Смекни!
smekni.com

Происхождение государства и права (стр. 2 из 6)

Общая собственность на землю и орудия труда, равенство членов общества и кровная связь, лежащая в основе родов и племен, т.е. той всей общественной структуры, которая пришла на смену орде, составляет в совокупности действительное основание для всей массы обычаев, несмотря на их разнообразие. Возможность закрепления обычаев, привил, навязанных человеку в силу взаимной зависимости индивидов, между которыми поделен труд, породили трудовые процессы, сформировав язык с его способностью к общению, абстракциям.

Многие обычаи являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Например, естественное разделение функций в трудовом процессе и даже самое простое разграничение обязанностей между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривается одновременно и как обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Все значительные события в жизни человека также обставляются торжественными обрядами и церемониями преимущественно религиозного свойства. Отношение древних к религии и морали было иным, чем в пору классового неравенства. В то время как христианство связывает поведение человека с вознаграждением в потустороннем мире и тем самым примерят людей с социальным строем, который оно защищает, религия древних, например мифология греков и римлян, прямо и непосредственно связывало условия земного благополучия (урожай, приплод скота и т.д.) с могуществом и благожелательством данного бога или целого сонма богов. Поэтому, ритуальный обряд, предшествующий началу полевых работ, был не просто актом религиозным, но и производственным. От него ждали прямых выгод, и потому пренебрежение деталями обряда рассматривалось как общественное бедствие.

Большое значение имели многочисленные запреты (табу), которые являлись средством охраны обычая. Впервые обнаруженное у полинезийцев. Табу было открыто затем у всех народов, находящихся на определенной ступени развития. Возникшая на самой заре истории, табу сыграло огромную роль в упрочении экзогамных порядков, в социальной регламентации полового режима вообще. Благодаря табу первобытному обществу удалось добиться дисциплины, обеспечившей добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного, необоснованного уничтожения, оно обеспечивало данную форму разделения труда и данные условия существования людей в коллективе. “Система табу регламентировала в той или иной степени почти все стороны жизни первобытного человека, как личной, так и общественной. “Охраняемая табу регламентация имела в своей основе рациональный характер. “Мотивировка таких табу религиозной идеологией, ясна и совпадает по своему содержанию с основными регламентациями права и морали, но облачена в форму религиозного запрета. “Примитивный человек очень боялся нарушить табу, ибо за это, по его представлениям, верованиям, последует наказание духов”. “Т.о. табу представляет собой не что иное, как религиозную форму, облекавшую реальное содержание, особый род санкции; следующий за отклонение от господствующей в обществе идеологии”. Само по себе табу не создает ни обычая, ни морали, но оно с необыкновенной силой закрепляет обычай, защищает его.

Происхождение государства

Родовая община

объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда

Организация общественной власти
Собрание взрослых членов рода
Военачальник (военный вождь) Старейшина рода (вождь) Жрецы
Особенности первобытной общественной власти
Власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода
Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли властные функции под его контролем, в любое время могли быть смещены собранием
Специальный аппарат, который бы занимался только управлением, не было

В процессе длительного, но неуклонного развития производительных сил, происходившего на протяжении всей истории первобытного общества, постепенно создались предпосылки разложения его. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышалась производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества. Первостепенную роль в развитии экономики и в переходе к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчинами и женщинами, стариками и детьми. Ведь в ту пору оно не могло быть иным, слишком несвоевременным еще были сами люди те орудия труда с помощью которых они добывали себе средства к жизни. Далее, когда производительные силы усовершенствовались, возникла возможность целыми племенами сконцентрировать свои трудовые усилия в какой-то одной определенной сфере хозяйства. В результате на смену естественному разделению труда пришли крупные общественные разделения труда. Ф. Энгельс, характеризуя этот процесс, показал, как развитие земледелия и скотоводства постепенно привело к тому, что сначала наметилась, а затем и полностью осуществилась своеобразная трудовая специализация отдельных племен, которые стали заниматься либо земледелием, либо скотоводством. Произошло отделение скотоводства от земледелия. Пастушеские племена выделились из общей массы населения скотоводства обособилось в самостоятельную отрасль хозяйства. Это было первое крупное общественное разделение труда приведшее к крупным переменам в первобытнообщинном строе. Специализация пастушеских родовых общин и племен в приручении скота и размножении стад дала мощный толчок развитию экономически, привела к резкому возрастанию производительности труда. Пастушеские племена начали получать гораздо больше масла, шкур, шерсти. Производственная деятельность в сфере скотоводства, стала источником накопления имущества, создания богатства, превращавшихся постепенно в обособленную собственность домашних общин и отдельных семей. Рост стад постепенно все больше опережал кормовые ресурсы оседлых земледельцев-скотоводов. По мере увеличения поголовья скота его владельцам приходилось все шире использовать подножный корм и там, где это было возможно, передвигаться в поисках пастбищ. Часть оседлых племен в результате этого перешла к полукочевому земледельческо-скотоводческому хозяйству. Скот делается предметом обмена и за ним укрепляется функция денег. Значительно, во все возраставших размерах, увеличивалось производство продуктов и в области земледелия. И здесь шел процесс роста производительности труда, накопления продуктов. Увеличение производства в основных отраслях экономики привело к тому, что рабочая сила человека стала “способной производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания ее”. Иными словами, в новых экономических условиях отдельные семьи или даже один человек могли не только обеспечить себе необходимыми материальными благами, но произвести продукта сверх того количества, которое было необходимо для поддержания собственной жизни, т.е. создать “избыток”, прибавочный продукт. Также увеличение производства, сделавшее рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для ее поддержания, способствовало увеличению ежедневного количества труда, приходившегося на каждого члена рода или отдельной семьи. Появилась потребность в привлечении новой силы (рабочей). ЕЕ доставляла война: если раньше военных убивали или принимали в состав рода, то теперь их стали обращать в рабов. Т.о. уже после 1-го крупного общего разделения труда, вследствие буйного развития производственных возникла частная собственность и общество раскололось на классы. История свидетельствует, что первыми рабовладельцами были повсеместно пастухи и скотоводы. Это объясняется тем, что именно стада, составляющие в ту пору главное богатство, ранее других ценностей переходили в собственность отдельных семей и лиц. Достижение в промышленной деятельности особенно в плавке и переработке металлов, привели к развитию ремесленного производства. Специализация в этой области вызвала большой рост производства ремесленной продукции - литейного, гончарного и др. Столь разнообразная деятельность не могла осуществляться одними и теми же лицами, в силу чего ремесло отделилось от земледелия. Это было второе крупное общественное разделение труда. На последующем этапе общественного развития возникшие виды разделения труда упрочиваются, в следствии обострения противоположности между городом и деревней. К этим видам присоединяется 3-е общее разделение труда - решающего значения: возникает класс, занимающийся уже не производством, а обменом продуктов, - класс купцов, “который не принимал никакого участия в производстве, захватывает в общем и целом руководство производством и экономически подчиняет себе производителей, становится посредником между каждыми двумя производителями эксплуатируемым их обоих.