Смекни!
smekni.com

Философские концептуальные основы изучения олимпизма и олимпийского образования (стр. 3 из 3)

Одной из моделей сохранения нравственной ценности Олимпийских игр, спорта вообще является Fair Play.

В предисловии к Декларации международного комитета Fair Play (1992) его нынешний президент Вилли Дауме пишет: "Честная игра (Fair Play) представляет собой один из фундаментальных вопросов, относящихся к будущему спорта, и содержит набор этических принципов... принципы Честной игры становятся существенно необходимыми и могут быть даже ключом к решению борьбы с насилием... Наше исключительно сложное современное общество, в котором все взаимосвязано, обречено, если оно продолжит развиваться в условиях насилия. И угрожающий парадокс нашего мира существует - масштабы насилия продолжают расширяться.

Решение этой проблемы может быть частично реализовано через движение "Fair Play".

Принципы Fair Play основаны на строгом соблюдении правил в видах спорта, уважении, которые лица, участвующие в соревнованиях, должны демонстрировать в интересах друг друга и общего благополучия. Эти требования относятся не только к участникам соревнований, но и к судьям, тренерам, родителям, учителям, врачам и зрителям, к средствам массовой информации, спортивным федерациям, клубам и общественным властям.

В современном спорте суровые условия подготовки спортсменов высокого класса оказывают влияние на многие функции и системы организма, затрагивая не только биологические, но и психологические структуры.

Отсюда очевидно, что соблюдение принципов Fair Play серьезным образом влияет на становление нравственного облика спортсмена и всего олимпийского движения. Спортивная этика как составная часть олимпизма является составной частью физического воспитания, олимпийского образования молодежи. Поэтому пропаганду идей Fair Play необходимо начинать еще на этапе начальных занятий физической культурой и спортом, делая акцент на безусловном уважении соперника и безукоснительном соблюдении правил состязаний и игр. Необходимы теоретические занятия, где должны рассматриваться как общие нравственные критерии, так и специфические этические принципы спорта.

Спортивная этика как часть системы знаний об общих закономерностях нравственного воспитания в спорте должна стать непременной частью подготовки специалиста по физическому воспитанию, олимпийскому образованию.

Список литературы

1. Быховская И.М. Идея гармонии как ценность олимпизма // Межвуз. сб. науч. матер., посвященный 90-летию первого выступления российских спортсменов на Олимпийских играх. Воронеж, 1998, с. 6 - 13.

2. Дуранов М.Е., Чернецкий Ю.М. Общая педагогика. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 186 с.

3. Чернецкий Ю.М. Олимпизм в системе образования и воспитания. - Челябинск: "Полиграф-мастер", 2000. - 242 с.

4. Харабуга Г.Д. Проблемы современного международного олимпийского движения // Тез. докл. Всесоюз. симпозиума "Проблемы истории физической культуры и олимпийского спорта". М., 1981, с. 122 - 124.

5. Шатерников Э., Рузиев С. Олимпизм как основная категория теории олимпийского движения // Междунар. форум "Молодежь - Наука - Олимпизм", Москва, 14 -- 18 июля 1998 г., с. 275 - 277.

6. Daly J. Fair Play and competitive Sport; The moral imperative // JOA, 2nd Joint international Session for Educationists, 1995.

7. Fair Рlay for all. Declaration of the CIFP. Munchen, Paris, 1992.

8. Samaranch Huan Antonio. Sport, Culture and the Arts // Olympic message, № 26 (April), 1990. - P. 7 - 14.

9. Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Чернецкий философские концептуальные основы изучения олимпизма и олимпийского образования.