В 394 г. н. э. Римский император Феодосий 1 издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр. Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. И полторы тысячи лет игры не проводились. В последующие века спорт потерял то демократическое значение, которое придавали ему в Древней Греции. Надолго он стал привилегией «избранного» мошенничества, престал играть роль наиболее доступного средства общения между народами.
С наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес к искусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры. В начале 19 в. Спорт получил в Европе всеобщее признание и возникло стремление организовать нечто подобное Олимпийским играм. Некоторый след в истории оставили локальные игры, организованные в Греции в 1859, 1870, 1875 и 1879 годах. Хотя они и не дали ощутимых практических результатов в развитии международного Олимпийского движения, но послужили толчком к формированию Олимпийских игр современности, обязанных своим возрождением французскому общественному деятелю, педагогу, историку Пьеру Де Кубертену. Рост экономического и культурного общения между государствами, возникший в конце 18 в., появление современных видов транспорта, подготовили почву для возрождения Олимпийских игр в международном масштабе. Именно поэтому призыв Пьера Де Кубертена: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!», нашел должный отклик во многих странах.
23 июня 1894 г. в Париже в Большом зале Сорбонны собралась комиссия по возрождению Олимпийских игр. Ее генеральным секретарем стал Пьер Де Кубертен. Затем оформился Международный Олимпийский Комитет – МОК, в который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран.
По решению МОК игры первой Олимпиады были проведены в апреле 1896 г. в столице Греции на Панафинийском стадионе. Энергия Кубертена и энтузиазм греков преодолели многие препятствия и позволили выполнить намеченную программу первых игр современности. С восторгом принимали зрители красочные церемонии открытия и закрытия возрожденного фестиваля спорта, награждение победителей соревнований. Интерес к соревнованиям был так велик, что на мраморных трибунах Панафинийского стадиона, рассчитанных на 70 тысяч мест уместилось 80 тысяч зрителей. Успех возрождения олимпийских игр подтвердили общественность и пресса многих стран, с одобрением встретившие начинание.
Однако еще в начале подготовки Игр в Афинах выявились трудности, связанные с экономической слабостью Греции. Премьер-министр страны Триконис сразу же заявил Кубертену, что Афины не в состоянии осуществить столь крупное международное мероприятие, связанное с большими затратами средств и объемами работ для переустройства города и спортивных сооружений. Лишь поддержка населения помогла преодолеть это препятствие. Видные общественные деятели Греции образовали Организационный комитет и изыскали средства. В фонд подготовки игр поступали частные взносы, образовавшие крупные суммы. Были выпущены почтовые марки в честь Олимпийских игр. Доход от их реализации пошел в фонд подготовки. Энергичные меры оргкомитета и участие всего населения Греции принесли желанные плоды.
И все же явная неподготовленность Греции к серьезным мероприятиям подобного масштаба сказалось прежде всего на спортивных результатах соревнований, которые были невысоки даже по оценкам того времени. Причина тому была одна – отсутствие должным образом оборудованных сооружений.
Знаменитый Панафинийский стадион был одет белым мрамором, но его вместимость оказалась явно недостаточной. Спортивная арена не выдерживала никакой критики. Слишком узкая, имеющая уклон у одному краю, она оказалась плохо приспособленной для соревнований легкоатлетов. Мягкая гаревая дорожка к финишу имела повышение, а виражи были слишком круты. Пловцы соревновались в открытом море, где старт и финиш были обозначены растянутым между поплавками канатами. В таких условиях о высоких достижениях не приходилось даже мечтать. Стало ясно, что на примитивной арене стадиона атлеты не могут достичь высоких результатов. Кроме того, невиданный приток туристов, устремившихся в Афины, выявил необходимость приспособления городского хозяйства для их приема и обслуживания.
В настоящее время Мраморный стадион в Афинах для соревнований не используется, оставаясь памятником первых игр. Естественно, что организация современных олимпийских игр под силу лишь экономически развитым странам, города которых имеют необходимые спортивные сооружения и достаточно благоустроены, чтобы должным образом принят необходимое количество гостей. Вынося решение об очередных играх 1900-1904 годов Париже в Сент-Луисе МОК исходил из того, что в этих городах в тоже время проводились всемирные выставки. Расчет был прост – избранные города во Франции и США уже имели минимально необходимые спортивные сооружения, а подготовка к всемирным выставкам обеспечивала условия для обслуживания туристов и участников игр.
К прославленным Парижским ансамблям подготовка игр II Олимпиады не добавила ничего существенно нового.
