анализа растений, животных и человека и ключевой категории "эксцентричной
позиционированности" [29, а также 30]
5
, предложенных М. Шелером. Архитектура, с точки зрения
философской антропологии [31], одно из самых своеобразных и необходимых средств реализации
жизни человека - живого существа в конкретных условиях времени и пространства. При этом речь
идет, в первую очередь, об экспрессии и о культуре в целом. Человек как двойственное животное,
дитя природы, - поставлен перед фактом существования своей телесной оболочки и души. Он
должен создавать вторую природу, в чем и воплощена функциональность построек. Человек
постоянно создает новое, чем образуется экспрессия в архитектуре. "Только в доме человек
выходит за пределы природы" [32, S. 200]. Архитектура - монополия человечества, часть
"естественной искусственности" [29, S. 309 - 321]. Одновременно она своими проявлениями и
выражает и маскирует сущность, опосредованную ею же самой [там же, S. 321 - 341]: "Границы
тела постройки являются воистину границами экспрессии" [2]. Человек постоянно заново проводит
архитектурные границы и не приходит "никогда туда, куда задумал - делает ли он жест, строит ли
дом или пишет книгу" [29, S. 337]. Социальный характер архитектуры показывает таким образом,
почему архитектурные решения постоянно оспариваются, почему "конкретная социализация столь
явно имеет место при конкретных социальных нормах архитектуры" [2].
Пример: архитектура деконструктивизма. Эрнст Блох заметил об архитектуре авангарда 1920-х
гг., что в ней выражено "прощание": она бессознательно совершала побег от фашизма. "Сегодня
многие здания выглядят так, будто готовы отправиться в путь. Хотя они безвкусны, может
быть, как раз поэтому в них выражено прощание. Внутри они светлые и холодные, как больничные
палаты, а снаружи они выглядят, как коробки на подвижных штангах; еще они похожи на
корабли. Плоская палуба, иллюминаторы, трапы, поручни, они светят белым светом, по южному,
и, как корабли, склонны исчезать" [14]
6. О сегодняшней архитектуре авангарда -деконструктивизме
- можно сказать, что она выражает явление "чужого" в сердце города - архитектура инопланетян
[33, S. 26]. Архитектура деконструктивистов - это приземлившийся космоплан (Заха Хадид),
фантазии о состоящем из блоков космическом корабле (Леббеус Вудс), груда развалин внеземного летающего объекта в чуждой эстетике
"разбившейся о рулевую стойку грудной клетки" (Куп Химмельблау).
В рамках рассмотрения весьма разнородного явления деконструктивизма ниже я остановлюсь на
архитектуре Захи Хадид. В 2004 г. ей была присуждена Прицкеровская премия, ее постройки
вызывают сильный общественный резонанс, ее статьи печатают лучшие специализированные
журналы. При этом в отличие от других представителей деконструктивизма, архитектура Хадид
гармонична и умеренна. За ее архитектурой стоит социальная активность, выраженная не только в
критике и анализе современного общества, но и в рефлексивной, постмодернистской утопии.
Заха Хадид последователь архитектуры деконструктивизма с 1988 г. [34]. Следует различать в этой
архитектуре два направления: одно основано на родстве с философским деконструктивизмом,
другое возникло в самой архитектуре как результат "встречи" с русским конструктивизмом. В
советском варианте это направление связано с устремленностью в безграничное "овладение
пространством" [35]. В 1920 году в Советском Союзе проектируются "летающие" города, причем
застройка земли и ее превращение в собственность избегаются. Архитектура Хадид углубляет
созданные тогда формы и тему полета. Противодействуя тяжеловесности архитектурных
сооружений, архитекторы-деконструктивисты манипулируют статичными формами, нарушают
привычную образность. Архитектура изначально основывается на определенных законах статики,
на непреодолимой силе притяжения Земли. Дерзость архитекторов модерна как раз в том и
заключалась, чтобы подчеркнуть неодолимую силу статики, не скрывая ее посредством форм
сооружений. Архитектура деконструктивизма, напротив, играет законами статики, создает
видимость, что эти законы не действуют, пытается на этом пути строить облака (Куп
Химмельблау), создать летящую архитектуру (Захи Хадид) [36]. В любой разновидности деконструктивизма речь идет об объектах, которые формой и материалом нарушают уклад
современного города и современной архитектуры. Но при этом речь идет о "зашифрованной"
архитектуре, которая всегда требует пояснений (как современное абстрактное искусство). И не
столько потому что неизвестна функция построенного, а, скорее, потому что человек не понимает
концепцию внефункционального, подчеркнуто иррационального явления, не вписывающегося в
рамки архитектуры. Архитектуре деконструктивизма - в отличие от подчеркнутой рациональности
модерна - невозможно дать определение.
