Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь предварительного и судебного следствия (стр. 6 из 14)

Как видно из материалов дела, хотя имелись основания для привлечения к ответственности других лиц, связанных с рассматриваемым делом, однако без достаточных оснований дело было прекращено. Так, решением следственного органа от 24 сентября 1993 года уголовное дело в отношении бывшего министра внутренних дел И.Гамидове прекращено из-за отсутствия состава преступления. Было отказано в возбуждении уголовного дела и о начальниках ИТК М.Алиеве, И.Кязимове, Б.Адыгёзалове, А.Аббасове и др.

Однако из материалов дела вытекает, что бывшие министры внутренних дел И.Гамидов и Р.Газиев, командующий корпусом С.Гусейнов после совместного совещания, ввиду тяжёлого положения на фронте пришли к выводу отправить на фронт заключённых. После этого И.Гамидовым был дан устный приказ М.Зейналову. Следственным органом не был решен вопрос о причастности к данному делу бывшего командующего внутренними войсками Ф.Гаджиева, ввиду того, что ИТК в то время охранялись внутренними войсками, а указания об освобождении заключённых поступало также и от последнего.

Военная Коллегия Верховного Суда Азербайджанской Республики рассмотрев материалы дела, по вышеуказанным причинам вернуло уголовное дело на дополнительное расследование.

Весьма примечательным является также следующее уголовное дело. А.Аббасов, будучи работником полиции Самухского районного отделения, 2 октября 1992 года проверял автомашины на дороге Сафаралиев – Гянджа. Когда мимо него проехала машина КАМАЗ Н.Гаджиева он дал ему указание остановить машину. Однако после того как Н.Гаджиевым автомашина не была остановлена, А.Аббасов превысил свои полномочия, сделал 2 предуп-редительных выстрела, один из выстрелов по неосторожности, пробив заднюю часть салона, попал в голову жены Н.Гаджиева К.Гаджиевой, от чего она скончалась. Как видно из материалов дела, при квалификации деяния А.Аббасова по ст.ст 99 и 168 ч.2 УК АР 1960 года не обратил внимание на то, охватывается ли неосторожное убийство частью 2 ст.168 УК АР 1960 года. Кроме того, суд при назначении наказания, такие обстоятельства, как личность, семейное положение, положительную характеристику с места работы А.Аббасова учёл как смягчающие обстоятельства, а тяжкое последствие в виде смерти не учёл в качестве отягчающего обстоятельства и тем самым нарушил требование ст.35 УК АР 1960 года об общих началах назначения наказания. Президиум Верховного Суда Азербайджанской Республики своим решением от 28 января 1994 года отменив приговор суда и определение судебной коллегии, вернул дело на новое судебное расследование.1

В судебном заседании исследованию подлежат все обстоятельства дела. При этом суд не связан выводами органов предварительного расследования и даже некоторыми указаниями вышестоящих судебных инстанций ( при повторном разбирательстве дела ). В этом одно из проявлений его независимости и недопустимости какого бы то ни было постороннего вмешательства в принимаемые им решения. Приговор может быть основан только на тех доказательствах, которые рассмотрены в судебном заседании.

Место и значение суда среди участников уголовно-процессуальной деятельности определяется той ролью, которая отводится ему в процессе : суд, рассматривающий уголовное дело, - главный субъект уголовно-процессуальной деятельности, выполняющий функцию разрешения дела. Как только дела поступает в суд, разрешение любого вопроса, имеющего к нему отношение, составляет исключительную компетенцию суда.

Обвиняемым, является физическое лицо, в отношении которого следова-телем, прокурором или судом вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. (ст.91 УПК). Обвиняемый, дело о котором принято к производству судом, именуется подсудимым , а обвиняемый, в отношении которого постановлен обвинительный приговор, - осужденным, если приговор оправдательный - оправданным. Особенности процессуального положения обвиняемого как субъекта уголовно-процессуальной деятельности заключается в том, что он привлекается к уголовной ответственности и подвергается допросу по поводу преступления, обвинение в совершении которого ему предъявлено; в отношении него могут применяться принудительные меры ( меры пресечения, привод и др.); его судьба решается в зависимости от результатов расследования и разбирательства дела.