На соревнованиях игр II Олимпиады в Париже были показаны довольно высокие результаты. Однако расчеты на использование уже существующих сооружений и совмещение игр со Всемирной выставкой себя не оправдали. Соревнования проходили на аренах, далеко расположенных друг от друга и не рассчитанных на большое количество зрителей. Легкая атлетика проводилась в Булонском лесу на грунтовых дорожках Ресинг клуба, плавание – в Аньере, гимнастика в Венсенском лесу, фехтование в Тьюильри, теннис на острове Пюто. Парижские игры стали частью программы третьей Всемирной выставки. Они привлекли мало зрителей, были слабо отражены в прессе.
Еще менее эффективными оказались игры III Олимпиады, проведенные впервые на Американском континенте в Сент-Луисе. Их также приурочили к всемирной выставке 1904 года. Подавляющее большинство участников составили сами американцы. Соревнования проводились главным образом на спортивных площадках Университета Вашингтона, рассчитанных на 40 тыс. мест. Беговая дорожка стадиона имела прямую – 200 м. Пловцы стартовали в искусственном русле реки на территории выставки с наспех сколоченного плота. Эти игры оставили малозаметный след в истории олимпийского движения.
Организаторы IV Олимпиады в Лондоне учли ошибки предшественников. В столица Великобритании за короткий срок был возведен стадион White-city с трибуной на 100 тыс. мест. На его территории разместили также стометровый плавательный бассейн, арену для соревнований борцов и каток с искусственным льдом.
Олимпийские игры в Лондоне положили начало сооружению специальных спортивных комплексов дли их проведения. Правильность такого решения подтвердили высокие результаты, показанные соревнующимися атлетами на стадионе «White-city», и большой интерес к играм, проявленный любителями спорта и прессой многих стран. При постройке “White-city” архитекторы впервые поставили проблему создания комплекса спортивных сооружений на одной территории.
Популярность современного олимпийского движения подкрепили игры V Олимпиады в Стокгольме. Их четкая организация, а главное специально построенный королевский стадион принесли играм заслуженный успех. Малый размер стадиона, деревянный козырек над трибунами создавали хорошую видимость и акустику. Стадион был снабжен круговыми проходами и тоннелями. Все последующие игры оставили в истории олимпийского движения неизгладимый след не только в виде высоких спортивных достижений, но и в форме уникальных произведений зодчества, оснащенных прогрессивными техническими устройствами, способствующими высоким достижениям атлетов, усовершенствованием структуры городов – столиц олимпийских игр.
Игры VII Олимпиады 1920 года состоялись в бельгийском городе Антверпене. Олимпийский стадион был решен как сооружение городского назначения. Здесь любители спорта впервые наблюдали за хоккейными матчами, проводимыми на искусственном льду. Для соревнования велосипедистов был оборудован большой велодром «Garden-city». Участок канала Вильбрек преобразился в водный стадион для соревнований по гребле. Футбольный турнир проходил на стадионе «Биршот». На олимпийском стадионе во время церемонии открытия олимпийских игр был поднят белый флаг с пятью переплетенными кольцами, символизирующими единство спортсменов всех континентов, и прозвучала олимпийская клятва.
В 1924 году отмечалось тридцатилетие олимпийского движения. Честь организации игр VIII Олимпиады была предоставлена Парижу. На этот раз Париж тщательно готовился к проведению Олимпийских игр. С этой целью был объявлен архитектурный конкурс на лучший проект Олимпийского стадиона. Победитель конкурса М. Фор-Дюжарик разработал проект современного стадиона с трибунами на 100 тысяч мест, с комплексом спортивных сооружений для соревнований по различным видам спорта и олимпийскую деревню для 2 тысяч спортсменов. Хотя реализовать проект не удалось, но он послужил стимулом для создания подобных комплексов в будущем. В предместье Парижа был построен стадион «Коломб» с трибунами на 40 тыс. мест, отвечающий требования того времени, но не отличающийся особой красотой и удобством для зрителей. Пловцы соревновались в бассейне «Турель». Игры прошли с большим успехом. Были показаны высокие спортивные результаты. На соревнованиях присутствовали более 600 тыс. зрителей.
К этой олимпиаде построили жилище для части атлетов. Это были деревянные одноэтажные дома с санузлами и душами.
Игры IX Олимпиады (1928г.) состоялись в Амстердаме – крупном экономическом и культурном центре Нидерландов. В пределах города к играм был построен стадион, который примыкал к городскому парку. В подтрибунном пространстве оборудованы вспомогательные помещения. Стадион на 40 тыс. мест отличала башня над трибунами, имитирующая ветреную мельницу.