ПЛОЩАДЬ КВИРИНАЛА
Площадь находится на холме Квиринал, берущего свое название от древнего храма богу Квирину, который, очевидно, находился на этом месте. В центре, у основания обелиска, установлены две огромные статуи Кастора и Поллукса, доставленные сюда из терм Константина. С одной стороны площади расположен Палаццо делла Консульта, воздвигнутый Фердинандо Фуга в 1734 г. для Трибунала делла Консульта; в настоящее время здесь находится Коституционный суд. Вверху на фасаде установлен герб Климента XII, по заказу которого и было построено это здание. Величественный Квиринальский дворец является работой таких архитекторов как Маскерино, Фонтана, Карло Мадерно и Бернини. Его постройка была начата в 1574 году и закончена только лишь к 1735 году. Дворец был летней резиденцией пап, и позже, после объединения Италии - королевской резиденцией. В настоящее время дворец является местопребыванием президента Итальянской республики. Во дворце хранятся произведения Гуидо Рени и Мелоццо да Форли.
ПАНТЕОН
Это - необычайный и величественный, возможно, наиболее знаменитый памятник древнего римского искусства, дошедший до наших времен. Первоначальный храм, построенный Агриппой - зятем Августа, в 27 г. до н.э., имел прямоугольную форму, а в 120 г. н.э при Адриане принял ту форму, в которой мы его видим сегодня. Внутри - кругообразная полость с равными диаметром и высотой в 43,30 м. Внизу открываются большие ниши с коринфскими колоннами и пилястрами; полусферический купол, с пятью рядами кессонов, заканчивается круглым отверстием диаметром в 9 метров. Древние римляне посвятили храм "всем богам", а затем Пантеон превратился в величественный мавзолей выдающихся людей, в нем погребен и великий Рафаэль. В древности фронтон и портик были украшены бронзовой позолоченной отделкой, но по велению Урбана VXIIII Барберини она была переплавлена и использована Бернини для балдахина собора св. Петра (отсюда и знаменитый пасквиль: "то, чего не сделали варвары, сделали Барберини").
САН ДЖОВАННИ ИН ЛАТЕРАНО
Эта самая древняя христианская церковь сохранила титул Римского кафедрального собора. Великолепный главный фасад является шедевром Александра Галилей (1735 г.). Интерьер - гениальная работа Франческо Борромини, который в 1650 г. реконструировал пять величественных нефов, оставив неизменным трансепт (поперечный неф), относящийся к предыдущему веку, в центре которого расположен прекрасный табернакль середины XIV в., работы Джованни ди Стефано. Отдельно от Собора возвышается Баптистерий с главным входом с площади Сан Джованни ин Латерано (св. Иоанна Крестителя). Древнейшая постройка сохранила первоначальную восьмиугольную форму, но его интерьер, из мрамора и полу драгоценных камней, относится к XVIK веку. На одной из боковых сторон можно увидеть следы стен эпохи раннего средневековья.
САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ
Величественный собор св. Девы Марии Великой сооружен на холме Эсквилине. Над собором возвышается самая высокая (75 м) колокольня в Риме в романском стиле. Прекрасный фасад с пятью арками и лоджиями украшена прекрасными мозаиками конца XIII века. Внушителен также и барочный фасад с задней стороны собора работы Понцио, Райнальди и Фонтана (1676 г.). Интерьер разделен на три нефа с прекрасными ионическими колоннами и мозаичным полом (XII в.); великолепен кессонный потолок (начало XVI в.), приписываемый Джулиано да Сангалло. Необычайны мозаики: 36 квадратов стен и арки центрального нефа относятся к V веку, а принадлежащие большой абсидной нише – к 1295 г. работы Джакопо Торрти.
САН ПЬЕТРО ИН ВИНКОЛИ
Церковь св. Петра в оковах была построена в первой половине V века. Здесь хранятся цепи, сковывавшие св. Петра в Палестине, чудом соединившиеся с теми, которыми он был прикован во время своего заключения в Мармертинской тюрьме в Риме. Фасаду предшествует портик с пятью арками, выполненными Мео дель Каприно около 1475 г. по заказу Джулиано делла Ровере. Но церковь знаменита главнымобразом тем, что в ней хранится гениальная мраморная статуя работы Микеланджело - Моисей, находящаяся в правом трансепте и входящая в скульптурный ансамбль Мавзолея ЮлияII.Монументальный комплекс был задуман размерами больше и должен был быть установлен в Соборе св. Петра в Ватикане. Микеланджело работал над этим произведением в течение трех лет с 1513 г. по 1516 г., но Лев Х, приемник Юлия II ,отсоветовал зодчему до конца реализовать свою идею. Большая часть работ была поручена ученикам мастера.
САН ПАОЛО ФУОРИ ЛЕ МУРА
Собор св. Павла за городскими стенами - самый большой в Риме после собора св. Петра. Основанный в 4 веке, был полностью разрушен во время пожара в 1823 году, а затем восстановлен в первоначальных грандиозных размерах (длина 132 метра и ширина 65 метров).Фасаду предшествует четырехугольный портик. Интерьер украшен мозаичными портретами всех пап. Центральный неф венчает величественная триумфальная арка, достаточно точная копия первоначальной арки, от которой остались восстановленные мозаики. Эту арку называли также Аркой Галлы Плацидии, так как считали, что она была построена по велению императрицы. Среди немногих сохранившихся остатков древней базилики - дароносица (1285 г.) работы Арнольфо ди Камбио и прекрасная мозаика апсиды. Изумителен монастырский двор, выполненный Вассаллетто в 1214 г. .