Процессуальное положение обвиняемого на предварительном следствии существенно отличается от положения в судебном разбирательстве. Поскольку предварительное следствие не является состязательным, обвиняемый в этой стадии процесса не занимает положения стороны и защищается от обвинения перед тем органом, который ему предъявил обвинение, т.е. перед следователем. Естественно, это обстоятельство порождает определённую специфику осуществления обвиняемым функции защиты на предварительном следствии. В этой стадии процесса обвиняемый лишь частично участвует в проверке доказательств. Однако и в этой стадии процесса закон предоставляет обвиняемому широкие возможности в деле активного осуществления им своего права на защиту.

Обвиняемый в судебном разбирательстве, проводимом на началах состязательности, занимает совершенно иное положение. В этой стадии процесса обвиняемый - участник судебного разбирательства, обладающий равными с обвинителем процессуальными правами по исследованию доказательств. Суд исследует все обстоятельства дела в присутствии обвиняемого и при его активном участии (ст.311 УПК). Обвиняемый в судебном разбирательстве участвует в допросах свидетелей, потерпевшего, эксперта, в осмотре местности, помещения и вещественных доказательств; обращая при этом внимание суда на всё, что способствует выяснению обстоятельств дела (ст.91 УПК). Европейская Конвенция "о защите прав человека и основных свобод" предусматривает права, которыми, как минимум, обладает каждый обвиняемый, в том числе: быть незамедлительно подробно уведомлённым на понятном ему языке о характере и основаниях предъявленного ему обвинения; иметь достаточное время и возможность для подготовки своей защиты, защищать себя лично или через выбранного им самим защитника, а при отсутствии достаточных средств для его оплаты - иметь назначенного ему защитника, когда того требуют интересы правосудия. (п."с" ч.3 ст.6). Протоколом №7 к названной Конвенции ( от 22 ноября 1984г.) предусмотрено право каждого осуждённого на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией. Обеспечение права обвиняемого на защиту важно и необходимо не только для личности, но также и для общества, государства, поскольку наличие соблюдения данного права - условие того, чтобы общество, государство были ограждены от преступных посягательств путём изобличения и наказания лиц, действительно виновных в их совершении.

Защитником является лицо, осуществляющее в установленном законом порядке защиту прав и законных интересов обвиняемого, подозреваемого путём выявления обстоятельств, оправдывающих подозреваемого и обвиняемого, смягчающих их ответственность, освобождающих от уголовной ответственности, оказания обвиняемому и подозреваемому необходимой юридической помощи.[7]

Одна из особенностей, характеризующих осуществление защитником возложенной на него процессуальной функции на предварительном следствии, - более ограниченное по сравнению с судебным разбирательством его участие в этой стадии процесса. В соответствии с характером и назначением предварительного следствия предоставленные законом защитнику права служат тому, чтобы не допустить необоснованного предания граждан суду (ст.92 УПК). Если же с точки зрения защитника, оснований возражать против передачи дела в суд нет, он обязан направить свои усилия на то, чтобы в стадии предварительного следствия были выявлены и закреплены все благоприятные для обвиняемого обстоятельства, оправдывающие или смягчающие его вину, а также устранено всё, что неосновательно ухудшает его положение. В ходе судебного следствия защитник принимает деятельное участие в исследовании доказательств. Его задача состоит в том, чтобы обратить внимание суда на всё то, что в доказательственном материале может быть благоприятно истолковано для подсудимого. С этой целью он активно участвует в допросах подсудимого, свидетелей, потерпевшего и экспертов в осмотре вещественных доказательств, документов и места происшествия, а также при производстве следственного эксперимента. Добросовестно исполняя свою функцию, своевременно реализуя свои права и исполняя свои обязанности, защитник, защищая права и законные интересы обвиняемого (подозреваемого), содействует этим постановлению законного и обоснованного приговора, решению задач уголовного процесса и правосудия, укреплению законности.1

При наличии достаточных оснований полагать, что в результате деяния, предусмотренного уголовным законом, физическому лицу непосредственно нанесён моральный, физический или материальный вред, оно признаётся в качестве потерпевшего (ст.87 УПК). Лицо признаётся в качестве потерпевшего с момента принятия постановления об этом дознавателем, следователем, прокурором или судом. Практика признания гражданина потерпевшим в самом конце расследования, непосредственно перед ознакомлением с материалами дела существенно ограничивает процессуальные возможности потерпевшего, не даёт ему полностью воспользоваться правами, которыми его наделил закон.[8]