Смекни!
smekni.com

Правовой статус работающих женщин и лиц с семейными обязанностями (стр. 5 из 10)

Из действующего законодательства следует, что к женщинам, имеющим детей до 1,5 лет, можно применить п. 2 ст. 72, а имен­но: при отказе работника от перевода либо отсутствии в органи­зации соответствующей работы трудовой

1 Покровская М. Н. Особенности правового регулирования труда женщин
в СССР. М., 1970. С. 129.

договор прекращается в соответствии с п. 8 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением).

Ведь обязанность освободить от работы с сохранением сред­него заработка до решения вопроса о предоставлении другой ра­боты у работодателя есть только в отношении беременной жен­щины (в том числе и при отсутствии такой работы вообще). А ограничения по расторжению трудового договора относятся только к расторжениям по инициативе работодателя.

Таким образом, это положение ведет к двум негативным по­следствиям. Во-первых, оно снижает предпринимательскую ак­тивность в целом, вводя столь обременительные обязанности ра­ботодателей. Во-вторых, оно стимулирует последних к отказу в приеме на работу молодых женщин1.

Представляется, что частично эту проблему может помочь ре­шить постановка следующего вопроса: а только ли женщина должна быть переведена на другую работу в связи с наличием у нее ребенка до 1,5 лет?

Если ребенок вскармливается грудью и прежняя работа не по­зволяет этого делать —безусловно, да. А если ребенок находится на искусственном вскармливании или ему больше года? Нам представляется в данном случае необходимо предусмотреть эту льготу одному из родителей (иному лицу, осуществляющему уход за ребенком).

Ночные, сверхурочные работы и направления в командировки

Одной из мер повышения охраны труда женщин при их ак­тивном материнстве всегда были запреты и ограничения ночных, сверхурочных работ и направления в командировки.

КЗоТ РФ (ст. 162) запрещал привлекать к работам в ночное время, к

сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также направлять в


1 Рожников Л. В. Указ. соч. С. 76.

командировки:

— беременных женщин;

— женщин, имеющих детей до 3 лет.

Не могли привлекаться к сверхурочным работам и направ­ляться в командировки без их согласия:

— женщины, имеющие детей от 3 до 14 лет.

— женщины, имеющие детей-инвалидов или инвалидов с
детства до достижения ими возраста 18 лет.

В целях приведения российского трудового законодательства в соответствие с международными, в частности с Конвенцией МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» (1981 г.), за­конодатель распространил Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. данную льготу на:

— мужчин, имеющих детей в возрасте до 14 лет;

— мужчин, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с дет­
ства до достижения ими возраста 18 лет;

— работников, осуществляющих уход за больными членами
их семей.

Статьей 163 КЗоТ РФ также запрещено привлечение к ноч­ным работам без их согласия:

— мужчин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;

— работников, осуществляющих уход за больными членами
их семей.

Российское законодательство предусматривает в случае, если производственный объект находится на значительном удалении от нахождения предприятия, что исключает возможность ежедневно­го возвращения работников к месту постоянного жительства, применение вахтового метода организации работ. Однако к таким

работам в соответствии с п. 2.2 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных Госкомтрудом СССР, ВЦСПС и Минздравом СССР 31 декабря 1987 г.1, не могли при­влекаться беременные женщины и матери, имеющие детей до 3 лет, и не могут привлекаться без их на то согласия женщины, имеющие детей от 3 до 14 лет.

В юридической литературе уже давно говорилось, что импера­тивный характер этих норм в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3 лет, не отвечает сегодняшней си­туации.

По словам Л. Ю. Бугрова, «традиционные запреты на выпол­нение определенных работ в современных условиях целесообраз­но пересмотреть заново, с учетом актуальных обстоятельств, обду­мав разницу между дифференциацией правового регулирования трудовых отношений с участием определенных субъектов и не­правовой дискриминацией их труда».2

Эта проблема давно уже затрагивалась и на международном уровне. «Сложен вопрос, на который пока не найдено ответа от­носительно того, в какой мере еще оправданны защитные нормы для женщин, будь то нормы, касающиеся ее функций матери, будь то с точки зрения более общих соображений, связанных с социальными условиями, в которых они должны трудиться... Конвенции, касающиеся вышеупомянутого вопроса, встречают все больше возражений, что нашло отражение в растущем числе положений в национальном законодательстве, и практике»3. «Представляется также, что

усилению дискриминационной прак­тики способствуют законы, запрещающие

1Бюллетень Госкомтруда СССР. 1988. №5, 11; 1989. №12; 1990. №1.

