Двигательная же недостаточность проходит совершенно незамеченной, а нередко сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците двигательной активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Лица, ведущие малоподвижный образ жизни, чаще страдают заболеваниями органов дыхания и кровообращения. Снижение двигательной активности в сочетании с нарушением режима литания и неправильным образом жизни приводит к появлению избыточной массы тела за счет отложения жира в тканях. [6, c. 155]
Огромное количество людей разного возраста занимаются физической культурой для того, чтобы улучшить самочувствие, укрепить здоровье, стать сильными, ловкими, выносливыми, иметь стройную фигуру, хорошо развитые мышцы. Занятия физической культурой – это как бы компенсация за то, что мы лишены таких естественных физических действий, как бег, прыжки, плавание, ходьба и т.д.
Выполняя физические упражнения, человек попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, обретает хорошее настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил. Медицинской наукой установлено, что систематические занятия физической культурой, соблюдение правильного двигательного и гигиенического режима являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального Уровня деятельности и работоспособности организма.
При выполнении физических упражнений от работающих мышц, суставов и связок в центральную нервную систему, в частности, в кору головного мозга, поступает большое количество сигналов, которые, в свою очередь, из центральной нервной системы направляются ко всем внутренним органам – к сердцу, легким, мышцам и т.д. Происходит учащение сердечной деятельности и дыхания, увеличивается скорость тока крови по сосудам, повышается артериальное давление, усиливается обмен веществ. Степень изменения деятельности внутренних органов зависит от характера работы; чем сложнее и интенсивнее мышечное движение, тем больше выражены изменения внутренних органов. Регулярные занятия физическими упражнениями, особенно в сочетании с дыхательной гимнастикой, повышают подвижность грудной клетки и диафрагмы. У занимающихся дыхание становится более редким и глубоким, а дыхательная мускулатура – более крепкой и выносливой. При глубоком и ритмичном дыхании происходит расширение кровеносных сосудов сердца, в результате чего улучшается питание и снабжение кислородом сердечной мышцы. [6, c. 135]
Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышцы человека увеличиваются в объеме, становятся более сильными, повышается их упругость; в мышцах в несколько раз увеличивается число функционирующих капилляров, которые в состоянии покоя находятся в спавшемся положении и через них кровь не проходит. При мышечных сокращениях капилляры открываются, в них начинается усиленное движение крови. В результате этого уменьшается венозный застой, увеличивается общее количество циркулирующей крови и улучшается доставки кислорода к органам и тканям.
1.2 Возникновение женских единоборств
Если рассмотреть продолжительную историю человечества, насыщенную непрекращающейся физической борьбой (вооруженной и рукопашной), и выделить в ней раздел, посвященный единоборствам, то участие в них женщин составит мизерную долю. Испокон веков женщины боролись и дрались очень редко.
Достоверные факты реальных женских единоборств до XVIII века очень редки (гораздо больше мифологии и художественного вымысла). К таким фактам можно отнести обучение спартанских девочек борьбе, женскую ритуальную борьбу у туарегов в Северной Африке (и у некоторых других кочевых племен), участие женщин в гладиаторских боях в Древнем Риме, и, наконец, женскую борьбу на ярмарочных помостах в средневековой Европе (не ясно, правда, являлась ли она реальной). К истории женских единоборств относятся также женские дуэли, упоминаний о которых немало, хотя не все из них достоверны или могут быть классифицированы как единоборства. Участие женщин в вооруженной борьбе и военных действиях также не носило массового характера. [3, c. 125]
В литературе женщины-воительницы – весьма популярный образ (от Брунгильды до знатных дам-дуэлянток в куртуазных французских романах). К мифологическим воительницам мы бы отнесли и древних амазонок. Борющиеся женщины встречаются в живописи и скульптуре (Ренуар, Писарро, Карпо, Роден). На тему женщин-воительниц рисовали Хосе де Рибера и Рубенс. На наш взгляд, одной из причин появления этих образов в литературе и искусстве является тайное пристрастие многих мужчин к фантазиям о женском поединке.
Что касается бытовых драк женщин, то они, безусловно, случались всегда, хотя всегда же и служили исключением из правила. Женские драки-поединки в прошлом были (как и сейчас) явлением относительно редким, а по причине их незначительности для истории человечества, в анналы они не попали, так, что информацию по этому поводу можно черпать в основном только из фильмов, художественной литературы, фольклора и домысливать. Кроме того, как мы уже отмечали, далеко не любую ссору с элементами насильственных действий можно причислить к единоборствам. Те красочные, визгливые и яростные женские драки (кошачьи бои), которые можно в обилии увидеть на видеокассетах, в кинофильмах и на интернетовских сайтах, не более чем театрализованные представления.
Достоверные свидетельства о женских единоборствах спортивной и зрелищной направленности появились в XVIII веке с распространением в Европе и США местной прессы. После изобретения английскими аристократами современного бокса, в Великобритании стали устраивать и женские бои, участницы которых были далеко не аристократками, а принадлежали к «дну общества». Особо славились ирландские боксерши. Во Франции до конца XIX века бокса не знали, зато устраивали женские борцовские схватки перед публикой. На картине Шама 1868 г. запечетлен эпизод женской борьбы. Есть упоминания о женских матчах по борьбе и боксу и в Северной Америке XVIII–XIX веках. [4, c. 177]
Подлинная же история женских единоборств начинается лишь в конце XIX – начале ХХ века. К событиям этого периода относятся: движение за равноправие женщин и мужчин во всех видах деятельности, в том числе, и в спорте; временное включение женской борьбы и бокса в олимпийские игры (правда, в качестве показательных выступлений); развитие женской цирковой борьбы, в которой, например, участвовала супруга прославленного борца Ивана Поддубного и многие другие женщины. К середине ХХ века старая цирковая борьба прекратила свое существование и трансформировалась в так называемый «кетч» (catch), или «рестлинг» (wrestling) – популярнейшее амриканское срежиссированное акробатическое боевое представление, в котором участвуют и женщины.
В конце XIX – начале XX веков многие феминистки у суффражистки пытались культивировать среди женщин «мужские виды спорта», в том числе, борьбу и бокс. В 1901 году изобретатель Эдисон сумел заснять на только что изобретенный киноаппарат показательный матч по боксу между сестрами Гордон. Особо активные дамы устраивали дружеские поединки. Но в те времена такие виды спорта не получили широкого распространения.
Бурный всплеск в развитии женских единоборств (как развлекательного, так и спортивного направлений) начался с 60-х и 70-x годов XX века (в особенности, после признания женского дзюдо официальным видом спорта). Это и первые боксерши, пытающиеся добиться разрешения выступать на ринге, и развитие женского кикбоксинга, таеквандо, других восточных единоборств. В 60–70-е годы в богатых американских домах стали устраивать борцовские поединки между специально подготовленными борчихами. Затем увлечение борьбой перекинулось на самих богатых дам, целый день скучающих без мужей, а позднее это увлечение распространилось среди женщин разных слоев общества (идеологом и практиком этого увлечения является Барбара «Доктор»). Наконец, в последнем десятилетии XX века начинается бурное развитие женского бокса и женской вольной борьбы, которые вскоре станут олимпийскими видами спорта. Как апофеоз полного равноправия женщин можно рассматривать их участие в боях «без правил», где для победы над соперницей допускаются практически любые удары и захваты. То есть, женские единоборства фактически превратились в зеркальное отражение мужских и летопись единоборств пишется теперь совместными усилиями обоих полов. [5, c. 185]
В последние десятилетия интерес к женским единоборствам принял настолько массовый характер, что эпизоды с женскими поединками буквально заполонили телевидение, кино и сеть Интернет. Уже снято несколько фильмов, целиком посвященных женщинам-бойцам и женщинам-воительницам, а распространение видеокассет и видеоклипов с женскими единоборствами стало прибыльным бизнесом. Популярность женского профессионального бокса в настоящее время огромна, а представления с женской борьбой можно увидеть практически в любом городе России. Такова не очень богатая, но весьма динамичная история женских единоборств.
Известно, что у большинства двуполых биологических существ имеют место ритуальные поединки самцов за обладание самками, за достижение власти в стае и т.д. Это проявление отбора именно среди самцов объясняется их меньшей, чем у самок, биологической ценностью – один самец может оплодотворить многих самок, тогда как самка способна зачать существенно меньшее число раз. В статье В.Р. Дольника «Жизнь – разгадка пола или пол – разгадка жизни» это явление называется «принципом незаменимости самки». Ритуальные поединки самцов – неотъемлемый атрибут биологической жизни видов. Они совершенно необходимы для правильного выбора самками своих партнеров, а значит и для поддержания жизнеспособности потомства. Таким образом, одна из причин широкого распространения драк и поединков среди мужчин – проявление биологического стремления к внутривидовой борьбе.