Теперь о холодном оружии. У восточноевропейских народов, как и у народов Западной Европы, одним из основных видов холодного оружия являлся меч. Те образцы мечей, которые были характерны для вооружения русских воинов, условно подразделяются на две основные группы - каролингские и романские. Мечи каролингского типа относятся к периоду IX-первой половины XI столетия. Находки подобных мечей, а обнаружено их в общей сложности более сотни экземпляров, сконцентрированы в юго-восточной части России и Украины. Их основные геометрические параметры: клинки мечей при общей длине самого оружия около метра были практически одинаковые, весьма широкие - до 6 - 6,5 см, плоские и снабжённые долами, которые по своей ширине занимали около трети общей ширины клинка и слегка суживались к его оконечности. Они имели закруглённый конец, а потому были предназначены в основном для нанесения рубящих ударов. Рукояти мечей имели массивные ладьевидные перекрестия небольшой ширины и большие грибовидные навершия. Вес порядка полутора килограмм. Мечи относящиеся к так называемому романскому типу, относятся к периоду XI - XIV столетий. Они несколько меньше и легче мечей каролингского типа. Вес их около килограмма, длина примерно 86 сантиметров и толщина их клинков на 0,5 - 1,5 см меньше чем у мечей предыдущего типа. Однако во второй половине XII столетия и особенно в первой половине X11I столетия вновь наблюдается некоторое утяжеление рубящего оружия. Обусловленное процессом усиления доспеха. Появились довольно длинные, до 120 см, и тяжёлые, до 2 кг, мечи, превосходящие по своим параметрам даже образцы IX - X веков. Изменилась и конструкция рукоятей. Перекрестия мечей вытянулись и стали достигать в длину до 18-20 см, (перекрестия предыдущих образцов составляли около 10 см). Для того чтобы меч во время рубки не зажимал кисть руки, стержень его рукояти удлинился до 12 см. Клинки приобрели вполне определённые заострения на конце, так что теперь мечом стало удобно не только рубить, но и колоть.
Историки вели очень долгие споры относительно места производства мечей, найденных на территории Древней Руси. То их считали скандинавскими, то - русскими. Но в результате проведённых работ по расчистке клинков многих сотен мечей выяснилось, что подавляющее большинство было изготовлено на территории Франкского государства, Причём по большей части в нескольких мастерских, расположенных на Рейне. О чём свидетельствуют клейма. Несомненно, на территории Древней Руси существовало собственное клинковое производство. Однако приходится констатировать, что количественно преобладали всё же изделия западных оружейников. Следующее клинковое оружие- это сабля. Длина, её, около метра, ширина 3- 3,7 см, угол кривизны 3-4,5 см.
Не менее важным оружием, чем меч и сабля, на Руси было копьё. В отличие от клинкового оружия, копья были распространены гораздо шире. Наконечники копий были самых разнообразных очертаний: от ланцетовидной формы до удленнёнотреугольной. Общая длина копья в месте с древком обычно не превышала 3 метров.
Также весьма распространённым оружием был топор. Их делят на три группы: 1) специальные боевые топорики- молотки (чеканы), с украшениями, характерные по конструкции и небольшие по размеру; 2) секиры- универсальный инструмент похода и боя-напоминали производственные топоры, но были миниатюрнее их; 3) рабочие топоры, тяжёлые и массивные, на войне вероятно применялись редко. Обычные размеры топоров первых двух групп: длина лезвия 9-15 см, ширина до 10-12 см, вес до 450 г. Рабочие топоры заметно крупнее: длина лезвия 15-22 см, ширина 9-14, вес доходил до килограмма. Военные топоры легче и меньше, потому что в походе их приходилось носить при себе.
Хоть к России это отношения почти не имеет, очень интересно вооружение монгол, так как оно повлияло на характер боя и вид русского оружия. К сожалению, в сознании нашего рядового человека прочно укрепился стереотипный, но весьма далёкий от действительности образ татаро-монгольского воина, в виде эдакого низкорослого и очень злобного человечка в одежде из шкур и лисьем малахае, восседающего на кургузой, но юркой лошади, и вооружённого страшным луком и саблей.
До наших дней сохранилось не так уж мало исторических свидетельств о монголах периода их завоевательных походов. К числу наиболее замечательных и подробных из них относится, в частности, труд францисканского монаха-миссионера Джованни дель Плано Карпини, посетившего в 1245 году Монголию по поручению папы Иннокентия IV.
В своём сочинении, представляющем собою детальный отчёт об увиденном во время путешествия, Плано Карпини рассказывает не только о монгольском быте и нравах, но и подробно описывает монгольское вооружение и тактику.
Я не буду углубляться в сочинение Карпини, а просто опишу стандартный тип монгольского война.