Архитектура Захи Хадид. По поводу попыток описать архитектуру Захи Хадид постоянно
употребляются определения: искажение, деформация, изгиб пространств и плоскостей.
Проектируются и создаются "космопланы", - не идеально цилиндрической формы подлинных
летательных аппаратов, а скорее формы с непрерывно текущим пространством. Проемы и сквозные
отверстия закрываются обычными дверями и окнами, используются колонны-воронки,
поднимающиеся плоскости стен, наклонные поверхности отвесных контуров, диагональные линии
наклона лестниц, прямоугольные коридоры, изогнутые пандусы. Происходит искажение,
раздражение зрительного восприятия: человек как эксцентричное, позиционированное существо
ориентируется в жизненном пространстве относительно поверхности Земли, ее перпендикуляров и
ортогональной системы осей координат. Динамическая, "наклонная" архитектура нарушает этот
порядок, вызывает реакцию. Еще во времена советской революционной архитектуры, чтобы
усилить этот "эффект", использовались углы относительно как бы наклоненной земной оси. Хадид
пошла дальше: она проектирует здания с высоты птичьего полета, - так, будто они не из земли
вырастают, а, наоборот - на нее опускаются. Кроме того, Хадид проектирует так, будто ходит
вокруг здания, и свои перемещения запечатлевает, "замораживает" в чертежах, формах, фасадах. В
итоге не только форма является "революционной", искажается и функция. Новые пространства
становятся многозначными. Наслоение разных перспектив, искривления и перекосы пространства
делают форму и содержание, форму и функцию неразличимыми.
Полет - социальная утопия. Построенный Хадид завод BMW в Лейпциге [подробнее см.: 24]
произвел переворот в типологии промышленной архитектуры. Репрезентация иерархий смягчается
за счет плавного повышения административного сектора, который пересекается с каналами
перевозок и складскими помещениями. Похожее на барокамеру [37] центральное здание призвано
поддерживать иерархические отношения посредством "смешивания" рабочих и "белых
воротничков", посредством самой архитектуры. То, что служащие пытаются вернуть себе офисы в
отдельном крыле,
стр. 119 демонстрирует, что такая архитектура действительно бросает вызов существующим порядкам.
Нереализованный проект виллы Spiral House ("Спиральный дом") представляет собой попытку
разработать новую концепцию жилья с новыми представлениями о пространстве,
мировосприятием, социальным взаимодействием и способами перемещения. Принцип этого
проекта заключен в спиралевидной конструкции, на которой расположены пластины этажей и от
которой лишь ванные комнаты и спальни отделены стенами. Открытые пространства, изогнутые
стены, сглаженные функциональные границы. Децентрализованная спираль как главный принцип
ставит под вопрос наше восприятие внешнего и внутреннего, которое функционирует по аналогии с
восприятием "внешних" и "внутренних" отношений человека.
С точки зрения социальной теории такая архитектура делает ставку на скрытую силу структурно-
пространственной формы, чтобы перейти к "открытому обществу" через пространственные
ощущения.
Общественная реальность. Архитектура в этом случае обнаруживает свое сходство с
современными теориями управления. Она их олицетворяет, функционируя по их логике. Подобно
тому, как архитектура модерна была охвачена рационалистическими стратегиями Тейлора и Форда,
так и архитектура деконструктивизма охвачена постфордистским сокращением иерархий,
усилением коммуникативности, гибкостью, креативностью и личной ответственностью
7 Такой
новой картине капитализма соответствует изменившееся представление об обществе, которое
больше не описывается как классовое. Эффективнее, чем литература о менеджменте, данный
подход пропагандирует именно архитектура, выделяя соответствующие метафоры (ризомы, сеть,
динамика, поток) [39]. Меняя динамический облик и открывая функцию, архитектура
воспроизводит иную картину общества, формирует новые представления о субъектах и таким
образом сглаживает социальное неравенство. "То, что воплощается в архитектуре - это потеря
страха перед вертикалями, перед их использованием в качестве главного направления движения..."
[40].
С точки зрения социологии архитектуры, анализа облика построек, деконструктивизм - не просто
научное противоборство. С точки зрения философской антропологии речь идет о форме выражения
человеческого духа, а с точки зрения социологии - о стратегии социальных перемен.