2 Бугров Л. Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь,
1992. С. 106.

3 75-я сессия Международной конференции труда 1988 года. Доклад Гене­
рального директора «Права человека - общая ответственность.» МБТ. Женева,
1988. С. 21-22.

наем женщин на рабо­ту по определенным специальностям. Так, во всем мире для жен­щин недоступны многие профессии на том основании, что работа представляет риск для здоровья, является опасной, тяжелой или противоречит нормам морали».

Ведь запрет, к примеру, посылать в командировки данную ка­тегорию работниц даже в том случае, если они могут и согласны на это, практически провоцирует работодателей на отказ в прие­ме беременных женщин и женщин с малолетними детьми на ра­боты, предполагающие командировки (разъезды), т. е. речь будет идти о скрытой дискриминации, что также может прямо отра­зиться на профессиональном росте женщин. Очевидно, речь должна идти не о запрете, а о согласии женщины на такую ко­мандировку, т. е. о ее свободном выборе.

В связи с этим новый Трудовой кодекс РФ оставил подобный запрет на направления в служебные командировки, привлечение к ночным, сверхурочным работам, работам в выходные и нерабо­чие праздничные дни только беременных женщин (ч. 1 ст. 259; ч. 5 ст. 96; ч. 4 ст. 99 ТК РФ).

С письменного согласия работодателя и при условии, что это не запрещено им по медицинским рекомендациям, допускается направление в служебные командировки, привлечение к подоб­ным работам:

—женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;

—работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с
детства до достижения ими возраста 18 лет;

—работников, осуществляющих уход за больными членами
их семей в соответствии с медицинским заключением.

В соответствии со ст. 264 ТК РФ данное правило распростра­няется на:

—отцов, воспитывающих без матери детей соответствующего возраста

(то есть 3 лет);

—опекунов (попечителей) детей до 3 лет.

Гибкиеграфикиработы. По соглашению между работником и работодателем может устанавливаться неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Но в ряде случаев законодатель обязывает работодателя уста­новить подобный режим работы, а именно когда об этом просят:

—беременные женщины;

—один из родителей (опекун, попечитель), имеющих ребен-­
ка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);

—лицо, осуществляющее уход за больным членом семьи в
соответствии с медицинским заключением (ст. 93 ТК РФ).

Занятость на условиях неполного времени связана не только с потребностями отдельных категорий работников (лиц с семейными обязанностями), со сложностью совместить работу с выполнением других социальных обязанностей, но и с проблемами безработицы.

По данным Международного бюро труда, «изменения на уровне семейной ячейки и в относительных ролях обоих родите­лей подготовили благодатную почву для роста занятости на усло­виях неполного рабочего времени... Наблюдается на протяжении всего столетия долговременная тенденция в сторону сокращения рабочего времени основного кормильца семьи при одновремен­ном увеличении рабочего времени не основного кормильца... Вследствие этого повысилась финансовая привлекательность для второго члена супружеской пары работать в течение нескольких часов в неделю, что освобождало основного кормильца от необ­ходимости работать сверхурочное время. В результате занятость на условиях неполного рабочего времени получила особенно большое распространение среди женщин. Примерно каждая чет­вертая из работающих женщин в промышленных странах с ры­ночной экономикой работает неполное время, а в некоторых странах эта пропорция приближается к соотношению 1 : 2». Ста­тистические данные со всей определенностью показывают, что большинство женщин, занятых неполное

рабочее время, имеют возраст от 25 до 49 лет, когда семейные обязанности в отноше­нии детей со всей тяжестью ложатся на их плечи. Причем этот процент выше в сфере услуг: около 40% замужних женщин, заня­тых в сфере услуг, работают на условиях неполного рабочего вре­мени 1.

Положение о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время (утвержде­но постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г.),2 регламентирует порядок установления не­полного рабочего времени, срок работы, режимы труда, оплату и другие вопросы. При этом продолжительность рабочего дня, как правило, не должна быть меньше 4 часов, а рабочей неде­ли—20—24 часов.

Законодатель предусматривает также возможность установления гибкого графика работы, когда начало, окончание или общая продолжительность рабочего времени определяются по соглаше­нию сторон (ст. 102 ТК РФ),