Доспех его, как правило, был сделан из кожи, обработанной специальным образом (неско: слоев кожи склеивались, обрабатываясь смолой, такой доспех по своей крепкости не vctvi своим металлическим собратьям), на груди имелась защитная круглая металлическая пластина. Доспех также прикрывал, кроме корпуса ещё и руки до кисти, и ноги. Шлем же железный или медный, а то, что прикрывает шею и горло из кожи. Меч достаточно остры? сравнению с европейскими аналогами, несколько кривой и заточенный с одной стороны. Обязательное оружие - лук. Стандартный лук выпускал стрелу с силой 50-60 кг, так что и: него можно было поразить цель на расстоянии более ста метров. Щиты использовались, к; плетёные, с металлическим умбоном, так и цельнометаллические.
Это краткое описание монгольского война. А теперь вновь к России.
Последнее холодное оружие заслуживающие особого внимания - шпага. Шпага пришла в Россию из Европы в семнадцатом веке, а систематическое обучение юношества "рапирно! науке" началось в 1701 году, однако расцвет её приходится на вторую половину восемнадцатого века. Шпага оказала влияние почти на все типы клинкового оружия Росси нового времени. Типы кавалерийских сабель и навыки боя ими тоже очень заметно "европеизировались" Это не было отказом от исконно русской манеры боя: ведь в России петровских реформ, строго говоря, конкурировали турецкие и иранские, частично польскр типы сабель, диктовавшие соответствующие стили рубки. Есть ещё одна неотъемлемая ча русского оружия, которая пришла вместе с развитием огнестрельного оружия это штык. Применяться он начал ещё в петровской армии. Это наверно единственное оружие, которс руках русских пугало неприятеля, вплоть от его появления, и До середины двадцатого век< Вспомним хотя бы Великую Отечественную Войну, ведь даже элитные взводы немцев бежали от русской штыковой атаки.
И вот очень кратко описав оружие жителей Древней Руси и России, мы подошли непосредственно к боевым искусствам, то есть рукопашному бою.
"Русский стиль"
Сейчас в России и бывших республиках Советского Союза, после отмены запрета на боев) искусства, появляются в месте с Японскими, Китайскими и Корейскими боевыми искусствами некие древне русские стили, собранные под названием - русский стиль, так попробуем разобраться, что они собой представляют, и кто за ними стоит. Прежде всего, уточним: имеет место несколько школ, воскрешающих (каждая по-своему!) традиции российских воинов, причём друг с другом они существуют отнюдь не всегда мирно. Так, славяно-горицкая борьба в поисках истоков дошла до языческих корней, и теперь её адегп всячески клянут православие за то, что оно "замутило чистые воды древнеславянских родников". Все остальные системы припадают к ногам то православной церкви, то военно ведомства. Взаимных обвинений и, наоборот, саморекламы на тему "кто из нас более русский" тоже хватает. Единственное, на чём сходятся все стили, - это на проклятьях, адресованных "чуждому русскому духу" иноземному каратэ и ушу... Пожалуй, можно вычленить несколько основных направлений. Уже упоминавшаяся словяно-горицкая борь созданная А Беловым (нынешнее, языческое имя - Селидор), характеризуется жесткой силовой манерой боя с применением не столько ударов - "селедорцы" выступают без перчаток, - сколько толчков, зацепов и подсечек. Если же удар и наносится, то, как правил не кулаком, а предплечьем; это так называемый "удар на полруки", отмеченный в некотор былинах. Поединок происходит не на ровной площадке, а на имитирующем горку помосте так как словяно-горцы возводят своё искусство к богатырским игрищам Древней Руси, происходившим на погребальном кургане. Близка по идее, - но не по технике исполнения так называемая "Велесова борьба". Основатель её до сих пор засекречен, но, кажется, впе{ она появляется в школах прикладного рукопашного боя, культивировавшегося в органах МВД Тверской области.
Кроме "языческого", можно отметить ещё два направления "Казачий стиль" (впрочем, сторонники этого вида единоборства характерны скорее не. для России, а для Украины), реконструирующий боевое искусство казаков на основе запорожского гопака и некоторых других элементов. А также "офицерский стиль", опирающийся на традиции единоборства, из поколения в поколение передававшиеся российскими офицерами. Но о них позже, потому что они лежат вне рамок главного (главного ли?) направления "русского стиля".
Это направление представлено целой группой боевых школ. Свою систему оно возводит из кулачного боя мужиков (стенка на стенку или один на один), дополнительно опираясь на обрядовые пляски с элементами поединка, а также на средневековые "дуэли" - в рамкам "божьего суда". Такие поединки в средневековой Руси отчасти заменяли следствие, суд, а то и приведение приговора в исполнение. Назвать основателя сложно: как будто впервые данную систему "воскресил" петербуржец А. Грунтовский, но теперь едва ли не в каждом городе появились свои "основатели", вроде бы независимые от него. Наиболее заметный из них Г. Базлов из Твери со своей школой, именуемой "буза".