САНТА МАРИЯ ИН КОСМЕДИН
Церковь была основана в VI в. и реставрирована в XII в.; к ней присоединена колокольня в романском стиле. Интерьер украшен прекрасным полом, балдахином и “схола канторум”, все в стиле Космати. В портике - “Уста истины”, это большой каменный диск, возможно, крышка от колодца, на котором высечена маска. Народное предание гласит, что она способна откусить руку тому, разоблачая его таким образом, кто по неосторожности, после того ,как солгал, вложит ее в “уста истины”.
САНТА ЧИЧИЛИЯ ИН ТРАСТЕВЕРЕ
Церковь св. Цецилии мученицы была основана в V в. на развалинах римского дома, была перестроена папой Пасхилем в IX в., а также претерпела и другие реставрации. Внутри в клиросе находится дароносица, работы Арнольфо ди Камбио (1283 г.), а под алтарем знаменитая статуя св. Цецилии, работы Стефано Мадерно (1600 г.). Над алтарем в абсиде - великолепная мозаика времен Пасхилия I, а в прилегающем монастыре - Страшный суд со знаменитым изображением вдохновенного образа Спасителя, фреска была выполнена в 1293 году Пьетро Каваллини, но, в сожалению, она не полностью сохранилась.
САН КАРЛИНО АЛЛЕ КУАТРО ФОНТАНЕ
Эта небольшая церковь св. Карла у Четырех фонтанов посвящена Святейшей Троице и св. Карлу Борромео. Церковь не велика по размерам, поэтому ей дали уменьшительное название Сан Карлино. Ее автором является великий архитектор Франческо Кастелли, прозванный Борромини, который именно здесь начал и закончил свою римскую карьеру. План здания относится к 1638 году. Борромини, который раньше был помощником Мадерно, создал его самостоятельно, достигнув верх изобретательности. Идея заключалась в перемещении в планиметрию церкви, формы и параметров одного из пилястров купола собора св. Петра. Фасад дан в сложном волнообразном изгибе и является последней работой художника, покончившего жизнь самоубийством в 1667 году. Достойны внимания также купол, фонарь и внутренние украшения (мраморные колонны и позолоченные обрамления), выполненные по рисункам Борромини.
САН ПЬЕТРО ИН МОНТОРИО
Так называемый Темпьетто, спроектированный Донато Браманте в 1502 году и окончательно построенный в 1510 г., возвышается на Яникульском холме во дворе старой церкви Сан Пьетро ин Монторио, реконструированной в конце XV в. на месте здания IX в., где согласно преданию был распят св. Петр. Внутри хранятся произведения Себастьяна дель Пьомбо и Бартоломео Амманнати. Браманте создал темпьетто - “храмик” в формах древней архитектуры, воплотив свой классический идеал, который в последующем пытался перенести в нереализованный проект реконструкции Ватиканской базилики. Здание имеет вид ротонды, окруженной колоннадой из шестнадцати дорических колонн, поддерживающих антаблемент и балюстраду. Венчает здание небольшой купол. В крипте, под темпьетто, можно увидеть отверстие, в котором, по преданию, был установлен крест, на котором был распят св. Петр.
САНТА МАРИЯ ИН ТРАСТЕВЕРЕ
Церковь Девы Марии в Затибре была первой церковью в Риме, посвященной Богоматери; воздвигнута папой Юлием I около 340 года и в течение веков много раз переделывалась, последняя реставрация произведена в XIX веке, во время которой стены были посредственно расписаны и с некоторых капителей были сняты фигуры, считающиеся языческими. Фасад относится к XII в., мозаика XIII в. работы Пьетро Каваллини; портик был добавлен папой Климентом XI в 1702 году, его автор Карло Фонтана. Статуи, венчающие террасу относятся к XVI в., а прекрасная колокольня романского стиля к XI в. . Внутри апсида украшена мозаиками, некоторые из них, работы неизвестного автора, относятся к середине XII в., другие, истории Девы Марии, выполнены Каваллини. О Пьетро де Черрони, прозванном Каваллини, известно очень мало;
большая часть его работ была потеряна, и в Риме остался лишь цикл в церкви св. Цецилии и эта мозаика; современники очень высоко оценивали его произведения.
ДРЕВНЯЯ АППИЕВА ДОРОГА
Была построена в начальный период римской цивилизации, несколько раз удлинялась и в II в. до н.э. была построена вплоть до порта Бриндизи, от которого был прямой путь к Востоку. В начале дорога начиналась с древних Ворот Порта Капена; затем, с постройкой городских стен Муре Аурелиане, начало дороги было перенесено к новым воротам, называемым в то время Порта Аппиа, а в последующем - Порта Сан Себастиано. На первых километрах пути, вдоль дороги, можно встретить остатки гробниц, одной из таких является, на третьем километре дороги, томба Цецилии Метеллы. Крепостная башня цилиндрической формы из травертина была в Средневековье преобразована в форт и увенчана зубцами.