живёт за счёт традиции, опыта, постепенного накопления и сохранения.