l.Предмет и метод ТГиП**
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом ТГиПвыступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и права, а также система основных понятий юриспруденции.
Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного Г и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).
Специфика предмета ТГиПзаключается в том, что Г- во и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты. Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Все многообразие методов ТГиПможно представить в виде следующей системы..
Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить метафизику (рассматривающую Г- во и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику — материалистическую и идеалистическую; Последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм. Так, причины возникновения и сам факт существования Г и права объективный идеализм связывают с божественной силой либо объективным разумом; субъективный реализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей, материалистическая же диалектика — с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе Г- во и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.
2. Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его пах в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят:
- анализ (условное разделение сложного государственно-правого явления на отдельные части);
— синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей);
— системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);
— функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др.
3. Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией Г и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук.
К ним относят:
— конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере);
— статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);
— кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы.
Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими:
— формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.);
— сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).
2. ТГиП в системе юридическихи гуманитарных наук***
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы:
1) технические;2) естественные;3) гуманитарные.
Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты.
Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку Г- во и право выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можно подразделить на следующие виды:
— теория Г и права;
— историко-правовые науки (история Г и права, история политических и правовых учений);
— отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное и другие отрасли права);
— прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая кибернетика и т.п.).
Теория Г и права, находясь в системе гуманитарных наyк, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории Г и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. В свою очередь ТГиПдает конкретный материал для широких философских обобщений.
Место в системе юридических наук. Общность ТгиП и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают Г- во и право в целом, ЦВХбы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Отличие выражается в том, что историко-правовые науки изучают |процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность Г и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод).
По отношению к отраслевым юридическим наукам ТгиП выступает как обобщающая.: 1) изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования Г и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений с рамками соответствующей отрасли права.2) ТгиП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.).3) она играет методологическую роль для юриспруденции.
Вместе с тем ТгиП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них.
Взаимодействие же ТгиП с прикладные науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.
Таким образом, особенности ТГиП науки состоят в том, что она является:
— гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — Г- во и право (этим она отличается от технических и естественных наук);
— политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от Других гуманитарных наук);
— теоретической, изучающей наиболее общие закономерности Г и права (этим она отличается от других юридических наук).
4. Причины и формы возникновения государства***
Вопрос о происхождении Г является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины обсуждаются в различных теориях возникновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в материалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.
Формирование Г — длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, рабовладельческое Г- во возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку Г- во возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.
В Риме образование Г ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского Г в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие Г возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности— закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
5. Договорная теория происхождения Г ***
Договорная теория происхождения Г получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII— XVIII вв. в трудах Греция, Руссо, Радищева и др.
По мнению представителей данной доктрины, Г- во возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Г- во — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения Г индивиды превращаются в единый парод. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних.