Смекни!
smekni.com

Общие, специальные и локальные нормативные акты - источники трудового права РФ. Суммированный учёт рабочего времени (стр. 2 из 3)


2. При каких условиях может вводится суммированный учёт рабочего времени?

Рассматривая трудовой кодекс РФ можно отметить, что понятию сум­мированного учёта рабочего времени посвящена статья 104. Таким образом, анализируя данную статью можно сделать вывод, что суммированный учёт рабочего времени может вводиться при следующих условию: это невозмож­ность соблюдения для данной категории работников ежедневной или ежене­дельной продолжительности рабочего времени. При этом следует отметить, что суммированный учёт рабочего времени может применяться как в органи­зации, так и при выполнении отдельных видов работ. Также при анализе ста­тьи можно сделать вывод, что при суммированном учёте рабочего времени должна быть соблюдена его продолжительность за учётный период (месяц, квартал), а в ряде случаев - за календарный период большой продолжитель­ности, например период навигации для работников морского флота или ка­лендарный год в растениеводстве. При этом, в любом случае продолжитель­ность учётного периода не может превышать более одного года[9].

Также из статьи 104 вытекает, что продолжительность рабочего време­ни при суммированном учёте за учётный период не может превышать нор­мального числа рабочих часов. Продолжительность рабочей смены при при­менении суммированного учёта рабочего времени должна устанавливаться с учётом необходимости обеспечения работнику возможностей для отдыха. При выполнении работ, связанных с воздействием вредных и опасных фак­торов, продолжительность смены не должна превышать допустимого време­ни воздействия этих факторов на организм человека.

Обычно максимальная продолжительность рабочей смены при сумми­рованном учёте рабочего времени не может превышать 10, а в исключитель­ных случаях - 12 часов. Если по условиям работы требуется большая её про­должительность, то работнику должна быть предоставлена возможность для периодического отдыха.

Порядок же введения суммированного учёта рабочего времени уста­навливается правилами внутреннего трудового распорядка организации[10].

Таким образом, из выше изложенного можно сделать вывод, что сум­мированный учёт рабочего времени вводиться в случаях, когда с учётом спе­цифики деятельности всех или части работников организации по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для них ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени за учётный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, учётный период не может быть более одного года, а продолжительность рабочей смены - 10, в исклю­чительных случаях - 12 часов.


Задачи.

1. Начальник цеха Иванов был избран председателем профкома завода. Через два года его переизбрали и, так как на его месте работал Сидоров, предложили должность начальника лаборатории цеха. Иванов отказался и потребовал должности начальника цеха. Юрисконсульт завода объяснил ему, что он вправе претендовать на прежнюю должность лишь в том слу­чае, если она является вакантной.

Насколько правильно такое разъяснение? Проанализируйте сложив­шуюся ситуацию. Предложите её правовую коррекцию.

Прежде чем приступить к анализу сложившей ситуации, необходимо разобраться, какая информация в условии задачи является существенной.

Итак, рассматривая условие задачи, можно отметить, следующее, что Иванов является начальником цеха, которого избрали на должность предсе­дателя профкома и из условия задачи можно сделать вывод, что он не рабо­тал после избрания на заводе. Таким образом, трудо­вые отношения между Ивановым и руководством завода были прекращены.

Анализируя далее условие задачи, можно отметить, что на период из­брания Иванова его должностные обязанности выполнял Сидоров, т.е. фак­тически возникли трудовые отношения между ним и руководством завода. Продолжая анализ условия задачи можно отметить, что через два года Ива­нова не избрали вновь и он потребовал свою прежнюю должность на заводе, т.е. руководствовался статьёй 375 Трудового кодекса, в которой говориться, что работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, по­сле окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность). А при её отсутствии с согласия работника другая равноценная работа (должность) в той же организации.

Однако в условии задачи не оговорено, какой характер носил трудовой договор, заключенный с Сидоровым временный или постоянный. Учитывая то, что должность, на которую был избран Иванов, носила выборный характер, что предполагает временность ее замещения, администрация предприятия должна была обеспечить Иванову гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности ст. 375 ТК РФ, путем заключения с Сидоровым временного трудового договора, заключенного на срок выполнения Ивановым обязанностей по выборной должности. Учитывая то, что Иванову не была предоставлена его прежняя должность, можно предположить, что трудовой договор с Сидоровым был заключен на постоянной основе, чем были нарушены права Иванова, регламентированные трудовым законодательством.

При анализе ситуации, следует также отметить, что Иванову была предложена другая должность (начальник лаборатории цеха), от которой он отказался и потребовал свою прежнюю должность. В данном случае в условиях задачи также не сказано является ли предложенная должность равноценной той, которую занимал Иванов до избрания, что также существенно влияет на решение. Так, если должность является равноценной и Иванов от нее отказался, у администрации возникает право на его увольнение по ст. 77 п.7 ТК РФ, что также предусмотрено ст. 375 ТК РФ, поскольку от своего права на трудоустройство на заводе он отказался. Если же должность, предложенная Иванову, является неравноценной, действия администрации завода являются неправомерными, ущемляют гарантии работника, регламентированные ст. 375 ТК РФ, в связи с чем у последнего возникает основание для обращения в КТС (если имеется на предприятии) либо суд с заявлением о защите своих трудовых прав и восстановлении на работе.

Далее перейдём к анализу разъяснений юрисконсульта завода, который объяснил Иванову, что он вправе требовать свою прежнюю должность, толь­ко в случае если она является вакантной. Данное объяснение является не со­всем корректным, поскольку в Трудовом кодексе РФ, в частности в статье 375, не указывается на вакантность места работы выборного работника в профсоюзные органы, при окончании полномочий. На мой взгляд, юрискон­сульт должен был аргументировать свой ответ тем, что после избрания Ива­нова на должность председателя профсоюзного комитета, на предприятии сложились обстоятельства, которые повлекли наличие либо отсутствие должности, которую он занимал ранее, в том числе и заключение с Сидоровым трудового договора на постоянной основе, в связи чем, руко­водство завода не может уволить Сидорова, или перевести его на другую должность, по такому основанию как восстановление на работе работника, который ранее выполнял данную работу. Такое увольнение может быть произведено только в соответствии с п.2 ст. 83 Трудового кодекса, т.е. прекращение трудового договора с работником по обстоятельству как восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда, то есть при наличии обязательного условия – решения соответствующего органа, которого возможно у Иванова в момент обращения на предприятие не было.[11] Кроме того, юрисконсульт должен был разъяснить работнику основания предложения ему иной должности (начальника лаборатории цеха), в частности является ли она равноценной (критериями равноценности могут служить – условия оплаты труда, продолжительность рабочего времени, трудовая нагрузка и т.д.). Если условие о равноценности администрацией предприятия соблюдено, Иванову должно было быть разъяснено право администрации на его увольнение в случае отказа по ст. 77 п. 7 ТК РФ, если нет – предложены иные пути решения урегулирования возникшего трудового конфликта, в том числе путем предоставления равноценной должности. Однако и в том, и в другом случае Иванову должно было быть разъяснено его право на защиту своих интересов, в том числе и в суде, при положительном решении которого у предприятия возникли бы основания для увольнения Сидорова по ст. 83 п.2 ТК РФ и восстановления Иванова в занимаемой должности.

2. Медсестру Попову, проработавшую 4 месяца, в связи с медицински­ми показаниями положили в стационар для сохранения беременности. Через три месяца она приступила к выполнению своих трудовых обязанностей, а еще через неделю наступило время ее ухода в отпуск по беременности и ро­дам. После окончания этого отпуска она обратилась к главному врачу с требованием предоставить ей полностью очередной отпуск. Главврач от­казал ей, заявив, что она практически не работала и ежегодный отпуск ей не полагается.

Как правильно разрешить спор? Охарактеризуйте все сложившиеся правоотношения.

Прежде чем приступить к разрешению спора сложившегося необходи­мо проанализировать все условия представленной ситуации.

Итак, рассматривая условие задачи можно сделать вывод, что медсестра Попова работает в больнице первый год, поскольку в условии указано то, что, она проработала 4 месяца. В связи, с чем согласно статьи 122 Трудового кодекса РФ она имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск по истече­нии шести месяцев непрерывной работы в организации. Анализируя далее условие задачи, можно отметить, что по истечении четырёх месяцев непре­рывной работы, она находилась на стационарном лечении в больнице сроком на три месяца. Таким образом, рассматривая комментарий к статье 121 Тру­дового кодекса РФ, можно сделать вывод, что время, которое, Попова нахо­дилась на лечении в стационаре больницы, включается в стаж работы необ­ходимый для ежегодного основного оплачиваемого отпуска. Рассматривая далее условие задачи, следует отметить, что Попова после возвращения на работу и, проработав неделю, ушла в отпуск по беременности, а по оконча­нии этого отпуска потребовала предоставить ей очередной отпуск. Таким об­разом, рассматривая статью 260 Трудового кодекса РФ, в которой говорить­ся, что перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее жела­нию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы в данной организации, т.е. её требование является обоснованным, по­скольку она вправе прикрепить очередной отпуск к отпуску по беременно­сти.